Реферат, курсовой проект, дипломная работа, эссе, сочинение, контрольная, аналитическая справка на заказ
Главная
Рефераты на заказ
Типы работ
Предметы и темы
Гарантии
Цены
Заказ и оплата
В помощь студенту
Партнерство и реклама
ВУЗы Москвы
Вакансии
Разное





Rambler's Top100


Заказ диплома Заказ курсовой Заказ реферата Заказать диплом курсовой проект дипломнаую работу, эссе, сочинение на заказ
Заказать реферат, курсовую работу, дипломный проект, эссе, сочинение, контрольную работу, аналитическую справку, отчет по практике бизнес-план предприятия экономика право
 

 

* ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*

тел. 728 - 3241

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ГРАММАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА, наиболее значительная античная школа, занимавшаяся описанием языка (см. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ). Александрия, столица эллинистического государства Птолемеев (4–1 вв. до н.э.), была крупнейшим центром греческой культуры и образованности; эта роль сохранялась за ней и в период, когда Египет входил в состав Римской империи и Византии (1 в. до н.э. – 7 в. н.э).
Александрия была многонациональным городом, там жили носители разных языков, однако языком администрации и культуры был греческий. Это обусловило необходимость обучения обучения негреков греческому языку, для чего требовалось его надлежащим образом описать. Именно поэтому античная лингвистическая традиция, ранее ограничивавшаяся отдельными замечаниями относительно природы и свойств языка, перешла в александрийской лингвистической школе к систематическому описанию языковой системы.

Первые грамматики в Александрии появились в 3 в. до н.э., создателем многих грамматических понятий считается Аристарх (2 в. до н.э.), однако их сочинения до нас не дошли. Из многих трактатов, писавшихся в течение почти тысячелетия, сохранились лишь два, считавшиеся образцовыми и многократно переписывавшиеся: Синтаксис Аполлония Дискола (2 в. н.э.) и грамматика Дионисия Фракийского, время создания которой точно не известно. Эти две книги дают достаточно детальное представление об идеях и методах александрийской лингвистической школы. Некоторые другие грамматики и трактаты известны в отрывках, включенных в сочинения других авторов.

Сложная морфология греческого языка требовала прежде всего обучения морфологическим моделям, правильному склонению и спряжению слов. Поэтому термин «грамматика», во времена александрийской лингвистической школы означавший описание языка вообще, впоследствии закрепился в современном, более узком значении. Большинство описаний языка, созданных в рамках александрийской лингвистической школы, включая грамматику Дионисия Фракийского, начиналось с краткого описания фонетики, за которым следовало занимавшее основное место изложение морфологии; синтаксис либо описывался в конце, либо выделялся в особое сочинение, как это было у Аполлония Дискола. Систематических описаний лексики у александрийцев не существовало, словари не составлялись, и давались лишь толкования непонятных слов у Гомера и других древних уже для того времени авторов. Фонетические описания были очень краткими и не шли дальше разделения звуков на гласные и согласные; звуки смешивались с буквами. Описание морфологии было не только самым пространным, но и наиболее детальным, причем многие понятия и термины, сформировавшиеся в рамках александрийской лингвистической школы, сохранились до наших дней. В качестве центральной и неопределяемой единицы грамматики рассматривались слова; слова детально классифицировались по частям речи: выделялись имя, глагол, причастие, наречие, местоимение, член (артикль), предлог, союз. Выделялись также грамматические категории: род, число, падеж для имени, лицо, время, наклонение, залог для глагола; давались таблицы (парадигмы) склонения и спряжения. Синтаксис у Аполлония Дискола в основном сводился к описанию правил согласования и управления; классификация членов предложения тогда еще не была разработана. Александрийцы занимались также изучением ударения и долгот гласных в связи с правилами стихосложения, толковали и исправляли древние тексты, собирали их рукописи, хранившиеся в обширной Александрийской библиотеке.

Уже с 1 в. до н.э. идеи александрийской грамматической школы проникли в Рим и оказали большое влияние на становление латинского варианта античной традиции. Позже они продолжали господствовать в Византии, в их рамках были написаны, среди прочего, первые грамматики старославянского языка. После завоевания Египта арабами в 7 в. александрийская грамматическая школа прекратила свое существование.

АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЛАВРА, монастырь и музей в Санкт-Петербурге. Монастырь основан по воле Петра I в память св. Александра Невского в 1710 на берегу Невы. Указом Павла I переименован в лавру. С устройством каналов ее территория превратилась в т.н. Монастырский остров (между Невой, р.Монастыркой и Обводным каналом). Первоначальные деревянные постройки уже с 1710-е годы заменялись каменными, в величественном комплексе которых доминируют барочные Благовещенская церковь (1717–1722, архитекторы Д.Трезини, Т.Швертфегер) и семинарский корпус с церковью св. Феодора (1740–1750, архитектор П.Трезини), но в первую очередь – классицистический Троицкий собор (1776–1790, архитектор И.Е.Старов). В последнем находится главная святыня лавры – мощи св. Александра Невского, перенесенные сюда из владимирского Рождество-Богородичного монастыря в 1724.
Лавра стала одним из главных центров православного образования и богословской учености. Изначально существовавшая семинария была в 1797 преобразована в Александровскую, а в 1809 – в Санкт-Петербургскую духовную академию. Закрытые после октябрьского переворота, монастырь и академия подверглись обычному для тех лет разорению (была, в частности, изъята пышная серебряная рака Александра Невского (1750–1753), переданная в Эрмитаж). В 1946 в лавре вновь открылась Духовная академия, а в 1995 возобновилась иноческая жизнь.

Большой интерес представляет здешний некрополь, в особенности Старое Лазаревское и Новое Лазаревское (Тихвинское) кладбища (оба – перед входом в монастырь). В лавре похоронены М.В.Ломоносов, Д.И.Фонвизин, А.В.Суворов, Н.М.Карамзин, В.А.Жуковский, И.А.Крылов, Ф.М.Достоевский, М.И.Глинка, П.И.Чайковский и др. Многие надгробия исполнены такими выдающимися мастерами, как И.П.Мартос или М.И.Козловский (поэтому после закрытия монастыря здесь был устроен «Музей городской скульптуры»). Памятником революционного «штурма небес» служит т.н. Коммунистическая площадка – с советскими надгробиями напротив входа в Троицкий собор.

АЛЕКСЕЕВА, ЛЮДМИЛА МИХАЙЛОВНА (р.1927), историк, редактор, общественный деятель.
Родилась 20 июля 1927 в Евпатории. Отец – экономист Михаил Славинский, в 1942 погиб на фронте. В годы Великой Отечественной войны поступила на курсы медсестер, пыталась пойти добровольцем на фронт, но не была взята по возрасту. В 1950 окончила исторический факультет Московского университета (МГУ), была активной комсомолкой. Затем работала преподавателем истории в ремесленном училище в Москве. В 1952 вступила в КПСС.

В 1953–1956 училась в аспирантуре Московского экономико-статистического института, после ее окончания работала научным редактором в издательстве «Наука».

После смерти Сталина пережила мировоззренческий кризис: «стала считать, что у власти шайка разбойников», тогда же отказалась перейти на штатную работу в аппарат ВЛКСМ и решила не защищать диссертацию. С 1956 квартира Алексеевой становится одним из центров собраний московской интеллигенции, хранения и распространения Самиздата. В 1950–1960-е знакомится с будущими диссидентами, в том числе Александром Вольпиным (Есениным-Вольпиным), Ларисой Богораз, Юлием Даниэлем. В 1968 вышла замуж за математика, узника, сталинских лагерей Николая Вильямса.

Начиная с дела Андрея Синявского и Ю.Даниэля (сентябрь 1965 – февраль 1966), Алексеева активно участвует в правозащитном движении. Была одним из инициаторов создания неофициального «Красного Креста» – сбора материальной помощи политическим заключенным и их семьям.

Участвовала в петиционной кампании вокруг процесса над Александром Гинзбургом, Юрием Галансковым и другими, собирала подписи в их защиту, в апреле 1968 исключена за это из КПСС и уволена с работы.

В 1970–1977 (до эмиграции) была сотрудником Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) АН СССР.

В 1968–1972 принимала участие в выпуске знаменитого правозащитного бюллетеня Хроника текущих событий – перепечатывала его редакционный экземпляр. Ее подпись стоит под многими правозащитными обращениями 1968–1975, она участвовала в пресс-конференциях в Москве, посвященных Дню политзаключенного в СССР (30 октября). Неоднократно подвергалась обыскам и допросам.

В мае 1976 вошла в Московскую хельсинкскую группу (МХГ). Занималась редактированием и хранением документов МХГ. Подписала первые 19 документов группы, участвовала в составлении двух документов.

Незадолго до начала репрессивной кампании против Хельсинских групп в СССР, Алексевой разрешили выезд из страны. 23 февраля 1977 она выехала с семьей из СССР. Поселилась в США, стала зарубежным представителем МХГ, в 1977–1984 подготовила полное издание документов группы, выпустила документальный сборник по делу Юрия Орлова, консультировала зарубежные правозащитные организации и делегацию США на конференциях ОБСЕ (Рейкьявик, Париж). С 1977 ведет правозащитные программы на радиостанциях «Свобода» и «Голос Америки». Печаталась в эмигрантской, а также в английской и американской прессе.

В 1984 выпустила монографию История инакомыслия в СССР. Новейший период (через год переведена на английский язык) – первое историческое исследование на данную тему (отечественные издания – в 1992, 2001). В 1990 на английском языке вышла книга ее мемуаров Поколение оттепели (The thaw generation).

Вернулась в Россию в 1993, с мая 1996 – председатель воссозданной МХГ. Президент Международной хельсинкской федерации (с ноября 1998). С 2001 член Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека Российской Федерации. 21 ноября 2001 в Москве, в Большом Кремлевском Дворце открыла Гражданский форум (съезд представителей негосудартвенных организаций РФ – попытка диалога общества и властных структур) и провела первое пленарное заседание. С 2002 член Комиссии по правам человека при Президенте РФ.

Живет в Москве.

АЛЕКСЕЙ I КОМНИН (1048–1118), византийский император. Алексей, третий сын Иоанна Комнина, брата императора Исаака I (правил в 1057–1059), родился в Константинополе и хорошо зарекомендовал себя как военачальник при императорах Михаиле VII Дука и Никифоре III Вотаниате. Благодаря авторитету в армии, удачной женитьбе на Ирине, представительнице влиятельного семейства Дука, и (не в последнюю очередь) интригам своей ловкой и проницательной матери Анны Далассены в феврале 1081 Алексей был провозглашен императором, после чего 1 апреля овладел Константинополем, принудил Никифора к отречению и 4 апреля сам взошел на престол. Империя находилась в крайне плохом состоянии: турки-сельджуки овладели почти всей Малой Азией, сицилийские норманны вторгались в Грецию, на Балканах хозяйничали печенеги, казна была пуста, а армия дезорганизована. Алексей заключил невыгодный мир с сельджуками и вступил в союз с императором Священной Римской империи Генрихом IV и венецианцами против теснивших византийцев в Греции норманнов из южной Италии, во главе которых стоял Роберт Гвискар. В 1082 в обмен на поддержку значительные торговые привилегии. Пока Гвискар стоял во главе войска, византийцы терпели неудачи (поражение при Диррахии), однако события в Италии потребовали личного присутствия Гвискара. Без него дела у норманнов пошли не столь успешно, а в 1085 Гвискар умер. В это же время вспыхнуло восстание богомилов на северо-востоке Балкан. Этим воспользовались половцы и печенеги, организовавшие несколько набегов на территорию империи в 1087–1091. В 1091 Алексею удалось привлечь половцев на свою сторону и с их помощью одолеть печенегов. В том же году Алексей обратился к государям Западной Европы с просьбой о помощи в борьбе против сельджуков. Однако в 1096 на его землях появились неорганизованные толпы, составлявшие 1-й крестовый поход. Первый большой отряд плохо вооруженных простолюдинов был практически полностью уничтожен турками вскоре после переправы на азиатский берег. Алексей добился от прибывших затем рыцарей клятвы в вассальной верности и препроводил их в Малую Азию. Отвоеванные их усилиями значительные территории Малой Азии были ему возвращены, однако пришельцы с Запада считали, что Алексей оказал им недостаточную помощь, а папа Пасхалий II даже замышлял против него крестовый поход. В 1007–1008 Алексею пришлось воевать с имевшими благословение папы норманнами, которых возглавлял сын Гвискара Боэмунд Тарентский. Поход Боэмунда закончился провалом, он был вынужден подписать унизительный мир. Умер Алексей в Константинополе 15 августа 1118, оставив после себя сильную и, сколько можно судить, процветавшую империю. Жизнь Алексея известна по составленному его дочерью Анной Комниной жизнеописанию (Алексиада).
АЛЕМАН ВАЛЬДЕС, МИГЕЛЬ (Alemn Valds, Miguel) (1902–1983), президент Мексики. Родился 29 сентября 1902 в Сайуле (шт. Веракрус). Отец Алемана принимал активное участие в революции 1910–1917. В 1917 Алеман был отдан в Национальный интернат Мехико, в 1920 поступил в подготовительную школу при университете, в 1925–1928 учился на юридическом факультете Мексиканского национального автономного университета.
В 1930 Алеман был назначен юрисконсультом министерства сельского хозяйства, а в 1935, при Ласаро Карденасе, стал членом Верховного суда Федерального округа. В 1934 Алеман был избран депутатом в сенат от штата Веракрус, а два года спустя стал губернатором штата. На этом посту находился три года, затем вернулся в сенат. В 1940 возглавлял президентскую кампанию Мануэля Авилы Камачо, который, придя к власти, назначил его министром внутренних дел.

В 1946 Алеман стал президентом при поддержке Институционно-революционной партии. Во время его правления были достигнуты заметные успехи в сельском хозяйстве, на транспорте, в промышленности, в электроэнергетике, в нефтяной промышленности. В 1960 Алеман получил дипломатический ранг полномочного посла и президента национального совета по туризму. Умер Алеман в Мехико 14 мая 1983.

АЛЕССАНДРИ ПАЛЬМА, АРТУРО (Alessandri Palma, Arturo) (1868–1950), президент Чили. Родился в Лонгави 20 декабря 1868. Среднее образование получил в провинциальных школах; в 1893 окончил юридический факультет университета Сантьяго. С 1897 по 1915 был депутатом Национального конгресса, в 1915–1931 – сенатором. Занимал ряд государственных постов: в 1908 – министр промышленности и общественных работ, в 1913 – министр финансов, в 1918 – премьер-министр и министр внутренних дел. В 1920 Алессандри победил на президентских выборах как кандидат от Либеральной коалиции, представлявшей интересы среднего класса и рабочих. При нем в стране были проведены демократические реформы, в том числе установлен 8-часовой рабочий день и введено обязательное социальное страхование; была принята новая конституция, провозгласившая основные демократические свободы, церковь была отделена от государства. В 1924, после установления военной диктатуры, Алессандри эмигрировал. Возвратился на родину в 1925. В 1932 был избран президентом. По окончании второго президентского срока в 1937 Алессандри на время отошел от политической деятельности, однако вновь занял пост сенатора в 1946. Умер Алессандри в Сантьяго 24 августа 1950.
АЛИ-БЕЙ (1728–1773), бей Египта, родился предположительно в 1728 в Анатолии. Точное место его рождения неизвестно, неясны и многие детали раннего периода жизни. В одном сообщении утверждается, что он родился в Амасии (Амасье) в 80 км к югу от черноморского побережья. Согласно другим данным, местом его рождения является юго-западная часть кавказского региона. Его родители были греческими христианами, при крещении он получил имя Юсуф (Жозеф) Даут. В возрасте 13 лет был похищен шайкой бродячих мусульман, доставлен в Египет и продан Ибрахим-бею. Молодой раб был обращен в ислам, стал фаворитом Ибрахима и получил имя Али. В возрасте 28 лет получил свободу и был возведен в достоинство бея.
После смерти Ибрахим-бея в 1757 Али начал плести интриги, с помощью которых надеялся получить власть, богатство и возможность властвовать над всем Египтом. Не брезгуя убийствами, применяя военную силу и стравливая врагов, Али к 1763 стал первым военачальником в Египте. Сплотив своих сторонников, купил поддержку мамлюков и в 1766 стал правителем Каира. Успех Али-бея вызвал такую ненависть у других беев, что он был вынужден бежать в Сирию. Али-бей заключил союзы, благодаря которым смог вернуться в Каир, но был вновь изгнан соперниками-беями и на этот раз отправился в Нижний Египет. Безуспешно пытался наладить союзнические отношения с Россией. Узнав об этом, турецкий султан приказал его казнить. По приказу султана паша Дамаска пытался пленить Али-бея, однако благодаря союзу с Захиром, пашой Акки, Али удалось отбить нападение. 24 октября 1767 Али-бей вновь стал правителем Каира.

Али-бей практически не зависел от султана, и ему удалось постепенно укрепить свои военные и политические позиции. Покончив с бандами разбойников, он провел реформу финансовой сферы и судопроизводства. Направил войска в Йемен, покорил восточное побережье Красного моря и захватил Джидду. За короткий срок Али захватил большую часть Аравийского п-ова.

В 1771 Али-бей послал армию против Сирии и отправил миссию в Венецию и Россию с предложением о союзе. Захир помогал военачальнику Али-бея Абдулу Дхахабу в сирийской кампании. Дамаск был взят легко, но затем Абдул Дхахаб, после секретных переговоров с султаном Турции, сдал захваченные территории и повернул армию против Али-бея. В апреле 1772 Абдул Дхахаб занял Асьют и двинулся на Каир. Али-бей бежал и вместе со своим другом Захиром укрылся в Акке. Корабль российского флота доставил Али-бею военное снаряжение и 3000 солдат. Получив подкрепление, Али-бей вновь завоевал Сирию и лично возглавил войска при повторном захвате Яффы и Газы. Тем временем Абдул Дхахаб потерял поддержку, и Али-бей двинулся с армией на Египет. 19 апреля 1773 в Салихие, в 160 км к северо-востоку от Каира, на караванной дороге в Газу он был ранен, взят в плен и доставлен в Каир. Умер Али-Бей в Каире 22 апреля 1773.

АЛИ-ПАША (1815–1871), государственный деятель Османской империи, один из лидеров движения реформ в 19 в., известного как танзимат. Полное его имя – Али-паши Мехмед Эмин Али. Был поверенным в делах (1838), а позднее послом (1841) в Лондоне, великим визирем (1852) и председателем Государственного совета (1855) в период танзимата. Вместе с Фуад-пашой играл ведущую роль в принятии в 1856 знаменитой программы реформ «хатт-и шериф», которая гарантировала право на жизнь, свободу и неприкосновенность любой собственности, а также предполагала проведение военной и налоговой реформ. Али-паша занимал пост великого визиря в 1858–1859, 1861 и 1867–1871. Под его руководством была проведена широкомасштабная административная, финансовая и судебная реформа Османской империи по западному образцу.
АЛКЕЙ (р. ок. 620 до н.э.), древнегреческий лирический поэт, родился в Митилене на острове Лесбос в аристократической семье. Алкей принимал активное участие в бурных политических событиях в Митилене. Двое его братьев вместе со своим другом Питтаком убили тирана Меланхра, а устроенный ими заговор с целью убийства другого тирана, Мирсила, завершился их изгнанием. Вторая попытка свергнуть Мирсила принесла успех. В конце 7 в. до н.э. между Афинами и Лесбосом шла война за город Сигей возле Геллеспонта (ныне Дарданеллы). В одном сражении с афинянами Алкей потерял щит, что в древности считалось позором. Однако в написанном по этому поводу стихотворении (впоследствии по его мотивам напишут свои стихотворения Анакреонт и Гораций) Алкей не обнаруживает и тени стыда. Дальнейшие столкновения привели ко второму изгнанию аристократов, в том числе Алкея, и избранию Питтака тираном. Во время своего правления (589–579 до н.э.) Питтак объявил амнистию, которой, вероятно, воспользовался и Алкей.
Эти политические превратности и чувства, которые испытывал в связи с ними Алкей, – отчаяние, воодушевление, бодрость, недовольство товарищами – представляют собой наиболее характерный момент его поэзии, сохранившейся лишь во фрагментах. В глазах Горация Алкей – полный воодушевления гражданин, который воспевал «беды изгнания и войны… и битвы, и изгнание тиранов». Найденные в последнее время папирусные фрагменты подтверждают образ стойкого приверженца своей партии, для творчества которого подчас характерны желчность и злобные нападки, направленные прежде всего против умеренного Питтака. Однако необъективность не сказывается на силе и красоте стихотворений Алкея. Написанные на диалекте, близком к языку родного Лесбоса, произведения Алкея являются лирической исповедью воина-поэта. До нас дошли также отрывки из написанных им гимнов, застольных песен и любовных стихотворений. Стихотворные размеры, введенные поэтом, возможно на основе народных песен, использовались после него многими античными поэтами, в частности Сафо и Горацием. Произведения Алкея служили источником вдохновения для политических стихотворений Горация и его лучших застольных песен.

АЛКИВИАД (ок. 450–404 до н.э.), афинский государственный и военный деятель. Аристократ по происхождению, после смерти отца Клиния Алкивиад воспитывался в доме своего опекуна Перикла. В юности сблизился с Сократом и был его учеником (это сослужило Сократу плохую службу, поскольку, когда его обвинили в развращении молодежи, на Алкивиада указывали как на яркий пример такого воздействия). Алкивиад – один из самых талантливых политиков и полководцев Афин конца 5 в. до н.э. Заботившийся в большей степени о собственных интересах, чем о родном городе, Алкивиад был кумиром афинской молодежи и баловнем афинского демоса, т.е. граждан Афин, которые редко порицали его скандальное поведение и ждали новостей о его последней выходке. Поскольку невозможно было даже подумать о том, чтобы отобрать у Никия главенство над партией афинских консерваторов, Алкивиад счел, что сможет реализовать свои таланты, примкнув к демократам. Это завело его на позиции крайнего империализма, а поскольку только что был заключен Никиев мир (418 до н.э.) со Спартой сроком на 50 лет, Алкивиад направил усилия на подрыв мирного договора. По его инициативе Афины заключили союз с Аргосом, традиционным противником Спарты. Хотя аргосцы начали против Спарты боевые действия, афиняне не оказали им полномасштабной поддержки, что привело их к разгрому при Мантинее в 418 до н.э. Затем Алкивиад инициировал злополучную афинскую экспедицию на Сицилию (415–413 до н.э.), которую должен был возглавить вместе с Никием и Ламахом. Политические противники обвинили Алкивиада в нечестии и уже после прибытия войска на Сицилию его вызвали в Афины, чтобы он предстал перед судом. Тогда Алкивиад бежал к спартанцам (в Афинах его заочно приговорили к смерти) и дал им полезные советы: командировать в Сиракузы спартанского полководца и занять и укрепить Декелею, крепость на территории Аттики в 18 км к северу от Афин, чтобы сделать Аттику недоступной для осажденных в городе афинян. Кроме того, в 412 до н.э. Алкивиад отправился в поездку по греческим государствам Ионии в Малой Азии и склонил к отпадению от Афин многих их союзников. Однако вскоре спартанцы перестали доверять Алкивиаду, и тогда он бежал к персидскому сатрапу Тиссаферну. Ему почти удалось убедить персов перестать поддерживать спартанцев и принять сторону Афин. В это время афинский флот, стоявший у Самоса, избрал Алкивиада своим командующим, и на протяжении нескольких лет он вел боевые действия в Ионии и Геллеспонте, в частности одержал блестящую победу над спартанским флотом и их союзниками-персами при Кизике в Мраморном море (410 до н.э.). В 407 до н.э. Алкивиад триумфально возвратился в Афины, где ему были предоставлены чрезвычайные полномочия, однако противостоять соединенным силам спартанца Лисандра и перса Кира было непросто, и после поражения афинского флота при Нотии (406 до н.э., Алкивиад в это время собирал в Карии деньги, чтобы заплатить матросам) он был смещен. Теперь его преследовали все – опасавшиеся его влияния Тридцать тиранов, пришедшие к власти в Афинах, спартанцы и персы. Алкивиад был убит во Фригии, где пытался найти убежище у сатрапа Фарнабаза. Замечательный портрет Алкивиада дан в диалоге Платона Пир.

АЛЛАХ (араб. «Бог»). Археологические и лингвистические данные, а также сведения из иных источников свидетельствуют, что задолго до возникновения ислама некоторые арабы поклонялись высшему Богу, называя его Аллахом; об этом же говорят некоторые места Корана (13:17; 29:61; 31:24).
Хотя арабское язычество знало многих богов, Аллах признавался высшим Богом, к которому обращались обитатели пустыни и горожане. Два поэта, ан-Набига и Лабид, называли Аллахом высшее Божество, а т.н. ханифы отвергли политеизм в своих поисках подлинной веры, не примыкая вместе с тем к христианам или евреям, и стремились к освобождению от греха, взывая к воле Аллаха.

Кораническое представление о Боге включает в себя, наряду с другими элементами, ясно выраженное утверждение его знания, воли, всемогущества и вечности. Отношение Аллаха к человеку раскрывается в формуле «Во имя Аллаха милостивого, милосердного...», предваряющей каждую из глав Корана и унаследованной от древней южно-аравийской традиции.

В течение многих столетий богословы размышляли над тем, как совместить вознесенность Бога над вселенной и его близость к ней. В исламской мистике мир растворен в Аллахе, тогда как исламская схоластика отделяла Аллаха от мира. Учение о верховном владычестве Аллаха и его предвечных повелениях и промысле подчас обретало форму верований в рок и судьбу.

Представление об Аллахе остается краеугольным камнем ислама и занимает центральное место в исламской мысли и жизни мусульман.


АЛМЕЙДА ГАРРЕТ, ЖОАН БАПТИСТА ДА СИЛВА ЛЕЙТАН (Almeida Garret, Joo Baptista da Silva Leito de) (1799–1854), португальский писатель и государственный деятель. Родился 4 февраля 1799 в Порту. Юность провел на о. Терсейра (Азорские о-ва), куда его семья переселилась после вступления наполеоновских войск в Португалию. В 1816–1821 изучал право в университете в Коимбре. В 1823, с отменой демократической конституции 1822, был изгнан и жил в Англии и Франции. После возвращения в Португалию в 1836 занимал посты генерального инспектора театров, главного хрониста, был депутатом парламента и министром иностранных дел. В 1851 ему был пожалован титул виконта.
Его ранние произведения, такие, как драма Меропа (Merope) и Катон (Cato, 1820), анакреонтические оды и поэма Портрет Венеры (O Retrato de Venus, 1821), стихи из сборника Лирика Жоана Минимо (Lyrica de Joo Minimo, 1829), выдержаны в манере псевдоклассицизма. Однако в годы изгнания на Алмейду произвели сильное впечатление творения и идеи романтиков. Его первая крупная поэма Камоэнс (Cames), написанная белым стихом, была опубликована в изгнании в 1825. Это неровное произведение окрашено в характерные тона saudade (порт. – печаль, которую португальцы полагают отличительной чертой национального характера) и патриотизма, отозвавшиеся потом в поэме Дона Бранка (Dona Branca, 1826). Те же мотивы он искал и среди сокровищ народной поэзии, собранных им в томах Романсейро (Romanceiro, 1851–1853). Под конец жизни Алмейда еще раз воспел любовь и печаль в стихотворном сборнике Опавшие листья (Folhas cahidas, 1852), где встречаются стихотворения поразительной красоты. Его двухтомный роман Арка святой Анны (O Arco de Sant'Anna, 1846; рус. перевод 1985) обнаруживает сильное влияние школы В. Скотта. Кроме него, он оставил всего одно завершенное прозаическое произведение – Поездка на родину (Viagens na minha terra, 1846), собрание автобиографических заметок, суждений, впечатлений и зарисовок.

Алмейда Гаррет неустанно трудился над тем, чтобы заложить основы национальной драмы, – он писал о театре, создал ряд оригинальных произведений для сцены. В поисках предмета изображения он вновь обратился к национальной истории и в пьесах Ауто о Жиле Висенте (Auto de Gil Vicente, 1838), Дона Филипа де Вильена (Dona Filipa de Vilhena, 1840), Оружейник из Сантарена (O Alfageme de Sanarm, 1841) и Племянница маркиза (A Sobrina do marqus, 1848) стремился обновить португальскую драматическую традицию последних 300 лет. Несомненно, лучшая его драма – Брат Луиш ди Соуза (Frei Lus de Sousa, 1844).

Умер Алмейда в Лиссабоне 9 декабря 1854.

АЛ-ФАРИД ИБН (1181–1234), арабский суфийский поэт. Родился в 1181 в Каире, в благочестивой семье, заботившейся о богословском образовании сына, обучавшемуся шафиитскому (шафииты – сторонники одной из четырех религиозно-правовых школ, придерживающихся умеренных, компромиссных взглядов) праву – шариату. Позже обратился к суфизму и несколько лет провел в уединении на горе Мокаттам (под Каиром), занимаясь аскезой и предаваясь размышлениям. После смерти отца, при котором он находился некоторое время, прервав отшельничество, Ибн ал-Фарид вернулся к аскетической жизни и странствиям в поисках истины. Около пятнадцати лет провел в Мекке. В Каир возвратился с почетом, как ревностный служитель религии. Читал проповеди в ал-Азхаре, соборной мечети Каира, которые часто посещал султан ал-Камиль. Умер Ибн ал-Фарид в Каире в 1234. Был похоронен у подножья горы Мокаттам в «долине немощных».
Тонкий, впечатлительный человек, не отступавший от канонов аскезы, Ибн ал-Фарид стремился достичь состояния единения с Богом («вахда»). Для обретения такого состояния суфии ограждают себя от мира, умерщвляют плоть, предаются «зикру», т.е. повторению определенных формул, слов, сопровождаемому иногда музыкой, танцами. Этот ритуал помогает пройти путь («тарикат») к конечному состоянию «фана», в котором к суфию приходит откровение («кашф») и его взор озаряется видением Истины. Совершается любовное соитие любящего с Возлюбленной, с Богом. Тема страстной любви, в которой любящий теряет свое «я», пронизывает всю поэзию Ибн ал-Фарида.

Наиболее известными циклами стихов, выражающих мистические искания Ибн ал-Фарида, являются Винная касыда и Путь праведника (или Большая таийа). Винная касыда представляет собой гимн вину, погружающему человека в состояние отрешенности от мирских дум и забот и близком к «фана». Поэтому вино, виночерпий и опьянение, виноградная лоза становятся поэтическими символами суфийского «пути». «Тело – наш виноградник, а дух в нас – вино», «Мне сказали, что пьют только грешники. Нет! Грешник тот, кто не пьет этот льющийся свет», «Мне открывает тайну опьяненье, закрытую для трезвого ума» (перевод З.Миркиной). В сочинении Путь праведника рисуются мучительные переживания, сопровождающие восхождение к Богу. Ибн ал-Фарид – один из немногих поэтов-суфиев, а может быть и единственный, кто смог так остро и точно выразить, что путь к Богу (как у Христа путь на Голгофу) идет через страдание, боль, муки, через отказ от покоя. «Что мне покой? Не любя и не веря, жить? – Свой покой я бросаю в пожар... Радость горенья, богатство потери!...», «Сладкая боль – бесконечность терпенья, тайная рана – богатство мое». Он пишет о «счастье муки», о священном и неистовом огне любви, в котором может сгореть возлюбленный (как мотылек, летящий на огонь свечи и сгорающий в нем, – еще один из суфийских образов), о любви, подобной смерти. И эта любовь, эти муки отрешения от своего «я» должны привести к единению с Богом, лицезрению Истины. «Я сам исчез, и только ты одна моим глазам, глядящим внутрь, видна. Так, полный кубок пригубя, себя забыв, я нахожу тебя».

Ибн ал-Фарид, страстно стремившийся к растворению в Боге, оставался мыслителем. Сознание оставалось для него барьером, препятствующим переходу за черту, где происходит полная утрата себя в объекте любви, подлинное единение любящего с Возлюбленной, но и реальная гибель, смерть. Сознание возвращало его к его «я». отрывало от Бога, разрушало единство: «Когда ж, опомнясь, вижу вновь черты земного мира, – исчезаешь ты». И Бог-Возлюбленная бросает ему гневный упрек. «Но ты не входишь, ты стоишь вовне, не поселился, не живешь во мне. И мне в себя войти ты не даешь, и потому все эти клятвы – ложь. Как страстен ты, как ты велеречив, но ты – все ты. Ты есть еще, ты жив».

Было немало суфиев, которые переступали порог жизни и смерти, соединяясь таким образом с Богом, к которому были устремлены. Ибн ал-Фарид, подобно другим мыслителям, пережившим опыт мистического постижения Истины (ал-Газали, Ибн Араби, Ибн Сина), сохранял свое разумное «я» и попытался описать пережитое им состояние близости к Бытию, Единому, Богу. Это переживание помогло ему выработать особое, свойственное суфиям, отношение к миру, понимание себя как личности, понимание веры как веры личной, обретенной в мучительных поисках, а не готовой, предложенной богословами. Эту веру Ибн ал-Фарид готов был отстаивать, отвечая за нее только перед Богом. «И пусть меня отторгнет целый свет! – Его сужденье – суета сует. Тебе открыт, тебя лишь слышу я, и только ты – строжайший мой судья». Глубина переживаний, мысли, выраженные в поэмах Ибн ал-Фарида, эмоциональное напряжение, пронизывающее его стихи, определили их уникальность – они справедливо считаются шедеврами средневековой арабской поэзии.

АЛЬ-АСМАИ (ок. 741–828), выдающийся арабский филолог, собиратель и редактор древней арабской поэзии, гордость багдадского двора. Его учителем был ученый из Басры Абу Амр ибн аль-Аля. Благодаря покровительству могущественного рода Бармакидов на работы Аль-Асмаи обратил внимание халиф Харун аль-Рашид. После его смерти Аль-Асмаи вернулся в Басру и основал собственную школу. Через учеников, благоговейно хранивших его поучения и сочинения, Аль-Асмаи оказал решающее воздействие на лексикографов последующих времен. Им составлена антология из 72 произведений доисламских и раннеисламских поэтов – Аль-Асмайият.

* ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*

тел. 728 - 3241

 

 

 

 




 

* ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*

тел. 728 - 3241

 

ЗАКАЗАТЬ РЕФЕРАТ

ЗАКАЗАТЬ КУРСОВУЮ

ЗАКАЗАТЬ ДИПЛОМ

Новости образования

Все о ЕГЭ

Учебная литература on-line

Статьи о рефератах

Образовательный софт


   E-mail:info@troek.net

Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
 Тел: (495) 728- 32-41

| Главная | Рефераты на заказ | Типы работ | Предметы и темы | Гарантии | Цены | Заказ и оплата | В помощь студенту |
| Партнерство и рекламма | Вузы Москвы | Вакансии | Разное |

Copyright © 2002 " ТРОЕК НЕТ". All rights reserved.
Web - master: info@troek.net