Реферат, курсовой проект, дипломная работа, эссе, сочинение, контрольная, аналитическая справка на заказ
Главная
Рефераты на заказ
Типы работ
Предметы и темы
Гарантии
Цены
Заказ и оплата
В помощь студенту
Партнерство и реклама
ВУЗы Москвы
Вакансии
Разное





Rambler's Top100


Заказ диплома Заказ курсовой Заказ реферата Заказать диплом курсовой проект дипломнаую работу, эссе, сочинение на заказ
Заказать реферат, курсовую работу, дипломный проект, эссе, сочинение, контрольную работу, аналитическую справку, отчет по практике бизнес-план предприятия экономика право
 

* ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*

тел. (495) 728 - 3241; info@troek.net

7.5. Категории диалектики.
Категориями называют основные понятия, отражающие общие и су- щественные свойства, стороны, отношения и связи определенных клас- сов явлений. Занимая важное место в структуре всякой науки, они концентрируют в себе и выражают достигнутые знания. Изучение темы можно начать с выяснения взаимосвязи философс- ких законов и категорий, их особенностей, что и отделяет их от по- нятий и законов других наук. Философские категории отражают сторо- ны, свойства и отношения, присущие всем формам движения материи, всем процессам и явлениям, то есть они имеют всеобщий характер. И как все элементы диалектики, обладающие мировоззренческими, мето- дологическими, гносеологическими и логическими функциями, они не только концентрируют в себе ранее полученные знания, но и выступа- ют в качестве орудия дальнейшего познания и форм абстрактного ло- гического мышления. Законы, изучаемые философией, тоже всеобщи, действуют во всех областях действительности, явлениях и процессах, обладают такими же функциями, как и категории. Этим они отличаются от законов частных наук. А каково соотношение законов и категорий философии? Здесь следует иметь в виду различие между объективными зако- нами и законами науки, которые представляют собой отражение объек- тивных законов, являются идеальными и относятся к сознанию. Будучи понятиями категории, как и законы науки, тоже относятся к созна- нию. Таким образом, можно сказать, что все законы и категории субъективны по форме и объективны по своему содержанию. Большая часть категорий отражает всеобщее в отдельных сторо- нах и свойствах предметов и процессов. Например, качество, проти- воположность, содержание, форма и т.д. Законы выражают связи между сторонами и свойствами явлений. Некоторые категории тоже выражают связи: причинность, противоречие и др. Но их взаимосвязанность но- сит по существу характер закона. Отдельные категории чрезвычайно объемны, они обозначают формы существования материи, ее коренные свойства. Это - "движение", "развитие", "пространство", "время". Категория "материя" - предельно широкое понятие. С помощью катего- рии выражается содержание и формулировка законов. Поэтому законы и категории должны изучаться совместно. Рассматривая тот или иной закон, мы одновременно усваиваем содержание категории, которые его выражают. А изучая категории, раскрываем законы диалектики. Так это присходит, например, при изучении категорий "причинность" и "противоречие". Это станет еще очевиднее, если принять во внима- ние, что взаимосвязь парных, соотносительных категорий точно отра- жает законы диалектики - закон единства формы и содержания, сущ- ности и явления и др., которые в литературе называются не основны- ми законами в отличие от трех основных законов диалектики. После сделанных замечаний и уточнений перейдем к непосредственному расс- мотрению парных категорий диалектики.
Единичное, особенное, общее.
Рассмотрение данной темы следует начать с определения понятия отдельного, без которого трудно разобраться в соотношении единого и общего. Отдельно - относительно обособленное образование - тело, вещь, явление, процесс, событие. Единичное - это индивидуальные, неповторимые черты, свойства, присущие отдельному. Общее - сущест- венно сходные, одинаковые, повторяющиеся черты и свойства, принад- лежащие всем отдельным явлениям определенной группы. Из сказанного становится ясной ошибочность иногда встречающегося в учебной лите- ратуре отождествления единичного и отдельного, рассмотрение еди- ничного как предмета. вещи, если она одна. Отдельное и единичное не одно и то же. Отдельное - это вещь в целом, и именно ему при- надлежат как единичные, так и общие черты. Оно выступает единством общего и единичного. Единичное и общее составляют моменты, стороны отдельного. Отдельное же есть целое. Так, скажем, каждое дерево береза есть отдельное. Ей свойс- твенны единичные черты и признаки, присущие только ей и отличающие ее от всех других берез.Вместе с тем каждая отдельная береза имеет и такие черты, которые есть и у всех других берез, т.е. она обла- дает и общими чертами. Поскольку единичное и общее представляют в единстве различные стороны, свойства отдельного,то эти категории есть противоположности диалектически взаимосвязанные между собой. Всякое единичное так или иначе есть и общее. Оно множеством пере- ходов связано с другого рода единичным. Например, Иван - человек. Иван уникален, неповторим, хотя бы по отпечаткам своих пальцев. Но он носитель тех черт, которые присущи всем людям, в частности, конкретному Петру. С другой стороны, всякое общее есть частичка, сторона единичного. Понятие береза отражает и то, что присуща каж- дой березе (цвет коры, узоры листьев, генетический год и т.д.). Общее так же объективно, как и единичное. Категория общее может охватывать более или менее широкий класс предметов, явлений, поэтому имеет различную степень общнос- ти. Например, Иван есть русский, славянин, человек, млекопитаю- щее,животное, живое существо, материальное образование. Предельно широкое общее называется всеобщим. Из сказанного можно установить, что единичное всегда выступает в одном качестве - как единичное. А общее может выступать в двух качествах. А имен- но оно выступает в своем качестве, как общее, по отношению к мень- шей общности и в то же время проявляет себя как единичное по отно- шению к более широкой общности. Для обозначения этой диалектики перехода единичного в общее и общего в единичное вводится катего- рия особенной. Таким образом особенное отражает взаимосвязь между единичным и общим и их взаимный переход друг в друга. Так, понятие русский является общим по отношению к понятию Иван, но в то же время понятие русский есть единичное по отношению к понятию славя- нин. Здесь понятие русский, есть особенное. Следует подчеркнуть, что особенное указывает на сходство, когда выступает в качестве общего и на различие, когда оно прояв- ляет себя как единичное. Поэтому всякое единичное - есть и особен- ное, но всеобщее не может быть особенным. В этой теме необходимо критически проанализировать понимание общего метафизиками и идеалистами. Абсолютизация единичного, обще- го и отрыв их от вещей и материи служат одним из главных гносеоло- гических источников идеализма. Этого вопроса мы касались при расс- мотрении реализма и номинализма. Рассматриваемые выше категории помогают понять процессы и яв- ления реальной действительности и познания, в частности, проблемы, связанные с соотношением общих и специфических законов, общих за- конов и особенностей их действия в различных условиях. Примером этого является вопрос о соотношении общих для всех стран законов рыночной экономики и их конкретного проявления и особенности при- менения в разных странах. Общие законы имеют главное, решающее значение для становления нового общественного строя, но действуют они в разных странах с определенными особенностями, в специфичес- ких формах, так как общественно-исторические условия в разных странах различны. Без использования общих законов рыночная эконо- мика не сложится. Но при этом необходимо вскрывать и учитывать особенности каждой страны, без чего неизбежны серьезные ошибки как догматического, так и волюнтаристского характера. Из сказанного выше следует, что рассматриваемые категории иг- рают большую методологическую роль в процессе познания. А именно, действительное познание заключается в том, что мы в мыслях подни- маемся от единичного к особенному, а от него к общему. Это так на- зываемый индуктивный путь. Но познав общее, мы его экстраполируем снова на единичное, т.е. переходим к дедукции. В единстве индукции и дедукции проявляется диалектика процесса познания.
Причина и следствие ..
Одним из важных типов всеобщей связи является причинно-следственная связь. В ней причина - то, что вы- зывает следствие, следствие - результат действия причины. Но как правильно понимать причину? В учебной литературе она часто опреде- ляется так, что оказывается внешним явлением, которое вызывает другое явление. В некоторых простых случаях это имеет место, и в обыденной жизни такое понимание причины может удовлетворять. Одна- ко в решении сложных проблем современной науки, которая все более сталкивается с методологическими трудностями, оно неприемлемо,по- тому что не учитывает реакции того явления, на которое воздейству- ет другое явление, называемое причиной. Но от этой реакции сильно зависит следствие. Подобное определение причины неприемлемо пото- му, что оно рассматривает причину только как внешнее явление, хотя известно, что главные глубокие причины изменения систем, протека- ния процессов находятся внутри их и чаще всего бывают взаимодейс- твием элементов или сторон изменяющихся систем, процессов. Следовательно, причиной явлений правильно считать не ка- кой-либо отдельный фактор, а в конечном счете взаимодействие сил, тел, процессов или внутренних элементов,сторон процессов и систем. Взаимодействие оказывается главным источником возникновения, изме- нения, исчезновения явлений, т.е. рождение следствия, а следствие есть результат указанного взаимодействия. При этом вспомним, что важнейшим видом взаимодействия выступает противоречие - источник изменений. Еще одна трудность в понимании причинности связана с тем, что традиционно-механическую причинность, действующую в механике мак- ротел и связанную с динамическими закономерностями, продолжают отождествлять с причинностью вообще. Это является пережитком того времени, когда других видов причинности не знали. Современная нау- ка установила, что механическая причинность не универсальна; в других условиях могут существовать и действительно существуют дру- гие виды причинности. В микромире, например, действует особого ро- да причинность, связанная с действием статистических закономернос- тей и необходимостью учета действия приборов. Однако,некоторые фи- лософы и физики, обнаружив, что в микромире нет механической при- чинности, стали отрицать здесь наличие причинности вообще. Причинно-следственная связь характеризуется некоторыми черта- ми. Она объективна - существует в самой действительности независи- мо от сознания. Она всеобща - любое событие, или явление, всегда имеет свою причину, беспричинных явлений не бывает. Она носит не- обходимый характер - определенная причина всегда при наличии соот- ветствующих условий вызывает одно и то же следствие. Причина отличается от условий, т.е. совокупности внешних при- чин (внешних взаимодействий). Она активный, действующий фактор, вызывающий событие. Условия сами следствия вызвать не могут, хотя нужны для наступления события, способствуют ему. Среди внешних причин может существовать такая причина, кото- рая непосредственно влияет на главную причину и ускоряет процесс появления следствия. Играет роль своего рода спускового крючка.Эту внешнюю причину называют поводом. Например, поводом ссоры людей в трамвае может служить случайный толчок одним другого. Хотя истин- ная причина ссоры - плохая работа транспорта и вызванная этим нап- ряженное состояние людей. Повод можно искусственно создать. Мастером таких провокаций был в свое время Гитлер, создавший повод к второй мировой войне, спровоцировав нападение на радиостанцию в Глливице. Наиболее сложный характер имеет причинная детерминация в об- ществе, где связь явлений и процессов усиливается деятельностью людей, их интересами, мотивами, целями, идеалами, волей,эмоциями. Но связи между причинами и следствиями могут носить не только не- обходимый, жестко обусловленный, но случайный характер. Познанию вероятностных причинно-следственных связей помогают диалектические категории: необходимость и случайность, возможность и действитель- ность. По вопросу о причинности постоянно происходила и происходит борьба между основными философскими направлениями. Материалисты отстаивают принцип детерминизма, утверждающего всеобщий и объек- тивный характер причинности. Субъективные идеалисты стоят на про- тивоположной точке зрения, на позициях индетерминизма, отрицающего всеобщность и объективность причинности (Юм, Кант, Мах). Объектив- ные идеалисты (Гегель) как будто бы не отрицают причинность, но причины у них - идеальные, сверхъестественные, божественные явле- ния. Но вся общественно-историческая практика, данные науки подт- верждают принцип детерминизма, его материалистические основания.
Необходимость и случайность
Изучение данных категорий важно для правильного решения ряда теоретических проблем, для обоснования научной позиции в дискуссии с представителями идеализма и метафизики, неверно толкующих,а то и прямо отрицающих необходимость, извращающих соотношение необходи- мости и случайности. Для глубокого раскрытия содержания этих категорий следует рассматривать их в единстве и взаимосвязи. Под необходимым понимают то, что обусловлено внутренними при- чинами и сущностью процессов, что подготовлено всем предшествующим развитием и поэтому наступает неизбежно. Необходимость выражает упорядоченный характер развития мира, его закономерность* необхо- димость связана с общим. Случайность.существующая вместе с необходимостью, есть явле- ние объективное. Она вытекает из внешних связей, а поэтому может быть или не быть. Случайность связана с единичным. Как и все явле- ния,случайные явления имеют свои причины. Понимание случайности как беспричинного явления - характерная ошибка обыденного созна- ния. Для правильного понимания случайности важно уяснить ее отно- сительность. Абсолютной, то есть случайной во всех отношениях, случайности нет. Какое-то явление может быть случайным лишь по от- ношению к определенной закономерной связи. В другом отношении это же явление необходимо. Для развития науки случайно, какой ученый, где и при каких обстоятельствах сделал то или иное открытие. Но жизнь и деятельность ученого, сделавшего открытие, обычно показы- вают, что он пришел к нему не случайно, оно оказывается необходи- мым результатом его воспитания, интересов, целеустремленной рабо- ты. Да и общая тенденция развития данной науки определяет эту не- обходимость. Часто случайность возникает при пересечении двух или нескольких необходимых цепей причинных связей. В приведенном при- мере случайность возникла в точке соприкосновения двух или более линий связи, каждая из которых необходима. Таким образом, случайность есть внешнее по отношению к данно- му процессу явление, возможное, но обязательное для него, хотя оно имеет причину, связано с сущностью других процессов и необходимо в них. Рассмотрев связи и взаимопереходы необходимости и случайнос- ти, следует уяснить положение о том, что случайность есть дополне- ние и форма проявления необходимости, означающее, что чистой необ- ходимости без случайностей ни в природе, ни в обществе не бывает. Необходимость не только сопровождается и дополняется случайностя- ми, но и проявляется через них. Категории необходимости и случайности помогает понять смысл деления законов на динамические и статистические, их различие и сходство. Законы являются конкретным выражением необходимости, но это выражение может быть различным в различных процессах. Динами- ческий закон применим к каждому в отдельности явлению из числа ох- ватываемых им. К динамическим относятся, например, законы механики макротел, в соответствии с которыми точно рассчитывается проекто- рия движения тела, если известны необходимые исходные данные. Статистические законы действуют там, где имеют место массы случайных явлений. Опираясь на них, нельзя точно предсказать, по- ведение отдельных элементов некоторой совокупности, подчиненной статистическому закону; это можно сделать лишь с известной сте- пенью вероятности, но можно точно предсказать поведение всей сово- купности. Нельзя, например, точно определить поведение каждой мо- лекулы газа в сосуде, вместе с тем результат совокупного действия молекул строго определен. Очевидно, неправомерно чрезмерно противопоставлять динамичес- кие и статистические законы. Динамические законы являются предель- ными случаями статистических, когда вероятность осуществления со- бытия близка к единице. Интересно и важно с этой точки зрения про- анализировать законы общественного развития. В результате такого анализа можно убедиться, что они обладают свойствами и динамичнос- ти и статистичности.
Содержание и форма.
Предметы и явления действительности имеют много сторон. Су- щественными сторонами предметов и явлений выступают содержание и форма. Каждое явление или вещь имеют свое содержание и свою форму, составляющие разные, противоположные их стороны. Содержание - вся совокупность элементов и процессов внутренних, а иногда и внешних связей вещи, то, из чего она состоит. Форма - внутрення и внешняя структура, способ существования содержания, определенное соотноше- ние элементов и процессов во времени и пространстве, устойчивые связи между ними. Форма атома, например,- определенный порядок расположения и взаимодействия входящих в него элементарных частиц и их движений. Необходимо иметь в виду, что в связи с развитием системного подхода и структурно-функционального анализа активно разрабатыва- ются понятия элементов и структуры. Эти понятия близки понятиям содержания и формы, но не совпадают с ними и не заменяют их. Поня- тие "элемент" отражает то, что входит в "содержание", но не совпа- дает с ним уже потому, что набор элементов без взаимодействия меж- ду ними еще не составляет содержание. Понятие "структура" соот- ветствует понятию "форма", но к последней относится и внутреннее и внешнее строение,организация вещи, а к структуре -только относятся внутренние связи. Форма и содержание неразрывно связаны между собой. Как и все другие, эти категории являются абстракциями, вычленяющими различ- ные стороны вещи, что необходимо для их глубокого изучения и ана- лиза. Сами же стороны отдельно существовать не могут,так как, ска- жем, разрозненные, не связанные между собой элементы еще не содер- жание. Оно возникает тогда, когда элементы определенным образом организуются,вступают во взаимосвязи между собой. Короче говоря, содержание не может существовать без формы и, наоборот, форма не может быть безсодержательной. Например, элементы производительных сил - люди и средства производства составляют содержание способа производства лишь тог- да, когда они взаимодействуют и функционируют. В социально-эконо- мическом смысле они соединяются посредством определенной формы собственности, которая суть, основа производственных отношений, - общественно-экономической формы производства. Иначе говоря, произ- водительных сил не может быть без производственных отношений и на- оборот. Содержание и форма активно воздействуют друг на друга. Опре- деляющим значением обладает содержание,но и форма,сложившись в за- висимости от содержания, также воздействует на содержание. Это воздействие может быть двояким. Форма способствует развитию содер- жания, если она соответствует ему; она тормозит развитие, если ус- тарела и не соответствует содержанию. Между старой формой и новым содержанием обостряется противоречие, оно доходит до конфликта, возникает застой, кризисное состояние явления. Для восстановления возможности развития старая форма должна быть заменена новой. Это всегда происходит в природе и обществе. Противоречия между новым содержанием и старой формой являются важным стимулом движения и развития. Форма устаревает и отстает от содержания в результате особенностей своего развития. Если содержание изменяется непрерыв- но, то форма имеет консервативную тенденцию, она сохраняется до известного времени без существенных изменений,а потом изменяется скачком. Воздействие формы на содержание связано с ее относительной самостоятельностью. Это выражается в том,что форма может опережать содержание или отставать от него, а также в том,что одно и то же содержание развивается в нескольких формах, хотя одному содержанию соответствуют не любые, а лишь некоторые определенные формы. Относительная самостоятельность формы проявляется и в том, что новое содержание может использовать некоторые старые формы и, наоборот, старое содержание может использовать отдельные новые фор- мы. Зная диалектику содержания и формы можно в практической жизни воздействовать на то и другое при достижении своих целей.
Целое и часть, элемент и структура
Рассматривая содержание и форму, мы представляем предметы как нечто целое в единстве всех составляющих его. Но в процессе познание бывает необходимым детальнее рассмот- реть то, из чего состоит содержание. В этом случае мы оперируем категориями "часть" и "целое". Частью называется предмет, процесс, явление, входящие в дру- гие предметы, процессе, явления и некоторые являются сторонами со- держания. Целым называется предмет, процесс, явление, которое включает в себя другие предметы,процессы, явления, и свойства которого не совпадают со свойствами составляющих частей. Часть и целое диалектически взаимосвязаны. Не может быть це- лого без частей, поскольку все материальные предметы неисчерпаемы вглубь. В тоже время всякое целое может являться частью другого целого. А всякая часть в то же время является целым по отношению к своим составляющим. По своему строению можно выделить следующие три вида целост- ности. Первый вид это неорганизованная целостность или конгломе- рат. Здесь свойства целого во многом совпадают со свойствами час- тей. Например, куча камней. Удаление большого числа частей не ме- няет сущности кучи, конечно до известной меры, с нарушением кото- рой, куча как определенное качество исчезает. Второй вид целого - организованное целое, в котором связи между частями определяют его характер, а свойства целого могут быть отличными и даже противоположными свойствами частей.. Так, водород горит, кислород поддерживает горение, а молекулы воды в своей совокупности гасят огонь. Примерами организованного целого являются федеративные государства и т.д. В организованном целом выделение частей не означает еще их уничтожение, они могут сущест- вовать и самостоятельно. Хотя целое при этом может и качественно измениться. Так,выделение республик, хотя и привело к исчезновению Советского Союза, но отдельные республики продолжают существовать как суверенные государства. Другой пример, можно выбить электрон из атома и он будет са- мостоятельно существовать, однако вместо атома получится положи- тельно заряженный ион. Третьим видом является органическое целое, в котором внутрен- ние связи уже настолько прочны и существенны для целого и частей, что разделение может привести к гибели и целого и частей. Примера- ми такого целого являются главные самоорганизующиеся системы. Надо сказать, что в микромире понятия "часть" и "целое" теря- ют свой смысл, т.к. нельзя говорить, что элементарные частицы сос- тоят из других элементарных частиц, хотя и происходят их взаимоп- ревращения при взаимодействиях. Например, нейтрон распадается на протон, электрон и антинейтрон. Однако отсюда не следует, что про- тон по своим размерам меньше нейтрона, более того, их массы при- мерно равны. Это связано с особой природой элементарных частиц,ко- торые не имеют каких-то застывших и неизменных размеров, что опре- деляется их корпускулярно-волновой сущностью. В процессе познания, перехода от сущности первого порядка к более глубокой, часто приходится обращать внимание на характер внутренних связей внутри целого. Частями целого вообще являются не только различные предметы, процессы и явления,но и связи между ни- ми. Если же мы обращаем в процессе познания внимание на связи, то речь будет идти о структуре целого. Структура - это связь, способ организации целого. В этом случае части, между которыми осущест- вляются указанная организация называются элементами. Единство элементов и структуры называется системой. Каждый элемент системы является в свою очередь системой, состоящей из других элементов. В то же время всякая система является элементом другой, более всеобъемлющей системы. Системный подход в процессе познания состоит в понимании то- го, что для более глубокого познания данной системы необходимо бы- вает выйти за ее рамки и рассмотреть взаимодействие данной системы с другими. Этого требует диалектический, методологический принцип учета всеобщих связей для всестороннего познания конкретных мате- риальных образований.
Сущность и явление
Категории "сущность" и "явление" необходимы для выработки правильного представления о процессе познания. Начинается познание с того,что в процессах и вещах доступно непосредственному чувс- твенному восприятию. Эта внешняя и сравнительно изменчивая сторона вещей и процессов называется явлением. У всех вещей и процессов есть и внутренняя, относительно устойчивая и определяющая сторона, относительно скрытая за явлениями и недоступная непосредственному восприятию. Она представляет собой их сущность - основу объекта и главное в нем, единство внутренних, необходимых сторон и связей. Сущность обычно выступает как общее, а явление - как единичное, индивидуальное. Так,общая сущность живого проявляется в многообра- зии организмов и в обмене веществ. К понятию "явление" близко по содержанию понятие "видимость" (или "кажимость") - неадекватное, извращенное выражение сущности. В ней есть верное и неверное. Трудность познания заключается в от- делении искажений от верного выражения сущности в явлениях. И вместе с тем необходимо за явлением вскрыть сущность. Движение Земли и Солнца земным наблюдателям непосредственно воспринимается как обращение Солнца вокруг Земли. На самом же деле Земля обращается вокруг Солнца. Это есть проявление такой сущнос- ти, как движение планет, определяемое законом всемирного тяготе- ния, однако искаженное в процессе восприятия. Сущность и явление - разные,даже противоположные стороны од- ного предмета,но они находятся в единстве и взаимосвязи. Нет явле- ний без сущности, нет сущности без ее проявлений. Сущность являет- ся. Явление существенно. Изменение сущности определяет изменение явления. Вместе с тем сущность обнаруживается в явлениях и не мо- жет обнаружиться помимо явления. Явление есть внешнее обнаружение сущности. Сущность как общее не может существовать вне отдельных явлений. Она существует только в отдельном и проявляется через не- го. Правильное понимание сущности и явления, их взаимосвязи есть одно из условий для верного представления о соотношении чувствен- ного и рационального моментов в познании. Если явление доступно непосредственному чувственному восприятию, то сущность доступна только абстрактному мышлению. Наверное же понимание соотношения сущности и явления приводит к ошибочным представлениям о позна- нии,, в том числе и к агностицизму. Агностицизм Канта, например, связан как раз с тем, что он разрывал и противопоставлял явления и "вещи в себе" (сущность). Он утверждал, что знания людей ограничи- ваются лишь областью явлений, а перейти к "вещам в себе" и раск- рыть их сущность они не в состоянии, ибо между явлениями и вещами существует непреодолимая грань. В действительности сущность вещей познаваема. Тот факт, что явление и сущность не совпадают, а сущность глубокого скрыта, обусловливает необходимость процесса познания и его трудности. Но так как сущность и явление закономерно связаны, сущность выражает- ся в явлениях, она может быть раскрыта, правда, не простым воспри- ятием, а абстрактным логическим мышлением. Например, такие сущнос- ти, как стоимость и прибавочная стоимость, не могут быть обнаруже- ны никакими приборами или экспериментами, но то и другое заменяет сила абстракции. Сущность постигается в результате логического анализа данных чувственного восприятия. Так, характер и сознание человека увидеть нельзя, однако о них можно судить по его поступ- кам и поведению. Познавая сущность тех или иных процессов, наука раскрывает законы, которые ими управляет. Сущность и закон - понятия очень близкие, однопорядковые; закон есть существенная, внутренняя связь, связь внутри сущности или между сущностями. Познание идет от явления к сущности, от внешней стороны вещей к глубоким закономерным связям. Но сущность не дается сразу, вся, а постигается по частям. Раскрыв определенную сущность, познание идет дальше, от познания сущности первого порядка к познанию сущ- ности второго порядка, более глубокой, и так без конца. В практической работе необходимо строго различать сущность ве- щей, процессов, событий и ее проявления, стремиться находить сущ- ность и ориентироваться на нее.
Возможность и действительность
Эти категории помогают понять процесс возникновения нового и значение деятельности людей в этом процессе, если он происходит в обществе. Возможностью называют совокупность условий, тенденций, предпосылок и причин появления нового, способность материи, дейс- твительности порождать новое. Действительностью называют все ре- ально существующее в объективном мире. Вместе с тем действитель- ность есть осуществленная возможность, ибо все, что существует в действительности, когда-то было возможностью. Возможность и действительность тесно связаны между собой: ес- ли действительность есть реализованная возможность,то возможность порождается развитием самой действительности. Вместе с тем она мо- жет стать действительностью. Поэтому их нельзя отрывать друг от друга. В практической работе отрыв возможности от действительности приводит к беспочвенным рассуждениям о нереальных возможностях. Отрыв же действительности от возможности приводит к потере чувства нового и перспективы. Возможность и действительность нельзя также и отождествлять, ибо их разделяет сложный процесс превращения первой во вторую,под- час трудный и длительный этап развития. В общественной жизни в от- личие от природы для осуществления процесса необходимо кроме объ- ективных условий активное воздействие субъективного фактора - соз- нательной деятельности социальных сил, классов партий. Чрезмерное сближение возможности и действительности приводит к самоуспокоен- ности, демобилизации. В практической и научной деятельности имеет значение класси- фикация возможностей. Они делятся на реальные и формальные. Первые возникают из объективной необходимости законов и тенденций разви- тия. Вторые обусловлены случайными,побочными по отношению к основ- ным закономерным тенденциям факторами. Реальные возможности в свою очередь делятся на абстрактные и конкретные. Абстрактными считают- ся те реальные возможности, условия для реализации которых еще су- ществуют необходимые условия. Различие между этими видами возмож- ностей относительно, так как разные абстрактные возможности нахо- дятся на различных этапах превращения в конкретные. Результат за- висит от вызревания условий. Сложившиеся конкретные возможности должны быть реализованы. иначе они могут быть утрачены. Но даже конкретные возможности не обязательно реализуются, так как среди них есть противоположные. И какая из них превратится в действительность, может зависеть от сознательной и практической деятельности людей.
Познание как отражение действительности. Диалектика процесса познания.

Любой вид деятельности, больше того, успешная ориентация в
мире предполагают адекватное, правильное воспроизведение, отраже-
ние действительности, т.е. приобретение соответствующих знаний.
Не случайно знания образуют ядро, первооснову сознания, а
познавательная функция занимает важнейшее место среди его функций.
К тому же всякая деятельность требует выработки ее целевых
установок и идеальных планов, что осуществимо лишь на базе приоб-
ретения соответствующих знаний. А это в свою очередь свидетельст-
вует о неразрывном единстве деятельности и познания и большом зна-
чении знаний в жизни человека и общества.
Все это вместе взятое превращает теорию познания или гносео-
логию, изучающую общие закономерности познавательного процесса, в
важнейшую составляющую философии на протяжении всей истории ее
развития.
8.1. Познавательное отношение человека к миру. Субъект и объект познания.

Центральной проблемой познавательного отношения человека к
миру является проблема познаваемости мира.
Следует отметить, что решение этой проблемы, начиная с древ-
них времен, порождало серьезные трудности, связанные как с реаль-
ными сложностями процесса познания, проявляющимися в неполноте
знаний и наличии больших массивов непознанного, так и с особеннос-
тями развития науки и самой философии в известные периоды.
Эти трудности связаны, в частности, с тем, что наши органы
чувств сходно реагируют на различные раздражители. Так,глаз не
только на свет и цвет, но и на механическое и электрическое разд-
ражение реагирует свето-и цветоощущением.
Именно на почве подобных трудностей еще в древности родился
скептицизм, сторонники которого выражают сомнение в возможности
получения достоверных знаний, а позднее, уже в Новое время, сфор-
мировался агностицизм Юма и Канта, о чем ранее уже шла речь.
Д.Юм считал, что человек может иметь дело только со своими
ощущениями и за их пределы выйти не способен, в силу чего вопрос о
существовании, а значит, и познании внешнего мира становится бесс-
мысленным.
И.Кант, в отличие от Юма, признавал существование внешнего
мира, но это мир вещей в себе, недоступный человеку, который огра-
ничивается в познании опять-таки миром своих ощущений.
Позднее очередной рецидив агностицизма был связан с механиз-
мом, выросшим на почве трудностей истолкования новых открытий в
физике на рубеже XIX и ХХ столетий.
И хотя агностицизм имеет основания в сложностях самого позна-
вательного процесса, однако согласиться с его пессимистическими
выводами о познавательных потенциях человека было бы ошибкой. В
противовес агностицизму диалектико-материалистическая философия
проблему познаваемости мира решает положительно. Но чем обосновы-
вает диалектико-материалистическая философия положительное решение
вопроса о познаваемости мира?
Это решение базируется на том, прежде всего, что наши ощуще-
ния, представления, понятия, будучи в конечном счете продуктами
развития природы и общества, должны соответствовать им, адекватно
отражать природные и социальные объекты. Обращая внимание на это,
Л.Фейербах писал, что глаз солнцеподобен. Иными словами, глаз выз-
ван к жизни светом, а значит, способен отражать и свет, и цвет.
Но, пожалуй, не это самое важное. Важнее то, что вывод о спо-
собности человека (и человечества) познавать мир есть итог, вывод
изо всей истории развития познания, процесса непрерывного превра-
щения непознанных вещей, "вещей в себе" в вещи познанные, в вещи
для нас.
Наконец, самое главное, решающее подтверждение познаваемость
мира находит в предметной практической деятельности. Именно в
практике, в эксперименте, в индустрии, опредмечивая, материализуя
свои знания и тем самым своеобразно сопоставляя их с объектами,
доказывает человек мощь, посюсторонность своего мышления, его спо-
собность познавать мир.
Познание - сложный, многогранный процесс, исследуемый рядом
наук. Теория познания сосредоточивает свое внимание на философс-
ких, мировоззренческих аспектах этого процесса, изучает его самые
общие закономерности. На этих мировоззренческих моментах познава-
тельного процесса мы и сосредоточим свое внимание в дальнейшем.
Будут следовательно, рассмотрены объект и субъект познания, роль и
место практики в этом процессе, соотношение в нем чувственного и
рационального отражения, проблемы истинности знаний, завершает
анализ вопросы науки и научного познания, его методов и форм.
Выше было отмечено, что сущность познавательного отношения
человека к миру составляет отражение действительности. Уже проис-
хождение сознания, о чем говорилось в теме "Сознание", органически
связано с таким всеобщим свойством материи, как отражение. Это
свойство в его специфических, развитых формах находит свое прояв-
ление в том, что мозг человека, взаимодействуя с внешним миром че-
рез органы чувств и нервную систему, отражает его. Но само это
взаимодействие предполагает контакт человека с миром, формы и ха-
рактер которого определяются его опытом, социальной практикой.
Иными словами, познавательное отношение человека к миру носит со-
циально-опосредованные, исторически измененные, развивающиеся фор-
мы, а сам процесс познания представляет собой сложное диалектичес-
кое взаимодействие объекта и субъекта. Содержание знания субъект
черпает не из собственных глубин. Это содержание не произвольно,
оно зависит от самой действительности, в силу чего познание, мыс-
лительная деятельность человека и общества есть процесс отражения
этой действительности в сознании.
Однако это не пассивное, зеркальное отражение. Оно предпола-
гает активное отношение человека к миру уже потому, что челове-
чество познает действительность не ради знания самого по себе, а в
целях ее осознанного преобразования.
Объект познания в силу этого не представляет собой чего-то
неизменного. Сказать,что объектом познания является природа, зна-
чит сказать и мало, и много. Это мало, поскольку объектом познания
является не только природа, но и общество, больше того, сам чело-
век и его сознание. Но это и много, так как в каждую историческую
эпоху объект познания конкретен, он включает лишь часть, лишь оп-
ределенные фрагменты природных и социальных процессов. Так, расте-
ния и животные всегда состояли из клеток, а объектом познания
клетка стала лишь в XIX веке. С одной стороны, объектом познания
становятся те природные и социальные явления, которые так или ина-
че вовлечены в круг практической деятельности общества и в силу
этого стали предметом его познавательного интереса. С другой сто-
роны, те или иные явления превращаются в составляющие объекта поз-
нания в меру достигнутого к данному времени уровня знаний. Иными
словами, в формировании объекта познания велика роль не только со-
циальной практики, но и достигнутого уровня знаний о мире.
Звезды очень давно стали объектом познания - с тех самых пор,
когда по ним стали ориентироваться в пути мореплаватели и купцы.
Сегодня они продолжают оставаться объектом познания, но исследуют-
ся под иным углом зрения, в силу иных общественных потребностей и
на базе иного уровня знаний. Понятно, что в конкретном познава-
тельном акте объектом познания будет тот или иной фрагмент дейс-
твительности. Если же вести речь об объекте познания общества в
определенную эпоху, то его границы заданы практическими потребнос-
тями времени и достигнутым уровнем знаний о мире.
Но познавательное отношение необходимо включает и субъект
познания. Что же он представляет собой? Выше мы лишь коснулись
этого вопроса, здесь же следует углубить анализ.
Материалист Л.Фейербах справедливо писал, что субъект позна-
ния не чистый дух, не чистое сознание, как утверждали идеалисты, а
человек как живое, природное существо, наделанное сознанием.
Но для Л.Фейербаха человек как субъект познания - это биоло-
гическое, антропологическое существо, человек вообще. И это уже
неточно.
В действительности в качестве субъекта познания человек выс-
тупает как общественное, социальное существо. Он становится субъ-
ектом познания, лишь освоив в обществе язык, овладев ранее добыты-
ми знаниями, будучи включенным в практическую деятельность, усвоив
существующие в данное время средства и методы познания и т.д.
Можно сказать, что подлинным субъектом познания в каждую эпо-
ху является человечество, а отдельный человек выступает в роли
субъекта познания как его представитель. По сути дела рассмотрение
человечества в качестве субъекта познания акцентирует внимание на
всеобщности этого процесса, а выделение индивидов как субъектов
познания выявляет неповторимое в реальном развитии познания. При
этом сам индивид как субъект познания формируется в определенной
системе социальных связей, так или иначе отражает мир в зависимос-
ти от уровня своей теоретической подготовки и от характера своих
потребностей и ценностных ориентаций. Короче: при всей специфике
его познавательной деятельности он остается сыном своего времени,
общества, своей эпохи. Это во-первых.
Во-вторых, субъект познания исторически конкретен и в том от-
ношении, что он обладает определенным объемом знаний, или, иначе
говоря, известным интеллектуальным потенциалом, в силу чего конк-
ретный характер носят его познавательные возможности. К тому же и
уровень развития общественной практики, и то, что выше обозначено
как интеллектуальный потенциал общества, в большей или меньшей
степени детерминируют круг его познавательных интересов в тот или
иной исторический период.
Легко заметить, что за последние сто лет серьезные изменения
претерпели и объект, и субъект познания. Значительно расширились
границы объекта познания, а вместе с тем и круг познавательных ин-
тересов, существенно вырос интеллектуальный потенциал человечест-
ва, а значит, и его познавательные возможности. Таким образом, в
диалектике объекта и субъекта познания отчетливо просматривается
социально-опосредованное историческое развитие познавательного от-
ношения человека к миру.
Развитие познания определяется в конечном счете потребностями
общества в целом, общим уровнем интеллектуального потенциала об-
щества. При этом реализация этих потребностей в свою очередь соз-
дает фон и базу для новых потребностей и дальнейшего наращивания
знаний о мире, а значит, и для продвижения познания вперед. В ос-
нове движения познания лежит, таким образом, разрушение и возник-
новение все вновь и вновь, противоречия между достигнутым уровнем
знаний и уровнем общественных потребностей.
Познание, следовательно, выступает как диалектический процесс
активного целенаправленного воспроизведения в системе идеальных
образов сущности вещей, явлений объективного мира, включая челове-
ка и жизнь общества.

Оглавление

* ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*

тел. (495) 728 - 3241; info@troek.net

 

ЗАКАЗАТЬ РЕФЕРАТ

ЗАКАЗАТЬ КУРСОВУЮ

ЗАКАЗАТЬ ДИПЛОМ

Новости образования

Все о ЕГЭ

Учебная литература on-line

Статьи о рефератах

Образовательный софт


   E-mail:info@troek.net

Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
 Тел: (495) 728- 32-41

| Главная | Рефераты на заказ | Типы работ | Предметы и темы | Гарантии | Цены | Заказ и оплата | В помощь студенту |
| Партнерство и рекламма | Вузы Москвы | Вакансии | Разное |

Copyright © 2002 " ТРОЕК НЕТ". All rights reserved.
Web - master: info@troek.net