Реферат, курсовой проект, дипломная работа, эссе, сочинение, контрольная, аналитическая справка на заказ
Главная
Рефераты на заказ
Типы работ
Предметы и темы
Гарантии
Цены
Заказ и оплата
В помощь студенту
Партнерство и реклама
ВУЗы Москвы
Вакансии
Разное





Rambler's Top100


Заказ диплома Заказ курсовой Заказ реферата Заказать диплом курсовой проект дипломнаую работу, эссе, сочинение на заказ
Заказать реферат, курсовую работу, дипломный проект, эссе, сочинение, контрольную работу, аналитическую справку, отчет по практике бизнес-план предприятия экономика право
 

 

* ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*

тел. 728 - 3241

БАРТОК, БЕЛА (Bartok, Bela) (1881–1945), венгерский композитор и пианист. Родился 25 марта 1881 в Надьсентмиклоше (ныне Сынниколаул-Маре, Румыния). Первоначальное музыкальное образование получил у матери и уже в десятилетнем возрасте выступил публично как пианист и композитор. В 1899 Барток поступил в Королевскую Венгерскую музыкальную академию в Будапеште, где занимался по классу фортепиано у И.Томана и композиции у Г.Кёслера. Первые же самостоятельные сочинениях Бартока, написанные вскоре после окончания им Академии в 1903, отличаются ярким национальным колоритом. Тогда же композитор начал собирать и изучать фольклор народов Центральной Европы и вскоре стал крупнейшим специалистом в этих вопросах. Он издал составленные им сборники народных песен и постоянно использовал найденные напевы и наигрыши в собственных композициях; к концу жизни композитора его фольклорная коллекция насчитывала более 6000 образцов.
В 1907 Барток стал профессором фортепианного класса Венгерской музыкальной академии. С этого времени он начинает много писать для фортепиано (весомую часть фортепианного наследия композитора составляют детские пьесы), и его музыка привлекает всеобщее внимание необычностью гармонического и ритмического склада. Затем последовали сочинения театральных и камерно-инструментальных жанров; два из них, исполненные после 1918, одноактная опера Замок герцога Синяя Борода и Второй струнный квартет, в скором времени принесли Бартоку европейскую известность. Он стал одним из руководителей Международного общества современной музыки, много выступал с концертами как пианист и композитор, в том числе несколько раз в США (первые гастроли в 1927) и в Советском Союзе (1929).

В 1940 Барток эмигрировал в США, где, поселившись в Нью-Йорке, большую часть времени посвящал расшифровке записей югославского фольклора из коллекции М.Парри (по заказу Колумбийского университета). Несмотря на тяжелую болезнь, он продолжал сочинять и почти закончил свой Третий фортепианный концерт. Умер Барток в Нью-Йорке 26 сентября 1945. Последние 17 тактов Третьего концерта закончил и оркестровал его ученик Тибор Шерли. В композиторском наследии Бартока можно выделить 6 струнных квартетов, 2 сонаты для скрипки и фортепиано, 3 фортепианных концерта, скрипичный концерт, Светскую кантату (Cantata profana) для солистов, хора и оркестра. Интересный цикл Контрасты для фортепиано, скрипки и кларнета был создан Бартоком в 1938 для исполнения со своими друзьями – скрипачом Йожефом Сигети и кларнетистом Бенни Гудманом. Наиболее отчетливо стиль Бартока представляют его многочисленные фортепианные произведения: пьесы для детей, сюиты, танцы, сонаты и важный сборник фортепианных миниатюр для учащихся в 6 тетрадях Микрокосмос (1926, 1932–1939). Для стиля Бартока характерны краткие мелодические построения, нетрадиционное гармоническое мышление и активная ритмика; фактура часто лаконична и прозрачна; при строгой экономии средств достигается глубокая и сильная выразительность.

БАРТОЛОМЕО ВЕНЕТО (Bartolommeo Veneto) (ок. 1480–1531), итальянский живописец, представитель венецианской школы. Ученик венецианского мастера Джованни Беллини, влияние которого можно заметить в некоторых из его ранних работ. Самое раннее произведение Бартоломео – Мадонна (1502), находится в частной коллекции в Венеции. Картины Богоматерь с Младенцем (1505, Бергамо, Академия Каррара) и Обрезание (1506, Париж, Лувр) – образцы венецианского стиля в творчестве мастера. Позже Бартоломео, вероятно, жил в Милане, где испытал влияние ломбардской школы и посвятил себя главным образом портретной живописи. Среди его работ, созданных в миланский период, – Женский портрет (1530) и Портрет Лодовико Мартиненго (1530, Лондон, Национальная галерея). Художественную манеру Бартоломео отличает тщательность письма, но он не был хорошим рисовальщиком. Мужчины на его портретах часто выглядят экстравагантными; он любил изображать причудливые женские образы, подобные Женщине, играющей на лютне (1520, Милан, галерея Брера). Умер Бартоломео в 1531.

БАРТОЛОЦЦИ, ФРАНЧЕСКО (Bartolozzi, Francesco) (1727–1815), итальянский гравер. Родился во Флоренции в 1727. Учился во флорентийской Академии художеств у Иньяцио Хьюфорда. С 1745 в течение шести лет работал в мастерской венецианского гравера Йозефа Вагнера. Затем переехал в Рим, где его покровителем стал кардинал Боттари; однако произведения Бартолоцци не пользовались большим успехом. По приглашению хранителя коллекции английского короля Георга III Далтона Бартолоцци в 1764 приехал в Англию. В Лондоне под руководством Уильяма Райланда он освоил технику пунктирной гравюры. Во время пребывания в Лондоне Бартолоцци выполнил гравюры с многих картин королевской коллекции. Для Бойделла, модного торговца гравюрами, он гравировал доски с полотен Гверчино, Аннибале Карраччи, Карло Дольчи и своих друзей – Дж.Б.Чиприани, Ангелики Кауфман и Джошуа Рейнолдса. Среди наиболее известных работ Бартолоцци – Венера, Амур и сатир (с картины Луки Джордано), Мадонна с Младенцем (с картины Сассоферрато), Мария, королева Шотландская, и ее сын Иаков I (по Ф.Цуккаро). В 1769 он стал действительным членом Королевской академии искусств. 2 ноября 1802 художник покинул Англию и по приглашению принца регента Португалии приехал в Лиссабон; там он стал основателем местной школы граверов. Бартолоцци был одним из самых известных мастеров пунктирной гравюры 18 в. Умер Бартолоцци в Лиссабоне 9 марта 1815.

БАРТОЛЬДИ, ФРЕДЕРИК ОГЮСТ (Bartholdi, Frdric Auguste) (1834–1904), французский скульптор. Его самая известная работа – Статуя Свободы в Нью-Йоркской гавани.
Бартольди родился 2 апреля 1834 в Кольмаре (Эльзас). Учился архитектуре в Кольмаре и Париже. В Париже он также занимался живописью под руководством Ари Шеффера и у Жана Франсуа Суату.

Интересы Бартольди лежали в основном в сфере монументального искусства. Здесь Бартольди очень помогло полученное им архитектурное образование; его знания позволили ему успешно справиться с решением трудных проблем конструкции и использования материалов.

Статуя Свободы, полное название которой Свобода, несущая свет миру, была создана по инициативе Бартольди на средства, изысканные им самим во Франции и США. Эта гигантская статуя, задуманная как монумент в честь заключения франко-американского альянса 1778, была сбита вручную по деревянной модели из трехсот огромных медных пластин и имеет внутри стальной каркас. Она демонстрировалась в Париже в 1884, затем была разобрана и перевезена в Америку, где 28 октября 1886 состоялось ее торжественное открытие.

Другой грандиозный памятник, созданный Бартольди, – Бельфорский лев (1888). Он высечен из скалы красного песчаника, возвышающейся над городом Бельфором. Эта огромная статуя воздвигнута в память героической обороны города во время франко-прусской войны 1870.

Среди других работ Бартольди – скульптурная группа Маркиз де Лафайет и Джордж Вашингтон (1873), установленная на площади Соединенных Штатов в Париже, и памятник маркизу де Лафайету, украшающий площадь Юнион в Нью-Йорке.


БАРТОН, ЭДМУНД (Barton, Edmund) (1849–1920), премьер-министр Австралийского Союза. Родился 18 января 1949 в Глибе близ Сиднея, получил образование в Сиднейском университете. В 1880–1900 избирался членом законодательного собрания Нового Южного Уэльса. Когда сэр Генри Паркс в 1891 отошел от дел, Бартон продолжил борьбу за создание федерации. В 1891 участвовал в Сиднейской конференции, основал Сиднейскую федеральную лигу и в 1897 был избран лидером Аделаидского федерального съезда, предложив целую серию резолюций о создании Союза. Как председатель конституционной и редакционной комиссии сыграл ключевую роль в подготовке проекта конституции. Активно работал в последующих сессиях федерального съезда и принял участие в кампании, завершившейся референдумом 3 июня 1898, когда был отвергнут предложенный проект конституции. После окончательного принятия текста федеральной конституции в 1900 Бартон был назначен руководителем делегации в Лондон для представления законопроекта в британском парламенте.
В 1901 Бартон стал первым премьер-министром Австралийского Союза и сформировал кабинет министров. В 1902 был возведен в рыцарское достоинство. В 1903 был назначен членом Верховного суда Австралии. Умер Бартон в Медлоу близ Сиднея 7 января 1920.

БАСНЯ – краткий, чаще всего стихотворный, нравоучительный рассказ.
Героями басен могут быть не только люди, но и животные, растения, предметы, наделяемые теми или иными человеческими качествами. Басенное повествование иносказательно, что, однако, не противоречит его нравоучительному характеру. Басенная нравоучительность подчеркивается тем, что начале или конце обычно формулируется мораль – поучение, ради которого басня и писалась.

Первые басни были известны еще в глубокой древности. Считается, что первыми древнегреческими баснописцами были Гесиод (кон. 9–8 вв. до н.э.) и Стесихор (6 в. до н.э.) Древний мир знал множество басен, недаром уже в древней Греции проводилась классификация различных произведений этого жанра. Судя по всему, их сочиняли в различных местах Средиземноморья. Наиболее распространенные варианты – басни сибаритские (происходившие из города Сибариса), в которых действовали люди, и эзоповы басни, героями которых были животные.

Эзоп (сер. 6 в. до н.э.) – наиболее известный древний баснописец, чьи произведения стали классическими и неоднократно переводились на языки мира. Их сюжеты послужили основой для творчества многих литераторов последующих эпох. Эзоп – полулегендарная личность, о жизни которого ходило много рассказов, в которых смешивались правда и вымысел. Традиционно его родиной называют Фригию – область в Малой Азии. Считается, что он был рабом, несколько раз переходившим от одного хозяина к другому и перенесшим много злоключений.

Известно немало рассказов о его отношениях с хозяином Иадмоном, многие из которых в свою очередь напоминают басни. Кроме того, существует история о гибели Эзопа, несправедливо обвиненного в краже драгоценного сосуда в Дельфийском храме и побитого за это камнями. Через некоторое время его невиновность была установлена и потомкам Иадмона была даже выплачена компенсация за гибель их раба. Ученые усматривают в этом рассказе отголоски исторической реальности. Очевидно, жрецы Аполлона в Дельфах сначала враждебно относились к распространению басен, но затем признали право этих произведений на существование.

Басни Эзопа были написаны прозой, остроумно, ясно и просто. Произведения фригийского раба или приписывавшиеся ему составлялись в сборники под названием Эзоповы басни. Их переписывали, изучали в школах, разучивали наизусть. Басни Эзопа стали одним из самых популярных произведений в античном мире. Их сюжеты оказали влияние на сирийскую, армянскую, арабскую, еврейскую, индийскую литературу.

Именно с именем греческого баснописца связано понятие «эзопова языка», которое начало широко применяться в России с конца 18 в. Эзопов язык использовался авторами, желавшими скрыть свои идеи от цензуры, но при этом донести их до читателей в достаточно доступной и понятной форме.

Во 2 в. н.э. древнегреческий поэт Бабрий впервые переложил басни Эзопа стихами. С этого времени басни существуют в основном в поэтической форме.

Большое значение для развития басенного жанра имело творчество древнеримского поэта Федра (ок. 15 до н.э. – ок. 70 н.э.). Федр был рабом, а затем вольноотпущенником императора Августа и жил в эпоху расцвета латинской литературы. Ему принадлежат 5 книг Эзоповых басен, написанных ямбическим размером. В своих ранних книгах Федр в основном следовал традиционным сюжетам Эзопа, но затем начал создавать более самостоятельные произведения, использовать непривычный для тогдашних баснописцев материал, такой, например, как анекдоты.

Произведения как Эзопа, так и Федра неоднократно переписывались и пересказывались в средние века, от которых до нас дошло множество сборников с их баснями.

Большое влияние на мировую литературу оказали также восточные басни, прежде всего созданный в 3–4 вв. н.э. в Индии сборник на санскрите Панчатантра. Традиция называет автором этой книги мудреца Вишнушармана, написавшего ее для обучения царских сыновей. Животные, действующие в Панчатантре, олицетворяют различные человеческие качества. Предполагается, что на таких доступных примерах, Вишнушарман должен был знакомить принцев с жизнью разных слоев общества и с различными ситуациями, выпадающими на долю людей.

Панчатантра широко распространилась по всему восточному миру. Она была переведена на персидский, арабский и другие восточные языки. Особое значение получили персидский (6 в. н.э.) и арабский (8 в. н.э.) переводы, превратившиеся уже в самостоятельную книгу Калила и Димна, названную так по именам двух шакалов, действующих в первой главе. Арабская версия книги попала в Европу благодаря ее переводу в 11 в. на греческий язык. В греческом варианте книга называлась Стефанит и Ихнилат – то есть Следопыт и Увенчанный. Это был не совсем точный перевод арабских имен Калилы и Димны.

Греческий текст через Византию проник в восточно-европейские страны, и, в частности, был известен в древней Руси. В 13 в. Калила и Димна была переведена на испанский и древнееврейский языки, позже – на латинский и немецкий, в 16 в. – на английский и французский. Сюжеты индийских басен стали известны европейцам и неоднократно использовались баснописцами нового времени. Около 1270 Иоаннн Капуанский перевел еврейскую версию Панчатантры на латынь, и благодаря его книге Руководство для человеческой жизни европейцы познакомились со многими восточными баснями.

С 16 в. басни сочинялись и публиковались на всех западноевропейских языках. Во Франции вышли в свет сборники Жиля Коррозе (1542). Гийома Одана (1547) и др. В Германии – Ганса Сакса, Эразма Альберта и Бурхарта Вальдиса. В Италии на латинском языке писал басни Габриэле Фаэрно, Дж.М.Вердицотти – на итальянском (1570).

Безусловно, самым знаменитым из западноевропейских баснописцев является Жан де Лафонтен (1621–1695). Этот французский поэт большую часть своей жизни провел в Париже, пользуясь благами, предоставлявшимися ему знатными вельможами. Одно время Лафонтен был близким другом реформаторов французской литературы – драматургов Мольера и Расина и поэта и теоретика Буало, что, несомненно, повлияло на его литературные взгляды.

Несмотря на свою популярность в придворных кругах, ко двору Лафонтен так и не получил доступа, так как Людовика 14 раздражал его беззаботный характер и полное пренебрежение как служебными, так и семейными обязанностями. К тому же, первым покровителем Лафонтена был сюринтендант финансов Никола Фуке, и опала, постигшая этого всесильного министра, повредила поэту в глазах короля. Мнение государя помешало и официальному признанию Лафонтена – он был избран членом Французской академии только в конце жизни, в 1684.

Все это не умалило влияния, оказанного Лафонтеном на развитие жанра басни. Впервые его сочинения были изданы в 1668 под названием Басни Эзопа, переложенные в стихах г-ном де Лафонтеном. Позже автор дополнял и расширял это издание. Его последняя прижизненная версия, появившаяся в 1694, состоит из 12 книг. В своих ранних произведениях Лафонтен следовал сюжетам Эзопа, действительно пересказывая в стихах нравоучительные басни греческого автора. Постепенно он выработал совершенно новый подход. Нравоучение не являлось его главной целью. Куда важнее для него было выразить собственные чувства или настроения. Отсюда многочисленные лирические отступления и философские размышления в его баснях. Лафонтен продемонстрировал все возможное разнообразие человеческих типов и жизненных ситуаций, избегая при этом прямого нравоучения и предпочитая обращаться не к назидательным, а к забавным или трогательным сюжетам. Мастерское владение языком, умелое балансирование между изображением обобщенного человеческого типа и обрисовкой характера конкретного животного, разнообразие поэтических форм – все это обеспечило басням Лафонтена многовековую славу.

В Англии Р.Л'Эстранж написал пятьсот прозаических басен, опубликованных в 1692. В 1727 Д.Гей опубликовал пятьдесят басен в стихах, в основном на оригинальные сюжеты. Здесь же появлялись басни, близкие памфлету, как правило, представлявшие политическую сатиру. В Германии в жанре басни работал Г.Э.Лессинг, его сборник басен со вступительной статьей Исследование о басне увидел свет в 1759.

В русской литературе было создано много басен – особенно в 18 – первой половине 19 вв., хотя и в средневековой Руси были известны и любимы как упоминавшиеся выше Стефанит и Ихнилат, так и басни Эзопа. Известно, что в 17 в. в России читали жизнеописание Эзопа, содержавшее множество замысловатых анекдотов и сопровождавшееся иллюстрациями. В 18 в. это жизнеописание уже издавалось в виде лубочной книги.

Однако настоящее развитие жанра басни произошло, естественно, в послепетровскую эпоху. Первым литератором 18 в., написавшим шесть подражаний Эзопу, был Антиох Кантемир (1708–1744). В это же время В.К.Тредиаковский (1703–1769) издал Несколько Эзоповых басенк для опытка гекзаметрами. После Кантемира и Тредиаковского басня стала одним из любимейших жанров поэтов 18 в. Много басен было написано А.П.Сумароковым (1718–1777), который называл их баснями-притчами. Всего им было создано 334 басни, часть из которых являются вольным переводом Лафонтена, однако большинство – оригинальные произведения. Сумароков, подобно Лафонтену, раздвинул рамки басенной традиции, превратив свои произведения в живые бытовые сценки и разработав для них новую для русской литературы форму – вольный стих, созданный на основе разностопного ямба. Басни Сумарокова отличаются нарочитой грубостью языка, так как, в соответствии с классицистской иерархией басня относилась к низкому жанру, а, следовательно, требует соответствующей лексики.

Следующей ступенью в развитии русской басни стало творчество И.И.Хемницера (1745–1784). Он также переводил произведения Лафонтена и немецкого баснописца Геллерта. Кроме того, им было создано множество собственных басен, впервые изданных анонимно в 1779 под названием Басни и сказки NN в стихах. Имя автора обнародовали уже после его смерти, когда впервые в 1799 была издана книга Басни и сказки И.И.Хемницера. Хемницер еще следовал эстетике классицизма, но он постепенно отходил от традиционной басенной нравоучительности и, в духе развивавшегося во второй половине 18 в. сентиментализма, стремился быть в своих сочинениях чувствительным и ироничным. Вслед за Сумароковым он использовал разностопный стих, считавшийся наиболее подходящим для комических сочинений.

Басни И.И.Дмитриева (1760–1837) хотя и уступают в художественном отношении творениям Сумарокова или Хемницера, однако куда более новаторские, прежде всего по своему языку. Дмитриев – поэт-сентименталист, был близким другом Карамзина и разделял его взгляды на развитие русского литературного языка. Все сорок его басен были написаны в 1803–1804, когда карамзинская реформа языка уже приносила ощутимые плоды. Дмитриев отошел от классицистского деления жанров на высокие и низкие и стремился выработать новый подход. По его мнению, нужен был единый литературный язык, который мог бы использоваться в произведении любого жанра. Именно поэтому в своих баснях он использовал светскую разговорную речь, что по тем временам было исключительным новаторством. А.С.Пушкин считал, что «все его басни не стоят одной хорошей басни Крылова», однако реформаторский характер произведений Дмитриева сильно повлиял на последующих баснописцев. Его произведения были очень популярны. По словам одного из современников, он «отворил басням двери в просвещенные, образованные общества, отличавшиеся вкусом и языком». Не меньшей известностью пользовались на рубеже 18 и 19 вв. басни А.Е.Измайлова (1779–1831), писавшего уже в ином стиле. Большая часть его басен – жанровые сценки. Их герои – чиновники, купцы, разночинцы.

Всех баснописцев 18–19 вв. затмил И.А.Крылов (1768–1844). Басни Крылова написаны ярким и метким народным языком, пленяют своей образностью и неожиданностью. Несмотря на то, что Крылов переводил Эзопа и Лафонтена, большая часть его произведений совершенно оригинальна. Образы крыловский басен оказались настолько популярны, что многие из них давно уже превратились в нарицательные понятия. Некоторые из его басен были написаны по тому или иному поводу, связаны с конкретным политическим или общественным событием, однако давно уже вышли за рамки произведений «на злобу дня».

Начиная с середины – второй половины 19 в. жанр басни встречается все реже, как в России, так и в Западной Европы. Нравоучительно-иронические повествования, аллегорические образы, мораль, завершающая рассказ, – все эти черты басенного жанра начинают казаться устаревшими. Сатирические и дидактические произведения облекаются в совершенно иные формы.

Возродить жанр басни пытались советские поэты-сатирики, например, Демьян Бедный или С.В.Михалков. В Италии популярный поэт Трилусса (1871–1950) создал басни на современном римском диалекте. Некоторыми авторами сочиняются басни либо переделываются на иной лад известные басенные сюжеты.

БАССАНО (Bassano), династия художников 16 – начала 17 вв. из семьи да Понте. Первого из них, Франческо да Понте, звали иль Веккьо (1470–1541); он никогда не носил имени Бассано, под которым семья стала известна впоследствии. Существуют только четыре его подписные работы; школа Бассано была основана его сыном, Якопо (или Джакомо) да Понте (1510–1592), который родился в Бассано близ Венеции. После обучения у своего отца, испытав влияние Тициана, Джакомо выработал собственный стиль, для которого характерно использование чистых цветов, интерес к изображению ландшафта и жанровых деталей, а также к портретированию. Он умер в Бассано 13 февраля 1592. Кроме деревенских сцен, он является автором таких произведений, как Добрый самаритянин и Портрет дворянина (Лондонская национальная галерея), а также нескольких работ, хранящихся в Лувре, Флоренции, Милане и Неаполе.
Сыновья Джакомо, Франческо Младший (1549–1592), Джамбатиста (1553–1613), Леандро (1557–1622) и Джироламо (1566–1621), работали в мастерской своего отца.


БАСТИАН, АДОЛЬФ (Bastian, Adolf) (1826–1905), немецкий этнолог. Родился 26 июня 1826 в Бремене. Первое из многочисленных плаваний совершил в 1850 в Австралию в качестве судового врача. С того времени и до 1903 путешествовал по миру – побывал на Ближнем Востоке, на обоих берегах Тихого океана, на западном побережье Африки, в Южной и Восточной Азии. Основной публикацией по итогам этих путешествий стал шеститомный труд Народы Восточной Азии (Die Vlker des stlichen Asien, 1866–1871). Вместе с Рудольфом Вирховым Бастиан организовал в Берлине в 1869 Общество антропологии, а в 1870 – Общество исследований Центральной Африки. Когда в 1886 в Берлине был построен Королевский этнографический музей (получивший впоследствии название Музея народоведения), стал его первым директором.
Бастиан утверждал, что сходство обычаев в различных частях мира является продуктом одинаковых форм мышления, которые он назвал «элементарными идеями». На ранних стадиях развития общества элементарные идеи формируются как «народные понятия» под воздействием географической среды; позднее видоизменяются под влиянием исторических факторов. Изложение этой концепции можно найти в труде Этнические элементарные идеи в учении о человеке (Ethnische Elementargedanken in der Lehre von Menschen, 1895). Среди других работ Бастиана следует отметить книгу Человек в истории (Der Mensch in der Geschichte, 1860). Умер Бастиан в Порт-оф-Спейне (Тринидад) 2 февраля 1905.

БАСТИЛИЯ, крепость в предместье Сен-Антуан, западном районе Парижа. Возведена в конце 14 в., расширялась и укреплялась в 16 и в 17 вв. При короле Людовике ХV Бастилия приобрела дурную репутацию королевской тюрьмы, узники которой навсегда исчезали в подземных казематах. Бастилия стала символом самодурства королей и их приближенных, обладавших правом без всякого суда и следствия, по религиозным или политическим мотивам либо из-за дворцовых интриг, бросить в темницу любого человека. Среди жертв этого узилища были легендарная «Железная Маска» и Вольтер.
14 июля 1789 парижане во главе с гвардейцами и вооруженными ремесленниками предместья Сен-Антуан взяли Бастилию штурмом. Легенда времен Французской революции гласит, что штурм был предпринят с целью освобождения узников Бастилии; что защитники крепости яростно сражались со штурмующими; наконец, что крепость пала в результате героического натиска парижан. На самом деле целью штурма был захват оружия и амуниции для революционеров, а узников в крепости обнаружилось всего семеро. Гарнизон Бастилии насчитывал 110 солдат – большей частью это были старики и швейцарские гвардейцы, голодные и плохо вооруженные.

Причиной штурма стали распространившиеся 11 июля слухи о смещении с поста государственного контролера финансов реформатора Жака Неккера и о концентрации королевских войск под Парижем. Взбудораженные жители бросились искать оружие. В Бастилии хранился порох, который во вторник 14 июля интересовал восставших куда больше, чем репутация крепости. Повстанцы потребовали от начальника гарнизона, маркиза де Лоная, убрать ружья из бойниц и не стрелять в народ. Маркиз любезно согласился, но на требование сдаться ответил решительным отказом, оговорив, что не откроет огня, если повстанцы не пойдут на штурм. В это время двое из числа осаждавших проникли в один из внутренних дворов Бастилии и опустили подъемный мост, по которому толпа устремилась в крепость. Гарнизон открыл огонь; толпа отозвалась на это взрывом негодования, полагая, что маркиз вероломно нарушил данное слово и намеренно подстроил западню. Революционные власти города послали 300 человек на штурм Бастилии, придав им пушку, взятую из Дома Инвалидов. Штурм длился около четырех часов, пока осажденные не выбросили белый платок. Маркиз де Лонай принял решение взорвать крепость, но его подчиненные не допустили выполнения приказа. Начальник гарнизона был растерзан толпой, а крепость разрушена. В ответ на случившееся Людовик ХVI немедленно восстановил в должности Неккера и отвел войска от Парижа. Горожане встретили эти новости взрывом ликования. С тех пор 14 июля отмечается как национальный праздник Франции. Во время революции Бастилия была разрушена до основания, а на ее месте воздвигли бронзовую Июльскую колонну.

БАСТЬЕН-ЛЕПАЖ, ЖЮЛЬ (Bastien-Lepage, Jules) (1848–1884), французский живописец. Родился 1 ноября 1848 в Данвиллере в Лотарингии. Учился у Александра Кабанеля в Школе изящных искусств в Париже. Регулярно участвовал в выставках Салона и впервые обратил на себя внимание критиков как создатель картины Весенняя песня (1874). В картине Сенокос (1877), хранящейся сейчас в Лувре, он проявил себя как мастер пленэрной живописи. В произведениях художника, изображающих во всех подробностях сцены сельской жизни, простота и неискушенность нравов деревенских жителей восхваляются с сентиментальностью, свойственной этой эпохе. Умер Бастьен-Лепаж в Париже 10 декабря 1884.

БАТАЙ, ЖОРЖ (Bataille, Georges) (1897–1962), французский писатель и философ, в 1940–1950 годы – один из лидеров левых интеллектуалов во Франции, автор книг по проблемам философии, религии, экономики; по характеристике М.Хайдеггера – «самый светлый ум во Франции».
Родился 10 сентября 1897 в Бийоме. В 1901–1913 учился в лицее в Реймсе. В 1914 принял католичество. В 1915 окончил колледж д'Эперней, в 1918 поступил в Эколь де Шарт в Париже, где в 1922 защитил дипломную работу Рыцарский орден, стихотворная повесть 13 в. и получил квалификацию архивиста-палеографа. В том же году поступил на службу в парижскую Национальную библиотеку, где проработал до 1942. В начале 1920-х годов в Париже много общался с Львом Шестовым; под его влиянием начал читать Достоевского, Кьеркегора, Паскаля, Платона, принял участие в переводе на французский язык книги Шестова Добро в учении гр. Толстого и Ф.Ницше (1925). Кроме этих мыслителей, его интересовали Ницше, Фрейд, де Сад, позже – Гегель и Маркс; стержнем его концепции стало гегельянство, переосмысленное с позиций ницшеанства и психоанализа. С середины 1920-х годов Батай публиковал статьи в журналах «Аретуза» («Arethuse»), «Документы» («Documents»), специализировавшихся на искусствоведении, археологии, этнографии. В 1931 познакомился с Борисом Суварином и вступил в Демократический коммунистический кружок (распался в 1934). Тогда же опубликовал ряд статей в журнале «Социальная критика» («La critique sociale»): Критика основ гегелевской диалектики (совместно с Раймоном Кено, 1932; в статье проводилась мысль о необходимости обогащения марксистской диалектики за счет включения в нее психоанализа Фрейда и социологии Мосса и Дюркгейма); Проблема государства (1933) (против революционного оптимизма, фашистского тоталитарного государства и диктатуры социализма); Психологическая структура фашизма. Первым во Франции Батай применил психоаналитические методы к анализу политических проблем.

С 1931 Батай участвовал в семинаре Александра Койре в Школе высших исследований, а в 1934 – в семинаре Александра Кожева, где в сотрудничестве с Р.Кено, Р.Ароном, М.Мерло-Понти, Эриком Вейлем, Андре Бретоном и другими работал над переводом и комментариями к гегелевской Феноменологии духа (семинар действовал до 1939). В 1935 принял участие в работе группы, организованной Ж.Лаканом.

В 1935 стал одним из инициаторов движения «Контратака» («Contre-Attaque»), объединившего левых интеллектуалов различных творческих ориентаций, в том числе сюрреалистов. Основными лозунгами движения были антинационализм, антикапитализм, антипарламентаризм, даже антидемократия, а основной целью – замена мифов фашизма мифами моральной и сексуальной революции. Основными источниками вдохновения «Контратаки» были сочинения маркиза де Сада, Фурье, Ницше (движение распалось в 1936). Члены движения принимали участие в уличных манифестациях, протестуя против действий националистической организации «Аксьон франсез». В этот период Батая и близких к нему членов движения обвинили в профашистских настроениях, поскольку в одном из составленных ими документов «недипломатическая грубость» Гитлера трактовалась как позитивная альтернатива «слюнтяйства» политиков и дипломатов.

С 1936 Батай начал организацию тайного общества «Асефаль» («Acephale») и одновременно журнала с тем же названием. Первый номер журнала вышел в 1936, общество было создано в 1937 (его членами стали Клоссовски, Шави, Шенон и др.; одно из правил общества – не подавать руки антисемитам). В том же году Батай стал одним из организаторов социологического коллежа, одной из задач которого была разработка социологии «священного», способной дополнить марксистский анализ исследованием иррациональных фактов социальной жизни, изучением социального бытия в тех его формах, в которых обнаруживается присутствие «священного». В тот же период Батай организовал Общество коллективной психологии, нацеленное на изучение роли психологических, в том числе бессознательных, факторов в социальной жизни. На первый план для Батая выдвинулись проблемы смерти как основы социальных отношений (смерть – «эмоциональный элемент, придающий безусловное значение совместному существованию»), вины (в 1944 выходит в свет его книга Виновный – Le coupable), греха, зла, внутреннего опыта (книга Внутренний опыт – L'experience interieure – опубликована в 1943).

В 1946 по инициативе Батая началось издание журнала «Критика» («Critique»), где он опубликовал статьи Моральный смысл социологии, Тайна Сада, О рассказах жителей Хиросимы, Переход от животного к человеку и рождение искусства, Коммунизм и сталинизм, Сад (1740–1814) и др. В эти годы и позже им были написаны следующие работы: О Ницше (Sur Nietzsche, 1945), Метод медитации («Methode de meditation», 1947), Литература и зло (La litterature et le mal, 1957, русский перевод – М., 1994), Эротизм («L'erotisme, 1957») и др. В 1952 Батай был награжден орденом Почетного легиона.

Умер Батай в Париже 8 июля 1962.

БАТИСТА, ФУЛЬХЕНСИО (Batista, Ruben Fulgencio) (1901–1973), также Рубен Фульхенсио Батиста-и-Сальдивар (Batista y Saldvar), президент Кубы. Родился 16 января 1901 в селении Банес (провинция Орьенте). Выходец из крестьянской семьи, получил начальное образование, в 20 лет поступил на военную службу. В 1931–1933 Батиста участвовал в заговоре, покончившем с диктатурой Херардо Мачадо-и-Моралеса. В сентябре 1933 возглавил т.н. «бунт сержантов» против Карлоса Мануэля де Сеспедеса. Четыре месяца спустя, произведенный в полковники, Батиста сверг временного президента Кубы Рамона Грау Сан-Мартина и стал фактическим правителем страны при марионеточных президентах. В 1940 уволился из армии, выдвинул свою кандидатуру на выборах и был избран на пост президента. По окончании президентского срока Батиста пошел на перевыборы, потерпел поражение и эмигрировал в США в 1944.
Три года спустя Батиста возвратился на Кубу. На президентских выборах 1952 вновь выдвинул свою кандидатуру, но в марте, незадолго до голосования, предвидя победу президента Карлоса Прио Сокарраса, совершил военный переворот. В апреле Батиста провозгласил себя временным президентом, оправдывая свои действия стремлением обеспечить условия для свободных и честных выборов. Установил режим диктатуры и подавления оппозиции.

Недовольство режимом Батисты вылилось в партизанскую войну под руководством Ф.Кастро. Успехи партизан вынудили диктатора отказаться от участия в выборах 1958. Батиста бежал в Доминиканскую Республику, а затем перебрался в Португалию. В эмиграции Батиста написал книгу мемуаров под названием Куба, которую предали (Cuba traicionada, 1962). Умер Батиста в Марбеле (Испания) 6 августа 1973.

БАТЛЕР, СЭМЮЭЛ (Butler, Samuel) (1612–1680), английский сатирик. Крещен 8 февраля 1612 в Стренсеме (графство Вустершир). В 1663 опубликовал первую часть поэмы Гудибрас (Hudibras). Вторая часть появилась на следующий год, третья – в 1678. В этой ироикомической поэме высмеиваются пуритане, выведенные в образах Гудибраса, лицемерного донкихотствующего рыцаря, и его оруженосца Ральфа. В отдельных эпизодах поэмы содержится также сатира на астрологию, юристов и куртуазную любовь. Для своих дерзких стихов Батлер применил особый ямбический тетраметр, получивший название «гудибрасовой строфы». Поэма пользовалась большим успехом, и Батлер ненадолго снискал признание двора. Умер Батлер 25 сентября 1680, похоронен на кладбище при соборе св. Павла в Лондоне.
Многие сочинения Батлера оставались в рукописях до 1759, когда вышли в свет язвительные прозаические Характеры (Characters) и Подлинные памятники в стихах и прозе (The Genuine Remains in Verse and Prose), среди которых сатира на Королевское общество Слон на Луне (Elephant in the Moon).

БАТЛЕР, СЭМЮЭЛ (Butler, Samuel) (1835–1902), английский писатель. Родился 4 декабря 1835 в Лангаре близ Бингема (графство Ноттингемшир), в семье священника. Учился сначала в Шрусбери-скул, затем в Сент-Джонс-колледже Кембриджского университета, который окончил в 1858. В 1859 эмигрировал в Новую Зеландию, где занялся разведением овец. Там он прочел Происхождение видов Ч.Дарвина и сделался горячим приверженцем теории эволюции. Пропагандировал идеи Дарвина в местных газетах. Успешно занимаясь овцеводством, Батлер удвоил свой капитал и в 1864 вернулся в Англию. Несколько лет он посвятил изучению живописи и переработке ранних очерков, которые впоследствии включил в свою первую книгу Едгин (Erehwon, 1872), навеянную яркими воспоминаниями о жизни в Новой Зеландии. В этом сатирическом романе молодой англичанин открывает страну Едгин (анаграмма слова «нигде»), нравы и общественное устройство которой – не что иное, как иронически преображенная викторианская Англия. Книга мгновенно завоевала успех, хотя и осталась единственной публикацией Батлера, которая принесли какую-то прибыль. Его следующая книга Надежная гавань (The Fair Haven, 1873) – изложение рационалистических взглядов автора. Со временем Батлер пришел к выводу, что Дарвин недооценил роль в эволюции индивидуального сознания. В последние годы жизни Батлер перевел Одиссею и Илиаду Гомера, а также выпустил книгу Сочинительница Одиссеи (Authoress of Odyssey, 1897), где утверждал, что автором эпической поэмы была женщина. Его последними значительными произведениями были Перечитывая сонеты Шекспира (Shakespeare's Sonnets Reconsidered, 1899) и Возвращение в Едгин (Erehwon Revisited, 1901). Автобиографический роман Путь всякой плоти (The Way of All Flesh) был опубликован в 1903. Другие публикации: Альпы и храмы (Alps and Sanctuaries, 1881), Ex Voto (Приношение, 1888) – об искусстве северной Италии, Очерки о жизни, искусстве и науке (Essays on Life, Art, and Science, 1904) и Записные книжки (Note-Books, 1912).
Умер Батлер в Лондоне 18 июня 1902.

* ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*

тел. 728 - 3241






 



 


 

* ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*

тел. 728 - 3241

 

ЗАКАЗАТЬ РЕФЕРАТ

ЗАКАЗАТЬ КУРСОВУЮ

ЗАКАЗАТЬ ДИПЛОМ

Новости образования

Все о ЕГЭ

Учебная литература on-line

Статьи о рефератах

Образовательный софт


   E-mail:info@troek.net

Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
 Тел: (495) 728- 32-41

| Главная | Рефераты на заказ | Типы работ | Предметы и темы | Гарантии | Цены | Заказ и оплата | В помощь студенту |
| Партнерство и рекламма | Вузы Москвы | Вакансии | Разное |

Copyright © 2002 " ТРОЕК НЕТ". All rights reserved.
Web - master: info@troek.net