Реферат, курсовой проект, дипломная работа, эссе, сочинение, контрольная, аналитическая справка на заказ
Главная
Рефераты на заказ
Типы работ
Предметы и темы
Гарантии
Цены
Заказ и оплата
В помощь студенту
Партнерство и реклама
ВУЗы Москвы
Вакансии
Разное





Rambler's Top100


Заказ диплома Заказ курсовой Заказ реферата Заказать диплом курсовой проект дипломнаую работу, эссе, сочинение на заказ
Заказать реферат, курсовую работу, дипломный проект, эссе, сочинение, контрольную работу, аналитическую справку, отчет по практике бизнес-план предприятия экономика право
 

* ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*

тел. (495) 728 - 3241; info@troek.net

9.2. Методы и методология познания. Общенаучные методы
эмпирического и теоретического познания.

Одна из важных особенностей научного познания в сравнении с
обыденным состоит в его организованности и использовании целого
ряда методов исследования. Под методом при этом понимается сово-
купность приемов, способов, правил познавательной, теоретической и
практической, преобразующей деятельности людей. Эти приемы, прави-
ла в конечном счете устанавливаются не произвольно, а разрабатыва-
ются, исходя из закономерностей самих изучаемых объектов.
Поэтому методы познания столь же многообразны, как и сама
действительность. Исследование методов познания и практической де-
ятельности является задачей особой дисциплины - методологии.
При всем различии и многообразии методов они могут быть раз-
делены на несколько основных групп:
1. Всеобщие, философские методы, сфера применения которых на-
иболее широка. К их числу принадлежит и диалектико-материалисти-
ческий метод.
2.Общенаучные методы, находящие применение во всех или почти
во всех науках. И своеобразие и отличие от всеобщих методов в том,
что они находят применение не на всех, а лишь на определенных эта-
пах процесса познания. Например, индукция играет ведущую роль на
эмпирическом, а дедукция - на теоретическом уровне познания, ана-
лиз преобладает на начальной стадии исследования, а синтез - на
заключительной и т.д. При этом в самих общенаучных методах нахо-
дят, как правило, свое проявление и преломление требования всеоб-
щих методов.
3. Частные или специальные методы, характерные для отдельных
наук или областей практической деятельности. Это методы химии или
физики, биологии или математики, методы металлообработки или стро-
ительного дела.
4. Наконец, особую группу методов образуют методики, предс-
тавляющие собой приемы и способы, вырабатываемые для решения ка-
кой-то особенной, частной проблемы. Выбор верной методики - важное
условие успеха исследования.
Остановимся кратко на характеристике некоторых общенаучных
методов исследования. Обратимся прежде всего к методам, которые
находят применение на эмпирическом уровне научного познания - к
наблюдению и эксперименту.
1Наблюдение - 0 это преднамеренное и целенаправленное восприятие
явлений и процессов без прямого вмешательства в их течение, подчи-
ненное задачам научного исследования. Основные требования к науч-
ному наблюдению следующие:
1) однозначность цели, замысла;
2) системность в методах наблюдения;
3) объективность;
4) возможность контроля либо путем повторного наблюдения, ли-
бо с помощью эксперимента.
Наблюдение используется, как правило, там, где вмешательство
в исследуемый процесс нежелательно либо невозможно.
Наблюдение в современной науке связано с широким использова-
нием приборов, которые, во-первых, усиливают органы чувств, а
во-вторых, снимают налет субъективизма с оценки наблюдаемых явле-
ний.
Важное место в процессе наблюдения (как и эксперимента) зани-
мает операция измерения. Измерение - есть определение отношения
одной (измеряемой) величины к другой, принятой за эталон.
Поскольку результаты наблюдения, как правило, приобретают вид
различных знаков, графиков, кривых на осциллографе, кардиограмм и
т.д., постольку важной составляющей исследования является интерп-
ретация полученных данных.
Особой сложностью отличается наблюдение в социальных науках,
где его результаты во многом зависят от личности наблюдателя и его
отношения к изучаемым явлениям. В социологии и психологии различа-
ют простое и соучаствующее (включенное) наблюдение. Психологи на-
ряду с этим используют и метод интроспекции (самонаблюдения).
1Эксперимент 0 в отличие от наблюдения - это метод познания, при
котором явления изучаются в контролируемых и управляемых условиях.
Эксперимент, как правило, осуществляется на основе теории или
гипотезы, определяющих постановку задачи и интерпретацию результа-
тов.
Преимущества эксперимента в сравнении с наблюдением состоят в
том, во-первых, что оказывается возможным изучать явление, так
сказать, в "чистом виде", во-вторых, могут варьироваться условия
протекания процесса, в-третьих, сам эксперимент может многократно
повторяться.
Различают несколько видов эксперимента.
1. Простейший вид эксперимента - качественный, устанавливаю-
щий наличие или отсутствие предлагаемых теорией явлений.
2. Вторым, более сложным видом является измерительный или ко-
личественный эксперимент, устанавливающий численные параметры ка-
кого-либо свойства (или свойств) предмета, процесса.
3. Особой разновидностью эксперимента в фундаментальных нау-
ках является мысленный эксперимент.
4. Наконец: специфическим видом эксперимента является соци-
альный эксперимент, осуществляемый в целях внедрения новых форм
социальной организации и оптимизации управления. Сфера социального
эксперимента ограничена моральными и правовыми нормами.
Наблюдение и эксперимент являются источником научных фактов,
под которыми в науке понимаются особого рода предложения, фиксиру-
ющие эмпирическое знание. Факты - фундамент здания науки, они об-
разуют эмпирическую основу науки, базу для выдвижения гипотез и
создания теорий.
Обозначим некоторые методы обработки и систематизации знаний
эмпирического уровня. Это прежде всего анализ и синтез. Анализ -
процесс мысленного, а нередко и реального расчленения предмета,
явления на части (признаки, свойства, отношения). Процедурой, об-
ратной анализу, является синтез. Синтез - это соединение выделен-
ных в ходе анализа сторон предмета в единое целое.
Значительная роль в обобщении результатов наблюдения и экспе-
риментов принадлежит индукции (от лат. inductio - наведение), осо-
бому виду обобщения данных опыта. При индукции мысль исследователя
движется от частного ( частных факторов) к общему. Различают попу-
лярную и научную, полную и неполную индукцию. Противоположностью
индукции является дедукция, движение мысли от общего к частному. В
отличие от индукции, с которой дедукция тесно связана, она в ос-
новном используется на теоретическом уровне познания.
Процесс индукции связан с такой операцией, как сравнение -
установление сходства и различия объектов, явлений. Индукция,
сравнение, анализ и синтез подготавливают почву для выработки
классификаций - объединения различных понятий и соответствующих им
явлений в определенные группы, типы с целью установления связей
между объектами и классами объектов. Примеры классификаций - таб-
лица Менделеева, классификации животных, растений и т.д. Классифи-
кации представляются в виде схем, таблиц, используемых для ориен-
тировки в многообразии понятий или соответствующих объектов.
А теперь обратимся к методам познания, используемым на теоре-
тическом уровне научного познания. Это, в частности, абстрагирова-
ние - метод, сводящийся к отвлечению в процессе познания от ка-
ких-то свойств объекта с целью углубленного исследования одной оп-
ределенной его стороны. Результатом абстрагирования является выра-
ботка абстрактных понятий, характеризующих объекты с разных сто-
рон.
В процессе познания используется и такой прием, как аналогия
- умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на
основе их сходства в ряде иных отношений.
С этим приемом связан метод моделирования, получивший особое
распространение в современных условиях. Этот метод основан на
принципе подобия. Его сущность состоит в том, что непосредственно
исследуется не сам объект, а его аналог, его заместитель, его мо-
дель, а затем полученные при изучении модели результаты по особым
правилам переносятся на сам объект.
Моделирование используется в тех случаях, когда сам объект
либо труднодоступен, либо его прямое изучение экономически невы-
годно и т.д. Различают ряд видов моделирования:
1. Предметное моделирование, при котором модель воспроизводит
геометрические, физические, динамические или функциональные харак-
теристики объекта. Например, модель моста, плотины, модель крыла
самолета и т.д.
2. Аналоговое моделирование, при котором модель и оригинал
описываются единым математическим соотношением. Примером могут
служить электрические модели, используемые для изучения механичес-
ких, гидродинамических и акустических явлений.
3. Знаковое моделирование, при котором в роли моделей высту-
пают схемы, чертежи, формулы. Роль знаковых моделей особенно воз-
росла с расширением масштабов применения ЭВМ при построении знако-
вых моделей.
4. Со знаковым тесно связано мысленное моделирование, при ко-
тором модели приобретают мысленно наглядный характер. Примером мо-
жет в данном случае служить модель атома, предложенная в свое вре-
мя Бором.
5. Наконец, особым видом моделирования является включение в
эксперимент не самого объекта, а его модели, в силу чего последний
приобретает характер модельного эксперимента. Этот вид моделиро-
вания свидетельствует о том, что нет жесткой грани между методами
эмпирического и теоретического познания.
С моделированием органически связана идеализация - мысленное
конструирование понятий, теорий об объектах, не существующих и не
осуществимых в действительности, но таких, для которых существует
близкий прообраз или аналог в реальном мире. Примерами построенных
этим методом идеальных объектов являются геометрические понятия
точки, линии, плоскости и т.д. С подобного рода идеальными объек-
тами оперируют все науки - идеальный газ, абсолютно черное тело,
общественно-экономическая формация, государство и т.д.
Существенное место в современной науке занимает системный ме-
тод исследования или (как часто говорят) системный подход.
Этот метод и стар и нов. Он достаточно стар, поскольку такие
его формы и составляющие, как подход к объектам под углом зрения
взаимодействия части и целого, становления единства и целостности,
рассмотрения системы как закона структуры данной совокупности ком-
понентов существовали, что называется от века, но они были разроз-
ненны. Специальная разработка системного подхода началась с сере-
дины ХХ века с переходом к изучению и использованию на практике
сложных многокомпонентных систем.
Системный подход - это способ теоретического представления и
воспроизведения объектов как систем. Основные понятия системного
подхода: "элемент", "структура", "функция" и т.д. - были рассмот-
рены ранее в теме "Диалектика и ее альтернативы".
В центре внимания при системном подходе находится изучение не
элементов как таковых, а прежде всего структуры объекта и места
элементов в ней. В целом же основные моменты системного подхода
следующие:
1. Изучение феномена целостности и установление состава цело-
го, его элементов.
2. Исследование закономерностей соединения элементов в систе-
му, т.е. структуры объекта, что образует ядро системного подхода.
3. В тесной связи с изучением структуры необходимо изучение
функций системы и ее составляющих, т.е. структурно-функциональный
анализ системы.
4. Исследование генезиса системы, ее границ и связей с други-
ми системами.
Особое место в методологии науки занимают методы построения и
обоснования теории. Среди них важное место занимает объяснение -
использование более конкретных, в частности, эмпирических знаний
для уяснения знаний более общих. Объяснение может быть:
а) структурным, например, как устроен мотор;
б) функциональным: как действует мотор;
в) причинным: почему и как он работает.
При построении теории сложных объектов важную роль играет ме-
тод восхождения от абстрактного к конкретному.
На начальном этапе познание идет от реального, предметного,
конкретного к выработке абстракций, отражающих отдельные стороны
изучаемого объекта. Рассекая объект, мышление как бы умерщвляет
его, представляя объект расчлененным, разъятым скальпелем мысли.
Теперь встает на очередь следующая задача - воспроизвести
объект, его целостную картину в системе понятий, опираясь на выра-
ботанные на первом этапе абстрактные определения, т.е. перейти от
абстрактного к конкретному, но уже воспроизведенному в мышлении
или к духовно-конкретному. Именно такой путь от общих абстракций
товара, денег и т.д. до целостной, богатой картины капитализма
проделывает Маркс в "Капитале". При этом само построение теории
может быть осуществлено либо логическим, либо историческим метода-
ми, которые тесно связаны между собой.
При историческом методе теория воспроизводит реальный процесс
возникновения и развития объекта вплоть до настоящего времени, при
логическом она ограничивается воспроизведением сторон объекта, как
они существуют в предмете в развитом его состоянии. Выбор метода,
естественно, не произволен, а диктуется целями исследования.
Исторический и логический методы тесно взаимосвязаны. Ведь в
результате, в итоге развития сохраняется все положительное, накап-
ливавшееся в процессе развития объекта. Не случайно организм в
своем индивидуальном развитии повторяет эволюцию живого от уровня
клетки до современного состояния.
Поэтому можно сказать, что логический метод есть тот же исто-
рический, но очищенный от исторической формы. Так, учащийся начи-
нает изучать математику с того, с чего начиналась ее история - с
арифметики, а Маркс рисует логическим методом картину капитализма,
начиная с того,откуда капитализм берет свое начало исторически - с
товара.
В свою очередь исторический метод в конечном счете дает ту
же, что и логический метод, реальную картину объекта, но логичес-
кий метод при этом отягощен исторической формой. В построении тео-
рии, как и идеальных объектов, важная роль принадлежит аксиомати-
зации - способу построения научной теории, при котором в основу
его кладутся некоторые исходные положения - аксиомы или постулаты,
из которых все остальные утверждения теории выводятся дедуктивно
чисто логическим путем, посредством доказательства.
Как уже отмечено выше, этот метод построения теории предпола-
гает широкое использование дедукции. Классическим образцом постро-
ения теории аксиоматическим методом может служить геометрия Евкли-
да.
9.3. Основные этапы познавательного цикла и формы
научного познания. Научная теория и ее структура.

Завершая анализ проблем, связанных с научным познанием, оста-
новимся кратко на этапах познавательного цикла и основных главных
формах научнго познания.
Начальная ступень научного познавательного цикла - постановка
проблемы, которую можно определить как знание о незнании, знание
со знаком вопроса. В постановке проблемы необходимо, во-первых,
осознание некоторой ситуации как задачи; во-вторых, четкое понима-
ние смысла проблемы, ее формулирование с разграничением известного
и неизвестного.
Второе звено цикла - выработка гипотезы (или ряда гипотез) с
целью решения проблемы. Гипотеза - научно обоснованное предположе-
ние, исходящее из фактов, умозаключение, имеющее своим назначени-
ем решить научную проблему и носящее вероятностный характер. Не
вдаваясь в подробности, укажем на признаки плодотворности гипотезы.
Прежде всего качество гипотезы определяется мерой ее способности
охватить как исследуемый круг явлений, так и другие, в том числе и
вновь открываемые явления. Сила гипотезы измеряется и тем, нас-
колько она способна предсказывать новые факты. Наконец, гипотеза
должна отвечать требованию принципиальной проверимости, нерифици-
руемости.
Приобретение гипотезой статуса достоверного знания, статуса
теории предполагает ее подтверждение, доказательство, осуществляе-
мое различными способами, прежде всего практикой, экспериментом.
Теория в отличие от гипотезы представляет собой уже не веро-
ятное, а достоверное знание.
Научная теория - это система знаний, описывающая и объясняющая
определенную совокупность явлений, дающая обоснование всех выдви-
нутых положений и сводящая открытые в данной области законы к еди-
ному основанию. Например, теория относительности, квантовая тео-
рия, теория государства и права и т.д.
Обозначим основные черты научной теории:
1. Научная теория - это знание об определенном предмете или
строго определенной, органически связанной группе явлений. Объеди-
нение знания в теорию определяется ее предметом.
2. Теорию в качестве важнейшего ее признака характеризует
объяснение известной совокупности фактов, а не простое их описа-
ние, вскрытие закономерностей их функционирования и развития.
3. Теория должна обладать прогностической силой, предсказы-
вать течение процессов.
4. В развитой теории все ее главные положения должны быть
объединены общим началом, основанием.
5. Наконец, все входящие в содержание теории положения должны
быть обоснованы.
Что же касается структуры научной теории, то она включает,
во-первых, основания теории (аксиомы геометрии Евклида, принципы
диалектики); во-вторых, законы, выступающие в качестве косяка на-
учной теории, ее базы; в-третьих, узловые понятия, категориальный
аппарат теории, с помощью которого выражается и излагается основ-
ное содержание теории; наконец, в-четвертых, идеи, в которых орга-
нически слиты отражение объективной реальности и постановка прак-
тических задач перед людьми.
Высокая роль и растущее значение науки в жизни современного
общества, с одной стороны, а с другой - опасные негативные соци-
альные следствия бездумности, а порой и откровенно преступного ис-
пользования достижений науки повышают в наши дни требования к
нравственным качествам ученых, к этической, если ставить вопрос
шире, стороне научной деятельности. Наметим хотя бы пунктирно не-
которые из этих этических требований.
Прежде всего ученый должен соблюдать общечеловеческие нормы
нравственности, и спрос с него в этом отношении должен быть выше,
чем в среднем, и в силу важности его функций, и в силу высокой от-
ветственности за социальные результаты его деятельности.
Второе требование - требование бескорыстного поиска истины
без каких бы то ни было уступок коньюнктуре, внешнему давлению и
т.д.
Третье - нацеленность на поиск нового знания и его до конца
честного, досконального обоснования, не допуская подлога, погони
за дешевой сенсацией, а тем более плагиата.
Четвертый устой этики науки - обеспечение свободы научного
поиска.
Наконец, последний, пятый по счету, но первостепенный по зна-
чимости устой этики науки и этики ученого - высокая социальная от-
ветственность и за результаты своих исследований, и в еще большей
степени за их практическое использование. О необходимости повыше-
ния ответственности ученых и работников инженерной мысли за свои
решения свидетельствует тяжелый груз Чернобыля.
Глобальные проблемы современности, - экологическая в особен-
ности, да и не только она, - говорят о том, что от людей науки, да
и от всех людей вообще требуется ныне по-новому, с повышенной тре-
бовательностью подходить к оценке и нашей познавательной, и нашей
практической деятельности.
10.1. Общество как подсистема объективной реальности,
его первичные элементы и теоретическая модель

Важнейшей составной частью философии является системный ана-
лиз общества и исторического процесса в целом. Особая важность
такого анализа непосредственно связана с решающим значением в фи-
лософии проблемы отношения человека и мира.
Философия была бы неполной и односторонней, если бы она абс-
трагировалась от человека, а значит, и от общества, ограничивая
свои интересы исследованием ненаселенной людьми природы. Такая
"безлюдная" философия перестала бы быть учением о всеобщем, ее
познавательная и методологическая ценность была бы значительно сни-
жена.
Все это превращает системное философско-социологическое ос-
мысление общества и исторического процесса в абсолютно необходимую
и притом органически составную часть философии.
Понятно, что философско-социологический анализ общества не
должен вести к узурпации прав и территории других наук об общест-
ве. Это должен быть именно философский анализ общественной жизни -
под углом зрения основного вопроса философии, с позиций выявления
не частных, а общих законов движения и развития общества и т.д.
Исходным пунктом философского анализа общества, построения его те-
оретической, идеальной модели является рассмотрение общества как
особой, специфической подсистемы объективной реальности.
Общество неотделимо от природы. Человек, а значит, и общество
вышли из природы, они ее продолжение, ее часть. Но это часть осо-
бенная, она представляет собой вторую, искусственно созданную
природу.
Природа была и остается тем фундаментом, на котором покоится
и из материала которого строится общество. Сегодня ясно, что без
природы как базиса у общества нет будущего.
Общество - особая подсистема объективной реальности, специфи-
ческая, социальная форма движения материи. Своеобразие этой под-
системы бытия состоит прежде всего в том, что историю общества де-
лают люди. В живой природе, например, в лучшем случае происходит
лишь приспособление организмов к природным условиям, общество не
приспосабливает в ходе преобразующей практической деятельности ве-
щества природы и ее процессы для удовлетворения своих потребнос-
тей. Деятельность, таким образом, есть способ существования соци-
ального, ибо всякое изменение социального, т.е. его движение, реа-
лизуется через деятельность.
В отличие от природы общество имеет свои пространственно-вре-
менные границы и подчиняется в своем движении. наряду с общими,
особенным и специфическим законам.
Философский анализ общества имеет своей целью на основе исс-
ледования конкретно-исторических обществ или их состояний построе-
ние идеальной модели общества с использованием целой системы фило-
софских категорий. К ним относятся категории деятельности, матери-
ального производства, общественных отношений, базиса и надстройки,
общественно-экономической формации и т.д. Здесь же важно подчерк-
нуть, что теоретическая модель общества позволяет решить ряд за-
дач. Она дает возможность выявить социальную необходимость, отвле-
каясь от случайностей, представить изучаемый объект в предельно
развитой форме, выявить законы его движения.
Реальное общество индивидуализировано, в нем все предельно
переплетено, взаимосвязано. В модели же, поскольку она вскрывает и
представляет сущность реального общества, индивидуальное оставлено
в стороне, связи и зависимости представлены в чистом, свободном от
деталей и случайных наслоений виде и т.д. Основания выработки по-
добной модели в различных философских учениях неодинаковы. В основ-
ном можно говорить о трех главных позициях. Натурализм в своих
построениях отождествляет общество с организмом и пытается объяс-
нить социальную жизнь биологическими закономерностями, подменяя
конкретно-историческое изучение социальных явлений произвольными
аналогиями (кровообращение - торговля, головной мозг - правитель-
ство). Идеализм в своих моделях общества исходит из духовного,
идеального начала. Так, Н.А.Бердяев утверждает, что историческая
действительность есть "...особая и высшая духовная действитель-
ность" (Бердяев Н.А. Смысл истории. М.,1990. С.14). Наконец, мате-
риалистическая модель имеет своим исходным моментом социальную
форму материи. Но возникает законный вопрос: зачем нужна подобная
логизированная модель общества?
Прежде всего она задает исходные принципы подхода к изучению
реальной истории общества. Она дает вместе с тем руководящую нить,
позволяющую сознательно продвигаться в лабиринте фактов, событий
и т.д.
Логическая схема, естественно, беднее живой истории, но она
схватывает ее суть, что и позволяет, отталкиваясь от этой сущнос-
ти, глубже разобраться в конкретном историческом материале, помо-
гает найти правильное решение той или иной проблемы, вставшей на
повестке дня в определенной конкретной ситуации. Философская мето-
дология сама по себе не претендует на непосредственное раскрытие
причин тех или иных социальных процессов и явлений во всем их
конкретном многообразии, но она помогает правильно поставить проб-
лему и дает ориентиры в научном поиске ее решения.
Взять хотя бы соотношение материальной основы общества и соз-
нания. Различное решение вопроса об этом соотношении - необходимый
компонент построения идеальной модели общества. Если за исходное
берется сознание и в нем видится конечная причина всего происходя-
щего в истории, то это один исходный пункт в анализе определенной
ситуации, а значит, и в решении той или иной возникшей проблемы.
Напротив, если за основу общества берутся его материальные устои,
то и результаты анализа и предлагаемые пути решения той же пробле-
мы окажутся совершенно иными. Все это превращает выработку идеаль-
ной модели общества в задачу первостепенной важности. Понятно, что
речь идет не об использовании теоретической модели общества как
мертвой схемы, под которую остается лишь подгонять живые факты, а
тем более не о ее применении для оправдания сомнительных установок
тех или иных деятелей, случайно оказавшихся у кормила правления.
Речь идет о том, чтобы философско-социологическая теория об-
щества, его идеализированная модель применялись в ходе конкретного
анализа каждой конкретной ситуации как путеводитель в сложных ла-
биринтах общественной жизни.
В процессе выработки теоретической модели общества мы будем
двигаться от наиболее общих, абстрактных построений ко все более
конкретным и богатым по содержанию. Сделаем лишь самые первые шаги
на этом пути.
Начнем с самого общего: что такое общество? Ясно прежде все-
го, что общество - это определенная целостность, особая подсистема
объективной реальности. Но если это система, то ее основу как вся-
кой системы составляют элементы, требования к которым должны,
по-видимому, состоять в следующем: во-первых, их должна отличать
простота, во-вторых, они должны присутствовать во всех срезах сис-
темы и, в-третьих, они должны выступать в качестве своеобразных
первокирпичиков системы. Что же это за элементы?
Ключевым, решающим элементом является, очевидно, человек как
субъект истории, выполняющий эту роль действительно на всех этажах
общественного здания. Можно сказать, что человек- это главный,
краеугольный устой общества. Но свою роль субъекта истории человек
реализует в форме активного отношения к миру в виде деятельнос-
ти,содержание которой составляет его целесообразное изменение и
преобразование. Деятельность выступает в самых различных формах,
причем формы деятельности и ее виды с ходом истории становятся все
более разнообразными. Деятельность и предстает в качестве второго
элемента общества как системы. Наконец, третий элемент социальной
системы - общественные отношения, складывающиеся на основе всего
многообразия социально значимых видов деятельности. Именно дея-
тельность как способ существования социального объединяет социаль-
ные атомы, цементирует их, превращая через систему общественных
отношений простую сумму индивидов в нечто большее - в некоторую
органическую целостность, в общество.
Но что такое общественные отношения? Общественные отношения -
это многообразные связи между членами общества, социальными груп-
пами, а также внутри них, возникающие в процессе материально-про-
изводственной, экономической, социальной, политической и духовной
жизни и деятельности.
При этом общественные отношения не однородны, в их системе
выделяются первичные и вторичные уровни. К первичному уровню при-
надлежат материальные, т.е. складывающиеся независимо от сознания
общественные отношения. К их числу в первую очередь относятся про-
изводственные, экономические отношения (наряду с этим могут быть
выделены и такие виды материальных отношений, как организацион-
но-технические и социально-бытовые). Вторичный уровень образуют
идеологические отношения, которые в отличие от отношений первого
уровня складываются, возникают лишь проходя через сознание, на ба-
зе определенных идей и взглядов. Но к этим проблемам мы еще вер-
немся в дальнейшем, здесь же подчеркнем еще раз: человек,деятель-
ность, общественные отношения - такова триада определяющих элемен-
тов общества как системы.
Таким образом, общество представляет собой совокупность лю-
дей, связанных системой общественных отношений, складывающихся на
основе всего многообразия социально значимых видов деятельности.
10.2. Сущность диалектико-материалистического подхода к обществу

Выше были очерчены исходные принципы выработки философско-со-
циологической модели общества. Обратимся к ключевой проблеме фор-
мирования диалектико-материалистической концепции общество к поис-
ку материального основания общества и решению вопросов о соотно-
шении этого основания с сознанием.
Сложность решения этой задачи связана уже с тем, что история
общества, его развития есть результат деятельности людей, наделен-
ных сознанием. В итоге при анализе общественных явлений возникает
своеобразный оптический обман: кажется, что в обществе все проис-
ходит совсем не так, как в природе, что здесь первопричину всего
происходящего следует искать, в отличие от природы, не в матери-
альных основаниях, а в головах людей, в их воле, в их мыслях и же-
ланиях. Условия и предпосылки для выработки материалистического
понимания истории подготавливались и развитием общественно-полити-
ческой мысли в конце XVIII века и в особенности сдвигами, проис-
шедшими в обществе с переходом к капитализму. Их суть состояла в
том, во-первых, что капитализм обнажил материальные, экономические
основания общественной жизни, которые при феодализме были скрыты
под идеологическими наслоениями. Во-вторых, наряду с этим, при ка-
питализме ускорился, причем многократно, ход истории, что в опре-
деленной степени облегчило проникновение в механизм развития об-
щества и действия его движущих сил.
Все это и дало возможность открыть подлинную основу общест-
венной жизни в социальной форме материи. Сыграл свою роль, в част-
ности, и тот факт, что с развитием общества, с радикальными изме-
нениями условий жизнедеятельности людей менялись сами люди и их
взгляды, теоретические концепции. Суть зависимости сознания от бы-
тия Маркс выразил: так: "Сознание никогда не может быть чем-либо
иным, как осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс
их жизни".
Но что же представляет собой социальная материя, объективная
общественная реальность, то, что обычно характеризует как реальный
процесс жизни людей? Главные условия,которым должна удовлетворять
эта объективная реальность, эта основа общества, по-видимому,
должны быть следующие: во-первых, она не должна быть духовной
субстанцией; во-вторых, должна складываться независимо от созна-
ния, в-третьих, определять общественное сознание.
Попытаемся найти основные составляющие этой основы общества,
причем такие, которые отвечали бы очерченным выше условиям. Ядро
этой особенной формы материи образуют материальное производство и
отношения, складывающиеся в его процессе, то, что Маркс характери-
зовал как "способ производства материальной жизни". Наряду с этим
к материальной основе общественной жизни относится и воспроизводс-
тво самих людей, а значит, и потребление как условие воспроизвод-
ства, а также материальная сторона быта, природная среда и народо-
население. Именно эту, материальную сторону общественной жизни,
очевидно, и имел в виду Маркс, когда он вел речь об общественном
бытии и об определяющей роли этого бытия по отношению к обществен-
ному сознанию.
Общественное же сознание, в свою очередь, представляет собой
осознание обществом самого себя, своего общественного бытия и ок-
ружающей действительности. Бытие общества включает в себя и мате-
риальные, и духовные явления. Социальное, общественное вообще
всегда содержит в себе и материальную сторону, и сторону духовную.
Вот почему, когда мы ведем речь об определяющей роли общественного
бытия по отношению к общественному сознанию, это бытие следует по-
нимать лишь как социальную форму материи. Наряду с этим необходимо
уточнить понятия материального и идеального применительно к об-
щественной жизни. Материальное здесь существует не только в его
привычной, вещной, предметной форме, но и в виде материальных,
прежде всего производственных отношений.
Что касается идеального, то оно в обществе представлено не
только в виде мыслей, чувств, взглядов определенных людей, т.е. в
виде явлений индивидуализированного сознания, но наряду с этим и в
виде объективированного духовного, т.е. в форме идей, мыслей, цен-
ностей, смыслов и т.д., материализованных в вещах, книгах, учреж-
дениях, произведениях искусства, а также в виде своеобразной общей
духовной атмосферы, складывающейся в обществе в виде нравственных
нормативов, правовых установок и т.д.
Материалистическое решение вопроса о состоянии социальной
формы материи, общественного бытия и общественного сознания не
только противопоставляет материализм идеализму в понимании исто-
рии, но и дает возможность распространить на явления общественного
сознания принципы социального детерминизма, причинной обусловлен-
ности явлений. Тем самым создаются условия для научного анализа
духовной жизни общества, объяснение явлений сознания из особеннос-
тей общественного бытия. Так, сословная иерархия, отличающая фео-
дализм от капитализма, во многом объясняет своеобразие сознания
феодальной эпохи, где не могло быть и речи об идеях свободы, ра-
венства, справедливости, свойственных периоду становления буржуаз-
ного общества.
Материалистическое решение вопроса об общественном бытии и
общественном сознании - важный методологический принцип анализа и
тех процессов, которые происходят в настоящее время в нашем об-
ществе. Духовный кризис в обществе стал своеобразным отражением
негативных явлений в его материальной основе, так как: уравниловка
в сфере распределения, отчуждение людей труда от собственности в
условиях тотального огосударствления производства и безраздельного
господства командно-административной системы управления экономикой
и т.д.
И выход из этой ситуации один - осознание противоречий дейс-
твительности и необходимости ее практического преобразования, а
главное - реальное решение этой задачи, переделка как экономичес-
кого фундамента общества, так и его верхних этажей.
Особо следует подчеркнуть, что общественное сознание, будучи
отражением общественного бытия, в то же время имеет внутреннюю ло-
гику своего развития, является относительно самостоятельным. Это
прослеживается и в преемственности, проявляющейся в развитии его
форм, а главное - в обратном воздействии общественного сознания на
все стороны общественной жизни, в его активности.
Иными словами, вторичность, производность общественного соз-
нания от общественного бытия вовсе не означает его второсортности,
а тем более второстепенности его роли в истории. Одна из причин
кризисных явлений в духовной сфере нашего общества - низведение
диалектико-материалистического понимания истории до уровня вульгар-
ного, экономического материализма, пренебрегающего ролью и значе-
нием духовных богатств общества, его интеллектуальным потенциалом,
подменяющего научный подход в управлении методом проб и ошибок. ВО
времена культа Сталина, в эпоху застоя все это нашло выражение и в
массовом истреблении интеллигенции, и в возвеличивании сермяжной
псевдонауки типа лысенковской "мичуринской биологии", и в насажде-
нии административно-командных методов в науке, в искусстве, в ду-
ховной культуре в целом и т.д. Все это сказалось, причем крайне
отрицательно, на развитии и состоянии общественного сознания. Ат-
мосфера страха, искусственных запретов, отсутствие свободы твор-
чества - все это не могло не наложить тяжелого отпечатка на разви-
тие науки и искусства, да и самих общественных наук. Важным усло-
вием преодоления кризисных явлений в духовной сфере является поэ-
тому восстановление в правах подлинно диалектико-материалистичес-
кого понимания истории, признание действительно великой роли ду-
ховных факторов в историческом процессе.
Одна из ключевых проблем сегодня - снятие всех препон на пути
возвышения интеллектуального потенциала общества, создание атмос-
феры творчества во всех областях духовной жизни, поскольку без
этого нам не решить всей суммы задач по переделке экономических
основ общества и его социально-политической надстройки.
10.3. Диалектика объективного и субъективного в развитии
общества. Проблемы социального детерминизма

Мы уже отметили, что историю творят сами люди, что именно они
являются подлинным субъектом истории.
Практическая деятельность, общественно-историческая практика
- вот тот фактор, который обеспечивает движение человеческого об-
щества и лежит в основе его истории. Это прежде всего материаль-
но-производственная практика, образующая фундамент общественной
жизни, это социальная практика, суть и смысл которой состоит в
преобразовании общественных отношений, наконец, эксперимент как
особый вид практики, практики научной.
Именно практика как предметная материальная деятельность,
преобразующая природу и общество в целях удовлетворения обществен-
ных потребностей, и составляет ядро общественного бытия, основной
способ существования и развития общества.
Вместе с тем в общественной практике органически слиты объ-
ективное и субъективное. Практика объективна как предметная, мате-
риальная преобразующая деятельность людей, но она в то же время
всегда дана в единстве с субъективной стороной, поскольку это дея-
тельность преследующего свои цели человека, т.е. деятельность
осознанная.
Общество - самоизменяющаяся и саморазвивающаяся система. Ис-
точники его саморазвития (как и развития мира в целом) заключены в
диалектических противоречиях, приобретающих в обществе характер
специфических, социальных противоречий.
Ядро же самодвижения общества образует деятельность, выступа-
ющая в качестве способа существования социального, поскольку вся-
кое изменение общества реализуется через деятельность.
Деятельность - основная и решающая сфера проявления социаль-
ной активности субъектов истории, начиная с отдельных индивидов и
кончая человечеством в целом.
Но что же побуждает людей к деятельности, питает их социаль-
ную активность?
Социологи до Маркса, полагали, что все дело в свободной воле,
в желаниях, мыслях и идеалах, которые рождаются в головах людей и
движут их поступками, их действиями.
Здесь есть доля истины. "Все, что приводит людей в движение,
- справедливо отмечал Ф.Энгельс, - должно пройти через из голову".
Но сами воля, желания, мысли людей детерминированы материальными
факторами, за ними следует видеть их материальную объективную ос-
нову в виде потребностей и интересов масс, социальных групп, от-
дельных личностей. Роль потребностей и интересов в побуждении к
деятельности отчетливо просматривается в самое ее структуре, ос-
новными соподчиненными элементами которой выступают: потребность -
интерес - цель деятельности - ее мотив - собственно деятельность -
результат.
Обратимся к анализу роли и значения исходных звеньев этой це-
почки - потребностей и интересов. Потребность выступает как исход-
ный момент в пусковом механизме развития общества.
Потребность - это нужда в чем-либо, необходимом для поддержа-
ния жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной
группы, общества в целом.
Потребности выступают в качестве внутреннего побудителя ак-
тивности. Это верно по отношению к биологическим (витальным) пот-
ребностям (в воздухе, воде, пище и т.д.), и еще более правильно по
отношению к потребностям социальным, которые, как известно, произ-
водятся также, как и предметы для их удовлетворения. При этом объ-
ем и характер потребностей зависят как от уровня развития общества
и общественного производства, так и от условий деятельности и
места различных групп людей в системе общественных отношений. В
обществе складывается своеобразная иерархия потребностей - основу
этой иерархии составляют материальные, прежде всего экономические
потребности,они определяют потребности духовные. Потребности через
потребление диалектически связаны с производством. Потребление не
только удовлетворяет потребности, но и воспроизводит их, побуждая
к повторению производственного цикла, превращает производство в
постоянный процесс, в воспроизводство. При этом производство и
потребление в их диалектической взаимосвязи обеспечивают не только
удовлетворение потребностей, но и их развитие.
В истории общества в целом прослеживается действие закона
возвышения потребностей. Действие этого закона обнаруживается в
том, что повторение циклов общественного производства приобретает
характер расширенного воспроизводства, поступательного движения
производства, а значит и общества. Поэтому возвышение потребностей
выступает как одна из важнейших движущих сил истории. Через возвы-
шение потребностей разрешается противоречие между производством и
потреблением с тем, чтобы вновь быть воспроизведенным и вновь раз-
решенным и т.д.
Общественные потребности не ограничиваются индивидуальными
потребностями, вновь выступают и как потребности социальных групп,
общества в целом. Они и побуждают не только отдельные личности, но
и большие группы людей либо поддерживать старое, либо выступать за
его устранение, за утверждение нового, побуждают к разрешению наз-
ревших противоречий.
При этом потребности выступают и в конечном счете осознаются
как интересы. Интересы выражают отношение общества, данного клас-
са, социальной группы ко всей совокупности общественных институ-
тов, материальных и духовных ценностей на определенном этапе раз-
вития. Можно сказать, что интересы представляют важнейший элемент
механизма, посредством которого объективные, сложившиеся в общест-
ве потребности осваиваются социальными группами, социальными сила-
ми и превращаются в мощный фактор, побуждающий их к социальному
действию.
Интересы имеют объективное основание в системе общественных
отношений. "Экономические отношения каждого данного общества про-
являются, - писал Ф.Энгельс, - прежде всего как интересы".
Поскольку положение социальных групп, индивидов в системе об-
щественных отношений неодинаково, различны и их интересы. Больше
того, на каждом этапе истории складывается сложная, многомерная
система интересов.
Прежде всего многообразие мест в системе общественных отноше-
ний определяет существование целого веера интересов различных
классов и других социальных групп, этнических образований, соци-
ально-профессиональных групп, групп социально-демографических, ре-
гиональных образований и т.д. И на каждом уровне нет мертвого тож-
дества интересов, а наоборот - всегда есть различия, достигающие
нередко уровня противоположности.
Многообразие интересов характеризует не только этот,горизон-
тальный срез, но и срез вертикальный. С одной стороны, интересы
всегда разделяются по степени их существенности для того или иного
субъекта. Особо важные интересы, с которыми связано само существо-
вание данного субъекта, обычно называют основными или коренными.
Правильное определение веса и значения интересов предельно
важно в политике, равно как и для трезвой самооценки личных инте-
ресов.
С другой стороны, система интересов образует своеобразную пи-
рамиду от экономических интересов, лежащих в ее основании к инте-
ресам социально-политическим и, наконец, венчающим эту пирамиду
интересам духовным. Сложность взаимосвязей и системы детерминации
в этой своеобразной иерархии требует в каждый период истории конк-
ретного анализа.
Исследование диалектики интересов дает ключ к выявлению дви-
жущих сил развития общества на разных этапах истории. Будучи пру-
жиной самодвижения социума, приводя в движение субъектов истори-
ческого процесса интересы способствуют обновлению общества и лежат
в конечном счете в основе собственного самоотрицания.
Смена общественных форм, смена этапов истории - это и переход
от одной системы общественных потребностей и интересов к иной, со-
ответствующей новому состоянию общества.
А сам этот переход осуществляется в процессе практической,
преобразующей деятельности, подчиненный реализации определенных
общественных потребностей и интересов. При этом на всех ступенях
практики, начиная с осознания потребности и вплоть до результата,
присутствует и субъективное начало. В природе действуют слепые,
стихийные силы, они сталкиваются, начинается жизнь природы. Совсем
не так обстоит дело в обществе. Движение истории определяется
практической деятельностью, в которой материальное, объективное
всегда сочетается с духовным, субъективным.
Это и порождает неправильное представление о том, что понятие
закономерности, "работающее", когда речь идет о природе, теряет
смысл, как только речь заходит об обществе, поскольку здесь заме-
шаны сознание, свободная воля и произвол людей - вещи, с идеей за-
кономерности вроде бы несовместимое. Можно ли с этим согласиться?
Для ответа на этот вопрос обратимся к соотношению в истории объек-
тивных условий и субъективного фактора. Под объективными условиями
мы понимаем состояние общества и прежде всего его экономический
фундамент, а также его социальную, политическую и духовную сферы.
Субъективный же фактор - это более или менее осознанная деятель-
ность субъекта истории, каковым являются массы, социальные группы,
классы, партии и отдельные люди.
Понятия объективного и субъективного в истории не тождествен-
ны понятиям материального и идеального. С одной стороны, к объек-
тивным условиям относятся не только материально-предметная среда и
материальные общественные отношения, но и духовный климат, духов-
ная атмосфера времени и другие явления, которые отнести к матери-
альным нельзя. С другой стороны, и сам субъект, и его деятельность
отнюдь не сводятся к его сознательности, к чему-то духовному, хотя
их роль, когда речь идет о субъективном начале в истории, громадна.
При всей значимости субъективного начала в истории решения и
свободно избранные поступки людей в принципе не могут носить про-
извольный характер. Это объясняется уже тем, что каждое новое по-
коление застает определенное состояние общества - известный уро-
вень развития производства, определенную социальную структуру об-
щества, систему общественных отношений, исторически конкретное го-
сударственное устройство, наконец, то или иное состояние духовной
атмосферы, духовной жизни общества и т.д.
В конечном счете объективные условия - это тот трамплин, от
которого только и может отталкиваться субъективный фактор, та ба-
за, которая предопределяет социально-типичные формы, способы и
направления деятельности масс, классов, социальных групп в тот или
иной период. Уже поэтому люди не вольны по своему произволу и ра-
зумению изменять ход истории. Все это заставляет усомниться в от-
сутствии определенной упорядоченности и даже закономерности исто-
рического процесса.
Но к чему же в таком случае сводится роль субъективного фак-
тора - сознательной, целенаправленной деятельности людей? Прежде
всего к учету реального положения вещей, реальных возможностей,
сложившихся в обществе, к выбору одной из этих возможностей и, на-
конец, к деятельности, направленной на ее реализацию. Иными слова-
ми, механизм исторического действия не так прост. Здесь формула
"мое желание - закон" не подходит.
Конкретное историческое действие не представлено во всех де-
талях заранее, оно не исключает и других вариантов, но веер этих
вариантов ограничен объективными условиями, а в конечном счете -
исторической закономерностью, определяющей основную линию общест-
венного развития.
Это однако, не отрицает всего многообразия деятельности каж-
дого отдельного индивида, его права на свободу выбора, а, напро-
тив, предполагает его способность к выбору целей деятельности и
путей их достижения, хотя свобода выбора ограничивается объектив-
ными условиями. Как же совместить свободу выбора своих действий и
идею объективной закономерности исторического процесса?
Линию закономерного хода истории можно представить как сво-
еобразную равнодействующую разнонаправленных действий членов об-
щества. При всей вариативности этих действий объективные условия,
как уже отмечено выше, детерминируют типичные для данной эпохи
форму и направленность действий преобладающей части участников со-
циального процесса.
Историю движут те побуждения, которые приводят в движение
большие массы людей, целые народы, а в каждом данном народе, в
свою очередь, - целые классы.
Так, сливаясь в единый поток, внешне кажущиеся неупорядочен-
ными действия миллионов индивидов дают в итоге достаточно стройную
линию закономерного движения истории как естественно-исторического
процесса. Учение о закономерном характере общественной жизни, ис-
тории и составляет ядро социального детерминизма, противостоящего
различным вариантам индетерминистских концепций исторического про-
цесса.
Итак, развитие общества - такой же закономерный процесс, как
и процесс развития природы. Законы истории так же объективны, как
и законы природы, их действие не зависит от воли и желаний людей,
люди не в силах ни отменить их, ни вызвать их к жизни по собствен-
ному произволу. Но законы истории в то же время существенно отли-
чаются от законов природы. Прежде всего тем, что это особые зако-
ны, законы социальной формы движения материи, не сводимые ни к за-
конам физики и химии, ни даже к законам биологии.
Законы развития общества реализуются в деятельности людей и
через их деятельность. Как законы природы не могут действовать без
материи, так и законы истории не действуют помимо людей, хотя сами
"деятели" законов могут этого и не ощущать. Еще один существенный
момент: в истории большую, чем в природе, роль играют случайности,
в силу чего законы истории действуют как тенденции, практически не
поддающиеся точному количественному измерению. Наконец, это зако-
ны, которые в отличие от законов природы не могут претендовать на
титул вечных законов. Время их действия очерчено историческим вре-
менем, а если говорить о специфических законах, то еще более огра-
ниченными временными отрезками.
Теперь на очереди следующий вопрос. Если, как мы уже отмети-
ли, законы истории объективны, то как соотносятся историческая за-
кономерность и сознательная деятельность людей? На первый взгляд
кажется, что это вещи несовместимые. Однако такой взгляд поверх-
ностен. Конечно, вряд ли кто взялся бы ускорять наступление лунно-
го затмения, поскольку деятельность людей не имеет к наступлению
этого события и законам, управляющим им, ровным счетом никакого
отношения. (Как скажем, и созвездие Козерога к судьбе родившегося
под эти созвездием субъекта, что, однако, не мешает последнему,
особенно в наши дни, притом довольно часто, интересоваться проро-
чествами астрологов).
К законам истории дело обстоит по-иному; их действие реализу-
ется только через деятельность людей и иначе реализоваться не мо-
жет. Поэтому осознание назревшей общественной потребности, органи-
зация, объединение на этой основе усилий определенных социальных
сил - все это вместе взятое ускоряет реализацию назревших законо-
мерно преобразований, а сам их закономерный характер не только не
умаляет энергии и воли участников этих преобразований, а, наобо-
рот, укрепляет у них уверенность в их осуществлении. Деятельность
масс, классов, партий становится подлинно свободной, когда она ос-
нована на знании законов истории и сознательной реализации их тре-
бований.
Поэтому справедлива мысль о том, что чем масштабнее преобра-
зования, которые мы намерены осуществить, тем большую массу людей
можно убедить в их необходимости, чтобы сделать их сознательными
участниками этих преобразований. Масштабность идущих в стране про-
цессов не вызывает сомнений, и успех дела во многом зависит от их
теоретического обеспечения, от сознательности и организованности
их участников.
Здесь мы сталкиваемся еще с одной проблемой - диалектикой
стихийности и сознательности в историческом процессе. Сознательное
начало присутствовало в истории всегда, особенно когда речь шла о
ближайших целях. А человек не только в далеком прошлом, но и се-
годня чаще всего в жизни руководствуется как раз своими непосредс-
твенными интересами и целями. В то же время иные крупные события и
повороты истории вызревают как бы за его спиной, оказываются
чем-то неожиданным и непредвиденным для не
го, короче говоря, ст

Оглавление

* ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*

тел. (495) 728 - 3241; info@troek.net

 

ЗАКАЗАТЬ РЕФЕРАТ

ЗАКАЗАТЬ КУРСОВУЮ

ЗАКАЗАТЬ ДИПЛОМ

Новости образования

Все о ЕГЭ

Учебная литература on-line

Статьи о рефератах

Образовательный софт


   E-mail:info@troek.net

Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
 Тел: (495) 728- 32-41

| Главная | Рефераты на заказ | Типы работ | Предметы и темы | Гарантии | Цены | Заказ и оплата | В помощь студенту |
| Партнерство и рекламма | Вузы Москвы | Вакансии | Разное |

Copyright © 2002 " ТРОЕК НЕТ". All rights reserved.
Web - master: info@troek.net