Реферат, курсовой проект, дипломная работа, эссе, сочинение, контрольная, аналитическая справка на заказ
Главная
Рефераты на заказ
Типы работ
Предметы и темы
Гарантии
Цены
Заказ и оплата
В помощь студенту
Партнерство и реклама
ВУЗы Москвы
Вакансии
Разное





Rambler's Top100


Заказ диплома Заказ курсовой Заказ реферата Заказать диплом курсовой проект дипломнаую работу, эссе, сочинение на заказ
Заказать реферат, курсовую работу, дипломный проект, эссе, сочинение, контрольную работу, аналитическую справку, отчет по практике бизнес-план предприятия экономика право
 

* ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*

тел. (495) 728 - 3241; info@troek.net

Философия, круг ее проблем и роль в обществе

Философия - это самая древняя область знаний. Она возникла в
середине первого тысячелетия до нашей эры практически одновременно
в трех районах мира - в Китае, Индии и Греции.
Уже это свидетельствует о том, что рождение философии было
вызвано настоятельными общественными потребностями.
Сам термин "философия" древнегреческого происхождения: "фило"
- люблю, "софия" - мудрость. Характерно, что триста лет тому назад
философию на Руси так и называли - "любомудрием". Однако сам тер-
мин мало что говорит о содержании этой науки. Можно сказать, что
философия - это совокупность ключевых выводов из основного содер-
жания культуры определенной эпохи, ее квинтэссенция. В этом ее
смысл и значение. Философия выступает как особый, теоретический
уровень мировоззрения, рассматривает мир в его отношении к челове-
ку и человека в его отношении к миру. Мы еще вернемся к вопросу о
содержании философии. А сейчас подумаем вместе с Вами о том,для
чего необходимо изучение философии, что делает эту задачу особенно
актуальной сегодня.
1.1. Мировоззрение, его исторические типы, уровни и формы

Мы живем в эпоху, когда обострились проблемы, от решения кото-
рых зависит ответ на гамлетовский вопрос: быть или не быть челове-
ку и человечеству на Земле.
Можно, конечно, попытаться укрыться от этих мучительных проб-
лем по принципу: моя хата с краю... Но достойно ли это человека?
А поиск ответов на все новые масштабные вопросы, выдвигаемые
жизнью: проблемы человека и природы, человека и общества, техно-
сферы и биосферы, многие вопросы взаимоотношений между социальными
системами и государствами и т.д. - требует умения самоопределяться,
выяснять пути решения этих и многих других вопросов, а главное
- находить свое место и роль в этих сложных процессах.Но для этого
нужна такая предпосылка, как умение мыслить,достаточно широкий
взгляд на вещи в качестве условия осознанной, разумной ориентации
в окружающей действительности.
Однако способность к разумному мышлению не является врожден-
ной, ее необходимо формировать и развивать, и один из лучших путей
к этому - усвоение достижений философской культуры. Мы увидим с
Вами дальше, - а пока это придется принять на веру,- что философия
вовсе не является чем-то витающим в облаках чистой мысли. Напро-
тив, ее главное назначение связано с решением коренных вопросов
самой жизни. Ведь в конечном счете в центре философии стоит вопрос
о человеке и его месте в мире, его месте в обществе, о смысле его
жизни. И главное назначение философии - помочь человеку ориентиро-
ваться в бесконечных сложностях жизни, в решении тех уравнений со
множеством неизвестных, которые постоянно возникают на жизненном
пути.
Можно с полным правом сказать, что изучение философии - это
школа, которая помогает воспитывать культуру разумного мышления,
умение свободно руководить движением мысли, доказывать и опровер-
гать. Понятно, что наука мыслить не может быть взята напрокат,
овладение ею требует усилий, напряжения интеллектуальных способ-
ностей.
Конечно, это совсем не просто и предполагает, в частности,
знакомство с историей философии, чтобы шаг за шагом проследить,
как решались "вечные проблемы" на протяжении многих столетий, а
главное, чтобы подготовить себя к пониманию путей их решения в
современной философии, в том числе и в философии
диалектико-материалистической.
Роль философии в наши дни велика и в реализации гуманисти-
ческих идеалов, ибо только через призму гуманизма может обрес-
ти нужную ориентацию научно-технический прогресс, могут быть реше-
ны в интересах человека и человечества глобальные проблемы - от
снятия угрозы термоядерной войны до ликвидации угрозы генети-
ческим основам и психике человека.
При этом наша философия не должна впредь искусственно отгора-
живаться от философского процесса в других странах, ибо мы вов-
се не являемся обладателями истины в последней инстанции по лю-
бому вопросу. Здесь необходимы обмен и систематическое знакомство
с достижениями современной мировой философской мысли.
А теперь обратимся к вопросам, которыми непосредственно зани-
мается философия. Центральной задачей философии является решение
целого комплекса мировоззренческих проблем, выработка с позиций
разума системы обобщенных взглядов на мир в целом. Что это за
проблемы, которые с полным правом можно назвать вечными?
Что образует основу мира?
Как устроен мир, как соотнесены в нем духовное и материальное?
Имел ли мир начало во времени или он существует вечно?
Есть ли в мире известная упорядоченность или все в нем хао-
тично?
Развивается ли мир или он постоянно вращается в одном неиз-
менном круге?
Можно ли познать мир?
Случайно ли встают перед человеком и человечеством эти вопро-
сы? Нет, не случайно. Они возникают из потребности в общей ориен-
тации в мире.
Решая их так или иначе, человек как бы набрасывает координат-
ную сетку, в рамках которой будет развертываться и его деятель-
ность, и работа его мысли.В теоретически обоснованном решении этих
и иных мировоззренческих проблем и состоит назначение философии, а
вместе с тем и значение ее освоения.
Философия важна и для лучшей ориентации в Вашей будущей спе-
циальности, а главное - для углубленного понимания жизни во всей
ее многосложности. Эти два момента тесно связаны между собой - фи-
лософские аспекты технического знания и НТП и, что не менее важно,
широкий философский кругозор, выходящий далеко за узкие рамки спе-
циальности.
Можно сказать, что мировоззрение - это ядро, стержень созна-
ния и самосознания личности. Оно выступает как более или менее це-
лостное понимание людьми мира и самих себя, своего места в нем.
Оно есть у каждого. Но его уровень, его содержание, форма и т.д.
различны. Но об этом дальше. Здесь же отметим, во-первых, что ми-
ровоззрение исторически конкретно, поскольку вырастает на почве
культуры своего времени и вместе с ней претерпевает серьезные из-
менения. Во-вторых, общество в каждую эпоху социально неоднородно,
оно делится на различные группы и общности со своими интересами. К
тому же сами люди различаются не только по их месту в обществе, но
и по своему развитию, своим устремлением и т.д. Иными словами, ми-
ровоззрение каждой эпохи реализуется во множестве групповых и ин-
дивидуальных вариантов.
К тому же мировоззрение как система включает в себя ряд ком-
понентов. Прежде всего это знания, имеющие своей опорой истину, а
наряду с этим и ценности, наиболее ярко выраженные в нравственных
и эстетических составляющих мировоззрения, имеющих своей базой
добро и красоту.
В выработке мировоззрения участвуют не только наш разум, но и
наши чувства. Это значит, что мировоззрение включает в себя как бы
два среза - интеллектуальный и эмоциональный. Эмоционально-психо-
логическая сторона мировоззрения представлена мироощущением и ми-
ровосприятием, а интеллектуальная - миропониманием.
Естественно, что соотношение этих сторон различно на различ-
ных уровнях мировоззрения, неодинакова их представленность в миро-
воззрении в разные эпохи, наконец, различны пропорции этих сторон
и в мировоззрении разных людей.
Больше того, разной может быть и сама эмоциональная окраска
мировоззрения, выражаемая в чувствах, настроениях и т.п.,- от ра-
достных, оптимистических тонов до тонов мрачных, пессимистических.
Второй уровень мировоззрения - миропонимание, опирающееся
прежде всего на знания, хотя миропонимание и мироощущение не даны
просто рядом друг с другом: они, как правило, едины. Это их единс-
тво просматривается в убеждениях, где вместе даны знание и чувс-
тво, разум и воля, где формируется социальная позиция, ради кото-
рой человек порой способен на многое.
Сила убеждений - в доверии человека их сути и смыслу. А это
значит, что мировоззрение включает в свою структуру уверенность,
следовательно, и веру (это может быть и религиозная вера, и вера в
привидения и чудеса, и вере в науку и т.д.).
Разумная вера не исключает сомнения, но чужда как догматизма,
так и безбрежного скептицизма, полностью лишающего человека опор-
ных пунктов и в познании, и в деятельности.
Теперь обратимся к типологии мировоззрения. Прежде всего сле-
дует выделить два уровня мировоззрения: жизненно-повседневное и
теоретическое. Первое складывается стихийно, в процессе повседнев-
ной жизнедеятельности. Это мировоззрение широких слоев общества.
Данный уровень мировоззрения важен, его нужно учитывать, хотя он и
отличается: 1) недостаточной широтой; 2) своеобразным переплетени-
ем трезвых положений и установок с примитивными, мистическими,
обывательскими представлениями и предрассудками; 3) большой эмоци-
ональной нагрузкой
Эти минусы преодолеваются на теоретическом уровне миропонима-
ния и мировоззрения. Это философский уровень мировоззрения, когда
человек подходит к миру с позиций разума, действует, опираясь на
логику, обосновывая свои выводы и утверждения.
Если подходить исторически, то философии как особому типу ми-
ровоззрения предшествовали мифологический и религиозный типы миро-
воззрения. Миф как особая форма сознания и мировоззрения представ-
лял собой своеобразный сплав знаний, хотя и весьма ограниченных,
религиозных верований и различных видов искусства.
Переплетение в мифе элементов знаний о мире с религиозной и
художественной фантазией находит свое выражение в том, что в рам-
ках мифа мысль еще не обрела полной самостоятельности и чаще всего
облекалась в художественно-поэтические формы, что отчетливо прос-
матривается в "Мифах Древней Греции", в "Илиаде","Одиссее", нацио-
нальном фольклоре и т.д. И в то же время в мифах уже рисовалась
картина мира в целом в виде теософии, шел поиск путей утверждения
единства природы и общества, мира и человека, прошлого и настояще-
го, решались в своеобразной форме мировоззренческие проблемы.
Дальнейшее развитие миропонимания пошло по двум линиям - по
линии религии и по линии философии.
Религия - форма мировоззрения, в которой освоение мира осу-
ществляется через его удвоение на земной, естественный и потусто-
ронний, сверхъестественный, небесный. При этом в отличие от науки,
тоже создающей свой второй мир в виде научной картины природы,
второй мир религии основан не на знании, а на вере в сверхъестест-
венные силы и их главенствующую роль в мире, в жизни людей. К тому
же сама религиозная вера - это особое состояние сознания, отличное
от уверенности ученого, которая базируется на рациональных осно-
вах; в религии же вера реализуется в культе и через культ.
Причина религии - зависимость людей от неподконтрольных им
естественных, природных и социальных сил. Она выступает как иллю-
зорное восполнение слабости человека перед ними. Долгая эволюция
религии привела к идее бога как распорядителя дел земных и небес-
ных. Религия в свое время играла положительную роль как средство
социальной регуляции, формирования осознания единства человеческо-
го рода, общечеловеческих ценностей.
Общее, что роднит религию и философию, - это решение миро-
воззренческих проблем. Но характер подхода к этим проблемам в их
рамках, равно как и само их решение, глубоко различно. В противо-
вес религии с ее ставкой на веру философия всегда опиралась на
знания, разум. Уже первый шаг философии состоял в поиске единого
во всем, в поиске первоосновы мира не за его пределами, а в нем
самом.
1.2. Философское мировоззрение и его ключевые проблемы:
мир и человек, бытие и сознание.

Мы уже определили точку отсчета, время рождения философии. С
этого времени прошло два с половиной тысячелетия, в течение кото-
рых взгляды на содержание и задачи философии развивались. Первона-
чально философия выступала в качестве синтеза всех знаний. В даль-
нейшем в процессе обособления частных наук сфера философского зна-
ния постепенно сужалась, хотя при этом его главное содержание,
его, так сказать, стержень сохранялся.
Что постоянно оставалось в центре внимания философов? Во-пер-
вых, природа; во-вторых, общественная жизнь; в-третьих, (и это
главное), человек. Эти три центральных момента - природный и об-
щественный мир, а так же человек в их взаимосвязи - были и остают-
ся главными предметами философских размышлений.
Философия - это теоретически разработанное мировоззрение,
система самых общих теоретических взглядов на мир, на место чело-
века в нем, уяснения различных форм его отношения к миру. Две
главные черты характеризуют философское мировоззрение - его сис-
темность, во-первых, и, во-вторых, теоретический, логически обос-
нованный характер системы философских взглядов.
К этому следует добавить, что в центре философии стоит чело-
век, что, с одной стороны, обусловливает формирование картины мира
и исследование его воздействия на человека, а с другой - рассмот-
рение человека в его отношении к миру, определение его места, его
предназначения в мире и обществе. Отношение человека и мира прони-
зывает всю философию, начиная с вопроса о том, что есть наше зна-
ние? Задана ли истина вещами, объектами или она продукт произвола
субъекта? Что есть ценность? "Сидит" ли она в вещи, или мы припи-
сываем ей ценность?
Отсюда следует, что вопрос о соотношении материи и сознания,
т.е. по сути дела об отношении мира и человека есть "стержневой",
основной вопрос философии. Ни одно философское учение не может
обойти этот вопрос, и все иные проблемы рассматриваются через
призму соотношения материи и сознания.
Различное решение этого вопроса, который Ф.Энгельс характери-
зовал как великий основной вопрос всей, в особенности новейшей фи-
лософии, определяет водораздел между главными направлениями фило-
софии. Сам основной вопрос имеет две стороны. Первая - что первич-
но,материя или сознание; вторая - как относятся наши мысли о мире
к самому этому миру, т.е. познаваем ли мир.
Различные решения первой стороны основного вопроса определяют
деление философов на материалистов, опирающихся на науку и практи-
ку, и идеалистов, чьи взгляды перекликаются с религиозными. В свою
очередь, решая вторую сторону основного вопроса, философы делятся
на стоящих на точке зрения познаваемости мира, и агностиков, отри-
цающих возможность познания действительности.
Если же идти дальше,то в свою очередь отношение человека к
миру троякое - познавательное, практическое, ценностное. Каждое из
них решает свой вопрос - что я могу знать?; что я должен делать?;
на что я могу надеяться?
Как мы уже отметили выше, вопрос, который изначально решала
философия, это вопрос о том, что есть мир, что мы знаем о нем,
поскольку без этого не решить и вопрос об отношении человека к ми-
ру.
Но познание мира было делом не только философии. Особенность
философии состоит в том, что она изначально выступала как универ-
сальное теоретическое познание, как познание всеобщего, всеобщих
принципов бытия. Именно это отграничивало и отграничивает филосо-
фию от конкретных наук.
Наряду с этим философия, как уже отмечалось выше, призвана
решать вопросы, связанные с познаваемостью мира: не только позна-
ваем ли мир, но и каковы средства проверки истинности наших знаний
и т.д.
Но философствовать - значит решать и проблемы ценности, прак-
тического разума, как сказал бы Кант, прежде всего проблемы нравс-
твенности и среди них тот самый важнейший вопрос, который впервые
поставил Сократ: "Что есть добро?"
Суть философствования, таким образом, не просто и не только в
обретении знаний о мире в целом, но и в том, чтобы воспитывать че-
ловека, указывать ему высшие цели в соответствии с иерархией
нравственных ценностей, учить умению подчинять свои поступки этим
высшим нравственным целям. Без этого сама жизнь человеческая лиша-
ется смысла, а человек перестает быть человеком. Это тем вернее,
если учесть, что человек есть высшая ценность, что он и его
счастье есть высшая цель. Определение путей достижения этой цели
есть одна из центральных задач философии.
Развивая дальше понимание философии, распространив принципы
материализма на понимание истории. К.Маркс вскрыл тот факт,что фи-
лософия есть и форма исторического знания, раскрыл связь философии
с практикой, установил, что отношение человека к природе опосреду-
ется общественным бытием, трудом, практикой.
В итоге философия выступила не только в виде обобщенного
взгляда на природу, но и в качестве обобщенного взгляда на общест-
во и его подсистемы.
Поле деятельности философии определяется тем, что она, как мы
уже отметили выше, есть квинтэссенция культуры. Поэтому содержание
философской науки представляло достаточно сложную систему.
Сложность и многогранность философского знания показал уже
Гегель. Задача целостного осмысления с философских позиций как
природной, так и социальной реальности через оппозицию человека и
мира остается важнейшей и сегодня, особенно в связи с коренными
переменами во всех сферах нашей жизни и потребностями осмысления
этих перемен.
1.3. Роль и значение философии, ее основные функции.

Мы фактически уже показали отчасти роль и значение философии.
Эта роль определяется прежде всего тем, что она выступает в ка-
честве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она
решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации
человека в мире культуры, в мире духовных ценностей.
Это важнейшие задачи философии, а вместе с тем и ее функции -
мировоззренческая, теоретико-познавательная и ценностно-ориентаци-
онная. В ряду этих функций лежит и решение философских вопросов
практического отношения к миру, а соответственно функция праксео-
логическая.
Это, так сказать, костяк, основа функционального назначения
философии. Но сами основные функции конкретизируются. В частности,
познавательная преломляется в функции выработки категорий, отража-
ющих наиболее общие связи и отношения вещей и составляющих поня-
тийную основу всякого освоения предметного мира, всякого мышления.
Через систему категорий и содержание философии в целом реали-
зуется такая ее функция, как методологическая. С названными тесно
связана функция рациональной обработки и систематизации, теорети-
ческого выражения результатов человеческого опыта.
Далее следует назвать критическую функцию философии, выполня-
ющую задачи преодоления устаревших догм и взглядов. Эта роль фило-
софии особенно четко выражена в трудах Бэкона, Декарта, Геге-
ля, Маркса. Философия выполняет и прогностическую функцию, реали-
зуемую в построении моделей будущего.
Наконец, существенное место в арсенале функций философии за-
нимает интегративная, состоящая в обобщении и систематизации всех
форм человеческого опыта и знаний - практического, познавательно-
го, ценностного. Только на базе такой интеграции можно успешно ре-
шать проблемы гармонизации общественной жизни.
Рассматривая роль философии в обществе, следует видеть, что
сама эта роль исторически меняется, а ее "вечные проблемы" с ходом
времени приобретают иное, чем прежде, звучание. Скажем, отношение
человека и природы существовало всегда, но оно имело один смысл в
домашинный период, другой - в эпоху машинного производства, а в
эпоху НТР - это отношение обрело характер глобальной экологической
проблемы. Таков первый важный момент, характерный для понимания
роли философской мысли в диалектико-материалистической философии.
Этот момент - историзм, который проявляется в подходе практически
ко всем проблемам философии.
Второй момент состоит в том, что философские проблемы расс-
матриваются в диалектико-материалистической философии прежде всего
как проблемы общественного бытия, которые разрешаются в человечес-
кой практике.
Диалектико-материалистическое понимание истории как важнейшее
приобретение философии резко изменило подход к философским пробле-
мам, обнаружило их вплетенность в ткань общественной жизни, а так-
же то, что поиск путей и средств их решения следует вести не в ло-
не чистого умозрения, а в реальной жизни.
Короче говоря, философия должна рассматриваться как социаль-
но-историческое знание, тесно связанное с жизнью, постоянно разви-
вающееся вместе с ней.
1.4. Философия и наука.

Философия на протяжении всего своего развития была связана с
наукой, хотя сам характер этой связи, а точнее, соотношение фило-
софии и науки с течением времени менялось.
На начальном этапе философия была единственной наукой и вклю-
чала в себя всю совокупность знаний. Так было в философии древнего
мира и в период средневековья. В дальнейшем развертывается процесс
специализации и дифференциации научных знаний и их отмежевания от
философии. Этот процесс интенсивно идет, начиная с XV-ХVI вв. и
достигает верхнего предела в ХVII-ХVIII вв.
На этом втором этапе конкретно-научное знание носило преиму-
щественно эмпирический, опытный характер, а теоретические обобще-
ния делала философия, притом чисто умозрительным путем. При этом
достигались нередко и положительные результаты, но было нагорожено
и немало вздора.
Наконец, в третий период, начало которого относится к Х1Х в.,
наука частично перенимает у философии и теоретическое обобщение
своих результатов. Универсальную, философскую картину мира филосо-
фия может теперь строить лишь вместе с наукой, на основе обобщения
конкретно-научных знаний.
Необходимо еще раз подчеркнуть, что типы мировоззрения, в том
числе и философского, многообразны. Последнее может быть и науч-
ным, и ненаучным.
Научное философское мировоззрение в большей мере формирует и
представляет учения философского материализма, начиная с наивного
материализма древних через материалистические учения ХVII-ХVIII
вв. к диалектическому материализму. Существенным приобретением ма-
териализма на этом этапе его развития явилась диалектика, которая,
в отличие от метафизики, рассматривает мир и отражающее его мышле-
ние во взаимодействии и развитии. Диалектика уже потому обогатила
материализм, что материализм берет мир таким, каков он есть, а мир
развивается, тон диалектичен и в силу этого без диалектики не мо-
жет быть понят.
Философия и наука тесно взаимосвязаны. С развитием науки, как
правило, происходит прогресс философии: с каждым делающим эпоху
открытием в естествознании, как отмечал еще Ф.Энгельс, материализм
должен менять свою форму. Но нельзя видеть и обратных токов от фи-
лософии к науке. Достаточно указать на идеи атомизма Демокри-
та,оставившие неизгладимый след в развитии науки.
Философия и наука рождаются в рамках конкретных типов культу-
ры, взаимно влияют друг на друга, решая при этом каждая свои зада-
чи и взаимодействуя в ходе их решения.
Философия намечает пути разрешения противоречий на стыках на-
ук. Она также призвана решать и такую задачу, как уяснение самых
общих оснований культуры вообще и науки, в частности. Философия
выступает как мыслительный инструмент, она вырабатывает принципы,
категории, методы познания, которые активно применяются в конкрет-
ных науках.
В философии, таким образом, отрабатываются общемировоззрен-
ческие и теоретико-познавательные основы науки, обосновываются ее
ценностные аспекты. Полезна или вредна наука? Ответ на этот вопрос
и подобные ему помогает в наши дни найти именно философия.
Завершая, остановимся еще на одном вопросе: философия и об-
щество. Философия - продукт своего времени, она связана с его
проблемами и потребностями. Иначе говоря, корни философии любой
эпохи следует видеть не только в воззрениях философских предшест-
венников, но и в социальном климате эпохи, в ее связи с интересами
определенных классов. Социальные интересы безусловно влияют на от-
бор материала из теоретического наследства, на философскую ориен-
тировку, связанную с социальными ситуациями.
Но все это не следует преувеличивать, а тем более абсолютизи-
ровать, как это делалось в недавнем прошлом.
Больше того, было бы непозволительным упрощенчеством оцени-
вать философские позиции как истинные или ложные в качестве зер-
кального отражения классового размежевания. И, конечно же, ничего,
кроме вреда, не принесла нам и нашей философии установка: кто не с
нами, тот против нас, кто не с нами, тот не владеет истиной. По-
добный подход к партийности, классовости философии, такое ее вуль-
гарное толкование привели к самоизоляции нашей философии. А между
тем зарубежная философская мысль шла вперед и многие ее "наработ-
ки" могли бы и обогатить нас.
Сегодня необходим свободный обмен мыслями, мнениями как усло-
вие нормального развития философской мысли. Научная философия обя-
зана стоять на точке зрения непредвзятого исследования, а философ
должен быть не только идеологом, но и человеком науки. Философия
научна постольку, поскольку она связывается с действительностью
через конкретно-научные знания. Философия научна не в том смысле,
что она за ученых решает их задачи, а в том, что она выступает как
теоретическое обобщение человеческой истории, как научное обосно-
вание современной и будущей деятельности людей.
Это верно для всех сфер жизни - для анализа познавательных
проблем, где исходное - изучение истории познания, истории науки;
для анализа техники и технической деятельности - обобщение истории
развития техники. Аналогичный подход характерен для философии и в
сфере политики, морали, религии и т.д. Философский анализ, таким
образом, строится на базе строго научного исследования реальных
исторических связей.
Сегодня особое значение приобретают исследования всемирно-ис-
торических противоречий - человек и природа, природа и общество,
общество и личность, решение собственно человеческих, гуманитарных
проблем в увязке с проблемами судеб цивилизации, с разрешением це-
лого комплекса глобальных проблем. Все это требует от каждого ов-
ладения философией, философской компетентности, мировоззренческой
зрелости и культуры.
Исторические типы философии

Для того чтобы лучше понять смысл и суть философии как науки,
полезно и даже необходимо обратиться к истории ее развития, расс-
мотреть, как шло движение философской мысли в разные периоды исто-
рии человеческого общества. Изучение центральных проблем, вставав-
ших перед философами того или иного периода, поможет выработать
представление об исторических типах философии, о своеобразии фило-
софской мысли разных народов в разные периоды их истории. В насто-
ящее время в истории философской мысли обычно выделяют следующие
ее основные типы: философия Древнего Востока, античная философия,
философия средневековья и эпохи Возрождения, философия Нового вре-
мени, развитие отечественной философии в Х1-Х1Х столетиях, форми-
рование и развитие диалектико-материалистической философии, зару-
бежная философия ХХ века.
В каждый период истории человечества существовали свои осо-
бенности в развитии науки, культуры, общественных отношений, стиле
мышления и т.д. Все это накладывало отпечаток и на развитие фило-
софской мысли, на то, какие проблемы в области философии выдвига-
лись на первый план. При этом само своеобразие в развитии этих
взглядов и учений обусловливалось специфическими экономическими,
социальными и культурными факторами каждой эпохи. Все это вместе
взятое и является основой для выделения определенных типов филосо-
фии. Важно, однако, при этом иметь в виду, что, несмотря на сво-
еобразие философских учений в разные периоды истории, между ними
сохраняется преемственность, которая позволяет говорить о единстве
историко-философского процесса.
2.1. Философия Древнего Востока и основные особенности
античной философии.

Возникновение философии относится к той эпохе всемирной исто-
рии, когда на смену первобытно-общинному строю пришел более разви-
тый - рабовладельческий. В эту эпоху в древних Индии и Китае, в
Греции и Риме и других регионах стали появляться первые философс-
кие учения. Этому способствовало прежде всего накопление зачатков
научных знаний, изменения в общественном производстве (развитие
земледелия, ремесла, торговли), связанные с этим перемены в соци-
ально-экономических отношениях,в образе жизни людей ( появление
классов; первых государств). Рабовладельческий строй способствовал
развитию культуры, что в свою очередь дало толчок развитию филосо-
фии.
Уже в народном творчестве древнейших эпох, в мифологических
сказаниях о богах и героях, наряду с религиозно-мистическими
представлениями о сверхъестественных божественных существах, воз-
никали зародыши натуралистического, естественного понимания окру-
жающих человека явлений мира. Так, в мифах древних египтян гово-
рится, что все произошло из вод океана и что воздух пребывает во
всех вещах. Один из древнейших памятников индийской мифологии
"Ригведа", - наряду с мифами о дэвах (божествах первобытной рели-
гии), содержит представление о естественном характере происхожде-
ния вещей. Подобные зачатки натуралистического подхода к природным
явлениям в последствии стали идейным источником древнейших фило-
софских учений. Передовые мыслители Древнего Египта, Вавилона, Ин-
дии, Китая, Греции и Рима и других стран древнего мира противопос-
тавили мифологическим взглядам, господствовавшим в древние време-
на, материалистическое понимание природных явлений. Они рассматри-
вали мир таким, каков он есть, каким он представлялся нашему не-
посредственному взгляду, без привнесения в него предвзятых идей.
Древние философы впервые поставили вопрос о том, что лежит в
основе мира. Совершенно очевидно, что при формировании мировоззре-
ния вопрос о первоначале и основе единства многообразных явлений
окружающей человека действительности выдвигается на первый план. В
сущности, задача философии тогда и состояла именно в том, чтобы
попытаться охватить единым взором все пестрое и великое многообра-
зие явлений природы и общества, найти единство и связь там, где на
поверхности выступает хаотическое переплетение вещей и процессов.
Материальность мира и его материальное единство понимались
древними философами как нечто само собой разумеющееся, требовалось
лишь показать, какова именно эта единая материальная основа вещей.
Одни философы за материальную основу и "первоначало" всех вещей
принимали огонь, другие - воду, третьи - воздух, четвертые матери-
альную основу всех вещей видели не в одном, а в совокупности ряда
качественно различных элементов: в огне, воздухе, воде, земле и
т.д. Это были, хотя и наивные, но смелые попытки объяснить мир из
него самого, при помощи естественных причин. Размышления древних
мыслителей о материальной основе всех вещей явились первоначальным
естественно-научным подходом к природным явлениям.
В древней Индии уже за несколько веков до нашей эры филосо-
фы-материалисты - чарваки выдвигали требование объяснить мир, при-
роду, не прибегая ни к какому божественному существу. Древние ки-
тайские мыслители учили, что явления природы состоят из материаль-
ных частиц ци и подчиняются объективной естественной закономернос-
ти дао.
На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции наблюдается бурный
расцвет культуры и философии. За это время было создано новое, не-
мифологическое мировоззрение, новая картина мира, центральным эле-
ментом которой стало учение о космосе (космогония). Согласно
взглядам древнегреческих мыслителей этой поры, космос охватывает
Землю, человека, животных, растения, небесные светила и сам небес-
ный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму, конечен по своим
размерам, в нем происходит постоянный круговорот, все возникает,
течет и изменяется. Но из чего все возникает, течет и изменяется.
И из чего все возникает, и к чему все возвращается? Одни греческие
мыслители (натурфилософы) считали, что основой вещей являются
чувственно воспринимаемые предметы - вода, воздух, огонь; другие
(пифагорейцы) видели эту основу в математических числах; третьи
(элеаты) усматривали основу мира в едином, недвижимом бытии, кото-
рое можно постичь лишь разумом, но не чувствами; четвертые (ато-
мисты) считали такой основой чувственно не воспринимаемые частицы
(атомы), различающиеся между собой размерами, положением и фигу-
рой.
Разумеется, все эти философские взгляды были во многом наивны
и различались между собой, но им были присущи следующие общие чер-
ты:
1) не порвав до конца с мифологией, греческие мыслители отво-
дили богам второстепенное место и пытались объяснить мир из него
самого. Иными словами, они положили начало развитию материалисти-
ческих взглядов и представлений, правда, материализм у них носил
во многом наивный характер, многие положения не были подкреплены
данными науки. Наиболее яркими представителями материализма в то
время были такие философы, как: Левкипп, Демокрит (род. около 47О
г.до н.э.), Эпикур (341-27О гг. до н.э.), Тит Лукреций Кар (99-95
гг. до н.э.) и др. Особенно большое значение имело развитие Лев-
киппом и Демокритом атомистической теории. Левкипп заложил основы
древнегреческой атомистики, а Демокрит развил целую систему ато-
мистического материализма. Атомистическая теория строения материи
явилась величайшим достижением научной мысли древнего мира и одним
из показателей мощи теоретического мышления. Конечно, представле-
ния древних философов об атоме как неделимой и простой материаль-
ной частице носили наивный характер, но для того времени это была
гениальная догадка о строении материи, которая была эксперимен-
тально подтверждена лишь через два с лишним тысячелетия;
2) большое внимание греческие философы уделяли развитию диа-
лектики (учению о развитии). Они осознавали взаимную связь вещей,
их взаимную обусловленность, изменчивость и постоянное движение и
развитие. Наиболее полное отражение эти взгляды нашли в учении Ге-
раклита (46О-34О гг. до н.э.). Согласно его взглядам, мир не соз-
дан богами, он всегда существовал и будет существовать, переходя
из одного состояния в другое. Правда, диалектика древних мыслите-
лей носила стихийный характер, многие ее выводы невозможно было
доказать в то время, так как не было накоплено достаточно знаний.
Тем не менее эти взгляды были прогрессивны и способствовали даль-
нейшему развитию диалектики и естествознания.
Наряду с материалистическими взглядами, в то время получили
определенное развитие и идеалистические учения. В начале 5 в. до
н.э. против материалистических взглядов и представлений выступали
пифагорейцы, которые основой и сущностью всего существующего счи-
тали числа. В учении пифагорейцев о числе содержалась рациональная
мысль о количественной стороне природных явлений. Однако в даль-
нейшем числа в их построениях превратились в нечто таинственное,
образующее основу всех вещей. Наиболее крупными идеалистами Древ-
ней Греции были Сократ (469-399 до н.э.) и его ученик Платон
(427-347 гг. до н.э.), создавшие целую систему объективного идеа-
лизма.
На протяжении всего развития философии шли споры между предс-
тавителями материализма и идеализма, и начало этой борьбе мнений
было положено в трудах Демокрита и Платона.
Наличие разных взглядов и разного понимания сущности бытия
привело к тому, что античные мыслители развивали логику, чтобы
умело доказывать свои взгляды, совершенствовать критические рас-
суждения. Развитие и совершенствование логики, особенно в трудах
Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), стало одним из важнейших дости-
жений античной философии.
В многообразных философских учениях и школах древнего мира
предвосхищены основные тенденции будущего развития философской
мысли. Наиболее ценным приобретением древней философии явились на-
ивный материализм и стихийная диалектика, положившие начало науч-
ному пониманию действительности.
2.2. Религиозный характер средневековой философии.
Реализм и номинализм.

Переход к феодальному общественному строю был ознаменован
упадком самостоятельного значения философии. Он сопровождался вы-
теснением многобожия единобожием. Господствующей формой религии в
Европе стало христианство, согласно которому мир создан единым бо-
гом. Торжество христианства объяснялось тем, что оно наиболее пол-
но соответствовало социальным, политическим и культурным запросам
феодального общества. В борьбе с остатками язычества (многобожия)
христианство нуждалось в философском способе рассуждения и доказа-
тельства, поэтому оно отчасти усвоило элементы античной культуры,
науки и философии, подчинив их, однако, оправданию и обоснованию
христианской религии. Философия почти на целое тысячелетие превра-
тилось в служанку богословия. Богословы поместили в центр новой
картины мира бога и человека как творение его. Если для античного
мировоззрения был характерен космоцентризм, то для средневекового
- теоцентризм.
Для средневековой философии характерен новый подход к понима-
нию природы и человека. Согласно христианскому догмату, бог сотво-
рил мир из ничего, сотворил актом своей воли, благодаря своему
всемогуществу. Божественное всемогущество продолжает сохранять,
поддерживать бытие мира. Такое мировоззрение носит название креа-
ционизма (от лат. слова сreаtio, что значит "сотворение").
Догмат о творении переносит центр тяжести с природного на
сверхприродное начало. В отличие от античных богов, которые были
как бы родственны природе, христианский бог стоит над природой, по
ту сторону ее. Активное творческое начало как бы изымается из при-
роды, из космоса и из человека и передается богу. В средневековой
философии космос поэтому не есть самодовлеющее и вечное бытие, ка-
ким считали его многие из греческих философов.
Средневековая философия вошла в историю человечества под име-
нем схоластики, которая с давних пор выступает как символ оторван-
ного от реальности, пустого словопрения. Главная отличительная
особенность схоластики состоит в том, что она сознательно рассмат-
ривает себя как науку, оторванную от природы, от мира и поставлен-
ную на службу теологии.
Средневековые схоласты в Западной Европе задачу философии ви-
дели в истолковании и формальном обосновании религиозных догматов.
В ХIII веке теолог (богослов) Фома Аквинский (1225-1274) система-
тизировал католическое вероучение. Выступая в качестве теоретика
духовной диктатуры папства Фома Аквинский в своей системе уподоб-
лял власть папы на Земле власти бога на небе.Католическая религия
и теологическое учение Ф.Аквинского служили главным идеологическим
оружием духовных и светских феодалов.
Среди средневековых философов имелись серьезные расхождения
по определенным вопросам. В этих расхождениях своеобразно проявля-
лась борьба материалистической и идеалистической тенденций. Спор
между схоластами шел о том, что представляют собой общие понятия
("универсалии"). Так называемые реалисты утверждали, что общие по-
нятия существуют реально, до вещей, что они существуют объективно,
независимо от сознания в разуме бога. Против реалистов выступали
номиналисты, которые учили, что общие понятия - это всего лишь
имена вещей, и что они, таким образом, существуют "после вещей" и
не обладают самостоятельным существованием. В их взглядах прояви-
лась материалистическая тенденция в философии средневековья.
Было бы неверно думать, что в средневековой философии царил
полный застой. После ряда веков, в течение которых экономическая и
социальная разруха, вызванная нашествием германских племен и раз-
рушением Римской империи, действительно препятствовала развитию
культуры, экономическим и творческим связям, общению народов, в
ХI-ХII вв. начинается постепенный подъем экономики, культуры и фи-
лософской мысли на европейские языки переводятся труды древнегре-
ческих авторов, развивается математика, появляются сочинения, в
которых выдвигается мысль о необходимости изучать не только сущ-
ность бога и человеческой души, но и сущность природы. В рамках
средневековой философии начинают пробиваться первые, хотя и слабые
ростки нового подхода к миру.
Итак, для средневековой философии характерно то, что она но-
сила ярко выраженный религиозный, теоцентрический характер, а на-
ряду с этим и то, что в ней господствовала схоластика.
2.3. Философия эпохи Возрождения и Нового времени.

По мере того как в недрах феодализма постепенно развиваются
товарно-денежные отношения и складываются зачатки капиталистичес-
кого производства, назревает потребность в новом видении мира. Фе-
одальные привилегии, сословные границы, как и многочисленные барь-
еры между феодальными королевствами и княжествами, обнаруживают
свою несовместимость с развитием капиталистической промышленности
и торговли. Освобождаясь от пут феодальных отношений, человек
стремится к самоутверждению, к осознанию самого себя, к более вер-
ному пониманию своего места в мире.
С этим стремлением связана новая эпоха культуры - эпоха евро-
пейского Возрождения или Ренессанса. Хотя философы Ренессанса
(ХIV-ХVII вв.) и считали, что просто возрождают интерес к античной
философии и науке, они, часто того не видя, создавали новое миро-
воззрение. Для христианства и средневековья единственная творчес-
кая сила - бог. Даже человек, обладающий богоподобной душой, -
лишь червь земной. Зарождающийся капитализм развивал инициативу и
активность личности, и мыслители Возрождения ставили в центре ми-
роздания человека, подчеркивая, что именно человек является глав-
ной фигурой и высшим судьей своего разумного и целесообразного.
Отсюда и интерес к человеческому достоинству, к свободе и разуму
человека. Постепенно освобождаясь от авторитета средневековой фи-
лософии, мыслители эпохи Возрождения создают антропоцентристское
(от греч 2. 0 antropos- человек) мировоззрение, приветствуя и обосно-
вывая гуманизм и индивидуализм.
Важнейшей отличительной чертой мировоззрения эпохи Возрожде-
ния оказывается его ориентация на искусство. Если средневековье
можно назвать эпохой религиозной, то Возрождение - эпохой худо-
жественно-эстетической. И если в центре внимания античности была
природа, космос, в средние века - бог и связанная с ним идея спа-
сения, то в эпоху Возрождения в центре внимания оказывается чело-
век.
В эпоху возрождения, как никогда раньше, возросла ценность
отдельного человека. Ни в античности, ни в средние века не было
такого жгучего интереса к человеку во всем многообразии его прояв-
лений. Выше всего в эту эпоху ставится своеобразие и уникальность
каждого индивидуума. Изощренный художественный вкус везде умеет
распознать и оценить это своеобразие. Оригинальность, непохожесть
на других становится здесь важнейшим признаком великой личности.
Именно эпоха Возрождения дала миру целую плеяду выдающихся
индивидуальностей, великих гуманистов, обладающих ярким темпера-
ментом, всесторонней образованностью, выделявшихся среди остальных
своей волей, целеустремленностью, огромной энергией. Но философия
Возрождения была переходной ступенью к философии зрелого буржуаз-
ного общества. В ХVII-ХVIII вв. начался следующий период в разви-
тии философии, который принято называть философией Нового времени.
В это время вследствие интенсивного развития промышленности, мо-
реплавания, торговли и великих географических открытий поток ин-
формации резко возрос, в результате чего колоссально расширился
кругозор европейских ученых. Благодаря великим открытиям Н.Копер-
ника (1473-1543), Г.Галилея (1564-1642) и И.Кеплера (1571-1635)
возникает новое естествознание. Его отличительная черта - соедине-
ние теории, сформулированной на языке алгебры и геометрии, с зара-
нее запланированным наблюдением и экспериментом. Быстро развивают-
ся новые отрасли естествознания - механика, физика, химия, экспе-
риментальная биология. Чем больше накапливается сложных научных
проблем, тем острее ощущается потребность в философском анализе
знаний - в общей методологии познания. Вместе с тем новые знания
коренным образом меняют научную картину мира. Познание становится
центральной проблемой философии, а его отношение к изучаемым мате-
риальным предметам - стержнем новых философских направлений. Этот
период в развитии философии получил название гносецентристского
(от греч. gnosis - знание,познание). Одно из таких направлений -
рационализм (от лат. ratio-разум) - выдвигает на первый план логи-
ческие основания науки. Главным источником знания считаются идеи,
т.е. мысли и понятия, которые якобы изначально присущи человеку
или являются его врожденными способностями. Но ответить на вопрос,
каким образом эти идеи могут дать истинное, правильное знание об
окружающем мире, что гарантирует истину, рационализм не может. На-
иболее яркими представителями рационализма в то время были Р.Де-
карт (1596-165О), Б.Спиноза (1632-1677), Г.Лейбниц (1646-1716) и
ряд других мыслителей.
Другое философское направление - эмпиризм (от греч.empiria -
опыт) утверждает, что все знания возникают из опыта и наблюдений.
При этом остается неясным, как возникают научные теории, законы и
понятия, которые нельзя получить непосредственно из опыта и наблю-
дений. Наиболее яркими представителями этого направления были
Ф.Бэкон (1561-1626), Т.Гоббс (1588-1679) и Д.Локк (1632-1704).
Внутри каждого из этих направлений в явной или скрытой форме
происходит сложная борьба материалистических и идеалистических
воззрений. И рационализм, и эмпиризм подходят односторонне к про-
цессу познания. Идеалисты настоятельно подчеркивают активную роль
мышления и явно недостаточно внимания уделяют процессам и явлени-
ям, происходящим в реальном мире. Материалисты того времени в свою
очередь недооценивают активный, творческий характер человеческого
мышления.
В последней трети ХVI - начале ХVII века происходят первые
буржуазные революции (в Нидерландах, Англии), которые положили на-
чало развитию нового общественного строя - капитализма.. Развитие
нового, буржуазного общества порождает изменения не только в эко-
номике, политике и социальных отношениях, но и в сознании людей.
Это находит отражение и в развитии философии. Уже в эпоху Возрож-
дения философы уделяли большое внимание критике средневековой схо-
ластики. Эта критика приобретает еще больший размах в ХVII-ХVIII
вв.
Развитие науки и общественной жизни обнаруживает ограничен-
ность всех прежних философских систем, их мировоззренческих и ме-
тодологических установок. По мере развития капиталистического спо-
соба производства все острее становятся противоречия между нарож-
дающимся капиталистическим строем и пережитками феодализма. Поэто-
му буржуазная философия нового времени, отражая глубокие изменения
и противоречия в самой общественной жизни, выступает с острой кри-
тикой феодализма. Это нашло свое отражение прежде всего в борьбе
материалистических взглядов и идеалистических воззрений.
Передовые мыслители ХVII-ХVIII вв., опираясь на достижения
современного им естествознания, идеологически подготавливали рево-
люционные преобразования в общественной жизни и продвинули фило-
софскую науку. Борьба материализма и идеализма в этот период при-
обрела еще более острый характер,, чем в древности. В ХVII-ХVIII
вв. борьба против религии как господствующей идеологии изжившего
себя феодального строя отвечала самым насущным потребностям прог-
рессивного развития общества.
Уже в период ранних буржуазных революций в наиболее развитых
странах Западной Европы был выдвинут ряд материалистических тео-
рий, развившихся в борьбе против теологии и схоластики. В конце
ХVI- начале ХVII вв. в Англии возникло сильное материалистическое
направление, которое плодотворно развивалось на протяжении ХVII и
отчасти ХVIII столетий. Английский материализм ХVII в. представлен
философскими теориями Ф.Бэкона, Т.Гоббса и Д.Локка. Блестящим
представителем передовой научной мысли во Франции в ХVII в. был
выдающийся естествоиспытатель, математик и философ Р.Декарт. По-
четное место среди передовых мыслителей ХVII века принадлежит гол-
ландскому философу Б.Спинозе.
Материалистическая мысль эпохи ранних буржуазных революций
опиралась на достижения естествознания. Однако в этот период из
всех областей научных знаний наибольшее развитие получили такие
дисциплины, как математика, механика, физика. Это отвечало потреб-
ностям развития производства, но в то же время накладывало свой
отпечаток на философское осмысление мира. Так, в частности, фило-
софы того времени пытались объяснить многие явления в области био-
логии с позиций механики. Это обусловило специфическую форму мате-
риализма того времени, а именно его механический характер.
Наряду с этим необходимо отметить следующее обстоятельство.
Главнейшим приобретением естествознания ХVII-ХVIII вв. явился экс-
периментальный метод и метод анализа. Применение метода анализа,
использование эксперимента обусловили великие открытия естествоз-
нания той поры. Однако метод анализа стал постепенно обнаруживать
свою односторонность, ограниченность. Исследование явлений природы
чисто аналитически, без применения синтеза породило у ученых при-
вычку рассматривать природные процессы и явления в отрыве друг от
друга, вне их всеобщей связи и взаимодействия, т.е. не диалекти-
чески, а метафизически. Поэтому в естествознании, а затем и в фи-
лософии стал господствовать метафизический метод мышления.
В конце ХVII- начале ХVIII вв., после завершения цикла ранних
буржуазных революций, в странах Западной Европы поднялась волна
религиозной реакции и идеализма. Одним из наиболее активных ее
представителей был епископ Д.Беркли (1685-1753). Но все попытки
Беркли и других философов-идеалистов остановить распространение
материалистических идей оказались безуспешными. В ХVIII веке выс-
тупления материализма против религии и идеализма приобрели еще бо-
лее острый характер. Основным центром борьбы в Западной Европе
стала Франция.
Французский материализм XVIII века был передовым мировоззре-
нием, идеологически подготовившим французскую буржуазную револю-
цию. Наиболее яркими его представителями были Ж.Мелье (1664-1729),
Ж.О.Ламетри (17О9-175О), Д.Дидро (1713-1784), П.Гольбах
(1723-1789), К.Гельвеций (1715-1771). Французские материалисты
XVIII в. выступали с резкой критикой религии, опираясь на прочный
фундамент материалистического понимания природы.
XVIII век в истории человеческой цивилизации не случайно на-
зывают эпохой Просвещения. Научное знание, бывшее ранее достояни-
ем узкого круга людей, теперь распространяется вширь, выходя за
пределы лабораторий и университетов. Уверенность в мощи человечес-
кого разума, в его безграничных возможностях, в прогрессе наук - в
этом заключалась важнейшая черта взглядов передовых философов того
времени. На знамени просветителей написано два главных лозунга:
"Наука и прогресс". В Англии философия Просвещения нашла свое вы-
ражение в творчестве Д.Локка, Д.Толанда (167О-1722). Во Франции
плеяда просветителей была представлена Ф.М.Вольтером (1694-1778),
Ж.Ж.Руссо (1612-1778), Д.Дидро, М.Д.Аламбером (1717-1783), П.Голь-
бахом, Ж.Ламетри. В Германии носителями идей Просвещения стали
И.Гердер (1744-18О3) молодой И.Кант (1724-18О4).

Оглавление

* ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*

тел. (495) 728 - 3241; info@troek.net

 

ЗАКАЗАТЬ РЕФЕРАТ

ЗАКАЗАТЬ КУРСОВУЮ

ЗАКАЗАТЬ ДИПЛОМ

Новости образования

Все о ЕГЭ

Учебная литература on-line

Статьи о рефератах

Образовательный софт


   E-mail:info@troek.net

Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
 Тел: (495) 728- 32-41

| Главная | Рефераты на заказ | Типы работ | Предметы и темы | Гарантии | Цены | Заказ и оплата | В помощь студенту |
| Партнерство и рекламма | Вузы Москвы | Вакансии | Разное |

Copyright © 2002 " ТРОЕК НЕТ". All rights reserved.
Web - master: info@troek.net