Реферат, курсовой проект, дипломная работа, эссе, сочинение, контрольная, аналитическая справка на заказ
Главная
Рефераты на заказ
Типы работ
Предметы и темы
Гарантии
Цены
Заказ и оплата
В помощь студенту
Партнерство и реклама
ВУЗы Москвы
Вакансии
Разное





Rambler's Top100


Заказ диплома Заказ курсовой Заказ реферата Заказать диплом курсовой проект дипломнаую работу, эссе, сочинение на заказ
Заказать реферат, курсовую работу, дипломный проект, эссе, сочинение, контрольную работу, аналитическую справку, отчет по практике бизнес-план предприятия экономика право
 

 

* ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*

тел. 728 - 3241

БАТЛЬЕ-И-ОРДОНЬЕС, ХОСЕ (Batlle y Ordez, Jos) (1856–1929), президент Уругвая. Родился 21 мая 1856 в Монтевидео в семье Лоренцо Батлье, президента Уругвая в 1868–1872. Учился на юридическом факультете университета Монтевидео и в Сорбонне. В 1886 основал газету «Эль Диа» («El Dia»). Свой путь в политике Батлье начал в 1887 с осуждения диктатуры Максимо Сантоса и призывов к реформированию системы управления. После падения режима Сантоса был назначен начальником департамента горнорудной промышленности. В 1893 был избран в палату депутатов, а в 1896 – в сенат. Стал председателем сената и лидером партии «Колорадо», объединявшей либералов. В 1903 был избран президентом Уругвая.
После окончания президентского срока в 1907 посетил ряд европейских стран, в том числе Швейцарию, знакомство с системой правления которой оказало большое влияние на развитие его политических взглядов. В 1911 Батлье был вновь избран президентом. Осуществил ряд важных социально-экономических реформ: 8-часовой рабочий день, новый закон о пенсиях и системе образования и др. Батлье подготовил реформу конституции 1830, взяв за основу идею о замене личной власти президента властью коллегиального исполнительного органа. Хотя эта идея была принята лишь частично (в виде «двойной» исполнительной власти – президента и Исполнительного совета), многие из других предложений Батлье нашли отражение в конституции 1918. Батлье проводил политику протекционизма и разработал систему контроля над деятельностью частных предприятий. Деятельность и концепции Батлье вошли в историю страны под названием «батльизм». Умер Батлье в Монтевидео 20 октября 1929.


БАТОРИЙ, СТЕФАН (ИШТВАН) (венг. Istvn Bthory, польск. Stefan Batory) (1533–1586), князь Трансильвании (1571–1575) и польский король (1575–1586). Сын Стефана Батория, воеводы Трансильвании, Стефан родился в Жиладишомльо (совр. Шимлеу-Сильвания, Румыния) 27 сентября 1533, учился в Падуанском университете. Проведя ранние годы при дворе императора Священной Римской империи Фердинанда I, Стефан воевал под началом короля восточной части Венгрии Яноша Жигмонта Запольяи. Оказавшись в плену у немцев, Стефан 3 года углубленно занимался науками. В 1571 его избрали первым князем Трансильвании (Семиградья). Победа над соперником, ставленником Максимилиана II Гашпаром Бекешем, побудила польское дворянство на сейме в Енджеюве 18 января 1576 признать незаконным избрание сенатом на польский трон самого Максимилиана и избрать вместо него Стефана, зятя покойного короля Польши Сигизмунда I. Восставшее против сената дворянство захватило Краков, куда 23 апреля 1576 и прибыл Стефан. За коронацией последовала женитьба на 50-летней принцессе Анне, сестре Сигизмунда II Августа, последнего короля Польши из Ягеллонов.
Стефан оставил младшего брата Криштофа управлять Трансильванией, а сам большую часть сил потратил на осуществление смелого плана, который в случае успеха должен был привести к ликвидации турецкого владычества в Европе и объединению Венгрии и Трансильвании. Захват непокорного Гданьска 16 декабря 1577 и победа над внутренней оппозицией позволили Стефану, укрепив тыл, предпринять три успешных похода против Ивана Грозного, вытеснить русских из Прибалтики и заставить царя отдать Полоцк и Ливонию. После вступления на престол Рудольфа II непростые (при Максимилиане II) отношения с Габсбургами улучшились, появились надежда, что с помощью папы Стефан сможет добиться их нейтралитета. Все это, при условии минимально недоброжелательного невмешательства со стороны русских, могло развязать Стефану руки для активной борьбы с Османской империей. Этот грандиозный план не был осуществлен в связи со смертью Стефана 12 декабря 1586.

Стефан провел реформу судебной системы Польши, основал университет в Вильно, укрепил позиции иезуитов в Польше. Его сын Габор был князем Трансильвании в 1608–1613, но за жестокость был изгнан и убит. Зловещую фигуру представляла собой Елизавета Баторий (из другой, эчедской, ветви семейства, умерла в 1614), печальную славу которой доставили чудовищные косметические процедуры. Считается, что прежде, чем ее разоблачили и заточили, она успела умертвить 80 девочек, в крови которых имела обыкновение купаться.

БАТУРИН, ПАФНУТИЙ СЕРГЕЕВИЧ (1740–1803), русский писатель, философ. Из дворянской семьи. С 1754 по 1781 находился на военной службе. В творчестве Батурина, драматурга и переводчика, особое место занимает его сочинение Исследование книги о заблуждениях и истине (1790). Труд этот был посвящен критике воззрений известного французского мистика Л.-К.Сен-Мартена, содержащихся в его книге О заблуждениях и истине, вышедшей на русском языке в 1785. Критика велась Батуриным преимущественно с просветительских позиций (известный исследователь русской мысли А.В.Панибратцев усматривает в данном случае влияние традиции немецкого («берлинского») просвещения – Ф.Николаи, М.Мендельсона). Батурин противопоставлял «метафизическим вымышлениям» Сен-Мартена идеалы «учености», ориентированной на «опытные», «ощутительные доказательства», а также социального и нравственного прогресса.
Умер Батурин в Минске 23 октября (4 ноября) 1803.

Основной труд: Исследование книги о заблуждениях и истине. – В кн.: Избранные произведения русских мыслителей второй половины ХVIII века, т. 2. М., 1952

БАУР, ФЕРДИНАНД КРИСТИАН (Baur, Ferdinand Christian) (1792–1860), немецкий теолог, родился 21 июня 1792 в селе Шмиден неподалеку от Штутгарта в семье протестантского пастора. Учился в семинарии в Блаубойрене, затем в Тюбингенском университете. С 1817 преподавал в блаубойренской семинарии, а в 1826 стал профессором теологии Тюбингенского университета, занимал этот пост до конца жизни. Умер Баур в Тюбингене 2 декабря 1860.
В начальный период своей деятельности Баур пытался с позиций рационализма дать объяснение сверхъестественным событиям и представлениям, о которых идет речь в Новом Завете (боговоплощение, искупление, Троица, чудеса, воскресение Иисуса Христа, его вознесение и прославление). Однако к концу своего пребывания в Блаубойрене его взгляды претерпели изменение под влиянием вышедшего в 1821 труда Шлейермахера Христианская вера и философии истории Гегеля. Трансформация его взглядов и метода истолкования христианского вероучения отчетливо прослеживается в книге Баура Символика и мифология, или Естественная религия древности (Symbolik und Mythologie oder die Naturreligion des Alterthums, 1824–1825). Главные произведения теолога написаны позднее: Христианское учение о примирении в его историческом развитии вплоть до новейшего времени (Die christliche Lehre von der Vershnung in ihrer geschichtlichen Entwickelung bis auf die neueste Zeit, 1838), Христианское учение о Троице и боговоплощении в его историческом развитии (Die christliche Lehre von der Dreieinigkeit und Menschwerdung Gottes in ihrer geschichtlichen Entwickelung, 3 тома, 1841–1843). В свое время Баур считался наиболее авторитетным исследователем истории догматов.

В работе Христианство и христианская церковь первых трех столетий (Das Christenthum und die christliche Kirche der drei ersten Jahrhunderte, 1853) Баур использовал гегелевскую триаду – тезис, антитезис, синтез. Христианство Петра (петринизм), или иудеохристианство – тезис; христианство Павла (паулинизм) – антитезис; ортодоксальное (правоверное) христианство – синтез. Однако такой подход требовал пересмотра истории создания новозаветных писаний: Баур признает подлинность только четырех посланий Павла (Послание к Галатам; Первое и Второе послания к Коринфянам; Послание к Римлянам, за исключением последних его глав). Другие книги Нового Завета (кроме Апокалипсиса) он относит ко 2 в. Тогда Евангелие от Матфея оказывается иудеохристианским, Евангелие от Луки – паулинистским, а Деяния апостолов и Евангелие от Иоанна – результатом примирения крайностей иудеохристианского и паулинистского вариантов. В соответствии с этим Баур истолковывает т.н. ранний католицизм (период формирования во 2 в. организации и вероучения раннехристианской церкви) как компромисс между модифицированным иудеохристианством и христианством Павла.

БАУХАУС (нем. Bauhaus – «дом строительства»), Высшая школа строительства и художественного конструирования – художественное учебное заведение и художественное объединение в Германии (1919–1933), давшее искусству 20 в. много замечательных идей и ряд выдающихся деятелей. Девиз Баухауса: «Новое единство искусства и технологии». Влияние идей Баухауса наиболее заметно в функциональной архитектуре современных офисов, фабрик и т.п. Кредо Баухауса – художник, ремесленник и технолог в одном лице – оказало глубокое воздействие на прикладное и изобразительное искусство, от книжного иллюстрирования и рекламы до мебели и кухонной утвари.
Баухаус был основан в 1919 архитектором Вальтером Гропиусом, объединившим Высшую школу искусства и Школу прикладного искусства в Веймаре. Гропиус отбирал преподавателей из людей, которые разделяли его убеждения относительно единства искусства, ремесла и техники. По его мнению, художники должны конструировать картины как архитекторы, работающие над своими проектами. Машины воспринимались не как неизбежное зло, а считались позитивной силой и наиболее совершенным из инструментов мастера. Гропиус осуществлял надзор за программой занятий, но при этом давал преподавателям значительную свободу. На подготовительном курсе, который занимал 6 месяцев и был обязательным для всех, студенты изучали свойства материалов и основы ремесел, а также теорию формы и рисунка. Постепенно занятия усложнялись и специализировались, и в итоге студенты сосредоточивались на работе в какой-либо одной области: архитектуре, промышленном дизайне, текстиле, керамике, фотографии или живописи.

По инициативе правительства преподаватели Баухауса организовали выставку, чтобы продемонстрировать результаты работы школы за первые 4 года. В 1925 Баухаус переехал в Дессау (близ Лейпцига). Здесь Гропиус спроектировал для школы новое здание, которое считается одним из шедевров архитектуры функционализма. После переезда в Дессау в работе школы наметилась тенденция к большему утилитаризму и к машинной эстетике, сложился собственный стиль Баухауса.

В 1928 Ханс Майер сменил Гропиуса на посту директора. С 1930 по 1933 Баухаус возглавлял Людвиг Мис ван дер Роэ. В 1932 под давлением властей Баухаус пришлось перевести в Берлин, а менее чем через год он был закрыт нацистами. Многие преподаватели и студенты Баухауса эмигрировали в США и привезли туда свои идеи. Йозеф Альберс стал преподавать в Блэк-Маунтин-колледже в Северной Каролине, Ласло Мохой-Надь открыл в Чикаго школу «Новый Баухаус»; архитекторы Гропиус, Марсель Брёйер и Мис ван дер Роэ, художники Клее, Файнингер, Кандинский, Шлеммер, Мухе, скульптор Герхард Маркс продолжали работать, некоторые занимались преподавательской деятельностью. Вальтер Гропиус занял пост декана Школы архитектуры Гарвардского университета, а Мис ван дер Роэ возглавил отделение архитектуры Технологического института Иллинойса.

БАУЭР, ОТТО (Bauer, Otto) (1881–1938), лидер австрийских социалистов до Второй мировой войны. Родился в Вене 5 сентября 1881 в богатой еврейской семье. В юности проявил интерес к социалистическому учению. В 1907 опубликовал работу Национальный вопрос и австрийская социал-демократия (Die Nationalittenfrage und die sterreichische Sozialdemokratie). В начале Первой мировой войны попал в русский плен, в 1917 вернулся в Австрию. Придерживался левых политических позиций, но был далек от большевизма, считая модель русской революции неприменимой к Австрии. Бауэр стал лидером радикального крыла Австрийской социал-демократической партии, программа которого предусматривала ликвидацию монархии, предоставление права на самоопределение всем национальностям, включая немцев. Став государственным секретарем по иностранным делам в первом австрийском революционном правительстве (с 11 ноября 1918), Бауэр безуспешно пытался осуществить объединение Австрии и Германии и даже подписал тайный договор об аншлюсе 2 марта 1919. 26 июля 1919, после распада коалиции социал-демократов и Христианско-социальной партии, ушел в отставку и руководил деятельностью социал-демократической оппозиции. Попыткам примирения двух австрийских политических партий во многом мешала личная вражда Бауэра и лидера Христианско-социальной партии И.Зейпеля. Бауэр был одним из инициаторов создания 21/2, а затем – Социалистического рабочего Интернационала. С 1929 по 1934 был членом Государственного совета Австрии. В феврале 1934, после неудачи социалистического восстания в Вене, бежал в Прагу, а затем во Францию. Умер Бауэр в Париже 4 июля 1938.

БАФФИН, УИЛЬЯМ (Baffin, William) (1584–1622), английский мореплаватель. Родился в 1584, вероятно в Лондоне. В 1612 сопровождал Джеймса Холла во время экспедиции, целью которой было открытие Северо-Западного морского пути. Обследовал западное побережье Гренландии до 67° с.ш. В 1613 Баффин командовал английской китобойной флотилией в районе Шпицбергена. В 1615 участвовал штурманом в северной экспедиции на судне «Дискавери» под руководством Роберта Байлота и исследовал большой залив, впоследствии названный морем Баффина. Обследовал Гудзонов пролив и восточное побережье о.Саутгемптон с такой тщательностью, что выполненные им определения широт совпали с позднейшими более точными наблюдениями. Одним из первых пытался определять в море долготу по астрономическим данным. В 1616, во время второй экспедиции, пройдя через пролив Дэвиса, достиг 78°с.ш. Открыл проливы Смита, Ланкастера, Джонса и несколько островов. Был убит 23 января 1622 во время осады англичанами и персами о.Киш в Персидском заливе (по другим источникам, умер на о.Ормуз у входа в Персидский залив).

БАХ, СЕМЬЯ, крупнейшая немецкая музыкальная династия. Иоганн Себастьян Бах – величайший, но отнюдь не последний ее представитель. Благодаря родословной, составленной Иоганном Себастьяном, история семьи, жившей в Центральной Германии, может быть прослежена до 16 в. Ее основатель, пекарь Фейт Бах (ум. 1619) любил играть на цитре, когда работали жернова его мельницы. Это, по замечанию Иоганна Себастьяна, «приучало играть ровно». Среди предков Иоганна Себастьяна был его двоюродный дед Иоганнес (1604–1673), городской музыкант и органист в Эрфурте, от которого до нас дошло три мастерских мотета. Его потомки трудились в Эрфурте в течение столетия; имя Бах стало как бы синонимом городского музыканта, оно употреблялось и позже, когда никого из Бахов в городе уже не осталось.
Внук упомянутого Иоганнеса, Иоганн Бернгард Бах (1676–1749), городской органист Эйзенаха, известен как автор интересных органных сочинений и очаровательных оркестровых сюит (возможно, эти сюиты повлияли на сочинения в том же жанре Иоганна Себастьяна). Брат Иоганнеса, Генрих (1615–1692), был весьма уважаемым органистом в Арнштадте. Современники высоко ценили его сочинения, из которых, однако, до нас дошла всего одна кантата. Сын Генриха, Иоганн Кристоф (1642–1703), служивший органистом в Эйзенахе, может быть назван самым крупным музыкантом среди предков Иоганна Себастьяна. Столь сильна была его творческая фантазия, столь оригинально мышление, что некоторые его вокальные сочинения долгое время приписывались исследователями Иоганну Себастьяну. Сохранившееся наследие Иоганна Кристофа состоит из кантат, мотетов и сочинений для клавишных инструментов – органа, клавесина и клавикорда. Брат Иоганна Кристофа, Иоганн Михаэль (1648–1694), городской органист в Герене, был плодовитым автором духовной музыки и авторитетным мастером по изготовлению музыкальных инструментов. Оба эти таланта проявились и в Иоганне Николаусе (1669–1753), сыне Иоганна Кристофа, который служил органистом и университетским капельмейстером в Иене (до нас дошли его месса и светская кантата).

Другая ветвь семьи играла важную роль при мейнингенском дворе. Капельмейстер Иоганн Людвиг Бах (1677–1741) сочинил много замечательных кантат и мотетов, которые впоследствии Иоганн Себастьян переписывал для собственных выступлений. Сын Иоганна Людвига, Готлиб Фридрих (1714–1785), и его внук, Иоганн Филипп (1752–1846), были известными живописцами.


ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ (1685–1750)

Детство и юность. Веймар (1685–1717). Иоганн Себастьян Бах родился 21 марта 1685 в Эйзенахе, маленьком тюрингском городке в Германии, где его отец Иоганн Амброзиус служил городским музыкантом, а дядя Иоганн Кристоф – органистом. Мальчик рано начал заниматься музыкой. По-видимому, отец обучал его игре на скрипке, дядя – на органе, и благодаря хорошему сопрано он был принят в церковный хор, который исполнял мотеты и кантаты. В 8 лет мальчик поступил в церковную школу, где делал большие успехи.

Счастливое детство кончилось для него в девятилетнем возрасте, когда он потерял мать, а через год и отца. Сироту взял на воспитание в свой скромный дом старший брат, органист в ближнем Ордруфе; там мальчик снова пошел в школу и продолжил занятия музыкой с братом. В Ордруфе Иоганн Себастьян провел 5 лет.

Когда ему исполнилось пятнадцать, по рекомендации школьного учителя он получил возможность продолжить образование в школе при церкви св. Михаила в Люнебурге в северной Германии. Чтобы добраться туда, ему пришлось пройти пешком три сотни километров. Там он жил на полном пансионе, получал маленькую стипендию, учился и пел в хоре школы, пользовавшемся высокой репутацией (т.н. утренний хор, Mettenchor). Это был очень важный этап в образовании Иоганна Себастьяна. Здесь он познакомился с лучшими образцами хоровой литературы, завязал отношения с известным мастером органного искусства Георгом Бёмом (его влияние очевидно в ранних органных композициях Баха), получил представление о французской музыке, которую имел возможность слышать при дворе соседнего Целле, где в почете была французская культура; кроме того, он часто ездил в Гамбург послушать виртуозную игру Иоганна Адама Рейнкена, крупнейшего представителя северогерманской органной школы.

В 1702 в возрасте 17 лет Бах вернулся в Тюрингию и, послужив немного в качестве «лакея и скрипача» при веймарском дворе, получил место органиста Новой церкви в Арнштадте, городе, где Бахи служили как до, так и после него, вплоть до 1739. Благодаря блестяще прошедшему испытательному выступлению, ему сразу назначили жалованье, намного превосходившее то, которое платили его родственникам. Он оставался в Арнштадте до 1707, покинув город в 1705, чтобы присутствовать на знаменитых «вечерних концертах», которые проводил в Любеке, на севере страны, блестящий органист и композитор Дитрих Букстехуде. Очевидно, в Любеке была настолько интересно, что Бах провел там четыре месяца вместо четырех недель, которые испросил в качестве отпуска. Последовавшие неприятности по службе, а также недовольство слабым и необученным арнштадтским церковным хором, которым он был обязан руководить, заставили Баха искать новое место.

В 1707 он принял приглашение на должность органиста в известной церкви св. Власия в тюрингском Мюльхаузене. Еще в Арнштадте 23-летний Бах женился на своей двоюродной сестре Марии Барбаре, сироте, дочери органиста Иоганна Михаэля Баха из Герена. В Мюльхаузене Бах быстро завоевал известность как автор кантат (одна из них даже была напечатана за счет города) и специалист по ремонту и реконструкции органов. Но уже через год он покинул Мюльхаузен и перебрался на более привлекательное место при герцогском дворе в Веймаре: там он служил органистом, а с 1714 – капельмейстером. Здесь на его художественное развитие оказало воздействие знакомство с творениями выдающихся итальянских мастеров, особенно Антонио Вивальди, чьи оркестровые концерты Бах перекладывал для клавишных инструментов: подобная работа помогла ему овладеть искусством выразительной мелодии, усовершенствовать гармоническое письмо, развить чувство формы.

В Веймаре Бах достиг вершин мастерства как органист-виртуоз и композитор, а благодаря многочисленным поездкам по Германии его известность распространилась далеко за пределы герцогства Веймарского. Его репутации содействовал исход организованного в Дрездене соревнования с французским органистом Луи Маршаном. Современники рассказывают, что Маршан не рискнул выступить перед публикой, с нетерпением ожидавшей соревнования, и спешно покинул город, признав превосходство соперника. В 1717 Бах стал капельмейстером у герцога Анхальт-Кётенского, который предложил ему более почетные и выгодные условия. Прежний хозяин сначала не хотел его отпускать и даже посадил под арест за «слишком упорные просьбы об увольнении», но потом все-таки позволил Баху уехать из Веймара.

Кётен, 1717–1723. В течение 6 лет, проведенных при кальвинистском кётенском дворе, Баха как истового лютеранина не обязывали писать церковную музыку: он должен был сочинять для придворного музицирования. Поэтому композитор сосредоточился на инструментальных жанрах: в кётенский период появились такие шедевры, как Хорошо темперированный клавир (1-й том), сонаты и сюиты для скрипки и виолончели соло, а также шесть Бранденбургских концертов (посвященных маркграфу Бранденбургскому). Кётенский князь, сам отличный музыкант, высоко ценил своего капельмейстера, и время, проведенное в этом городе, относится к числу счастливейших периодов в жизни Баха. Но в июне 1720, когда композитор сопровождал в поездке князя, скоропостижно скончалась Мария Барбара. В декабре следующего года 36-летний вдовец женился на 21-летней Анне Магдалене Вилькен, певице, которая, подобно самому Баху, происходила из известной музыкальной династии. Анна Магдалена стала прекрасной помощницей мужу; ее рукой переписано множество его партитур. Она родила Баху 13 детей, из которых до зрелого возраста дожило шестеро (всего у Иоганна Себастьяна в двух браках было 20 детей, десять из них умерли в младенчестве). В 1722 открылась выгодная вакансия кантора в знаменитой школе св. Фомы в Лейпциге. Бах, которому снова захотелось вернуться к церковным жанрам, подал соответствующее прошение. После конкурса, в котором участвовали еще два кандидата, он стал лейпцигским кантором. Это произошло в апреле 1723.
Лейпциг, 1723–1750. Обязанности Баха как кантора были двух родов. Он являлся «музик-директором», т.е. отвечал за музыкальную часть служб во всех лейпцигских протестантских церквах, в том числе св. Фомы (Томаскирхе) и св. Николая, где исполнялись достаточно сложные произведения. В дополнение к этому он стал педагогом весьма почтенной школы при Томаскирхе (основана в 1212), где должен был обучать мальчиков основам музыкального искусства и готовить их к участию в церковных службах. Бах усердно исполнял обязанности «музик-директора»; что же касается преподавания, то оно скорее докучало композитору, глубоко погруженному в мир собственного творчества. Бльшая часть духовной музыки, звучавшей в ту пору в Лейпциге, принадлежала его перу: здесь были созданы такие шедевры, как Страсти по Иоанну, месса си минор, Рождественская оратория. Отношение Баха к служебным делам вызывало недовольство у отцов города; в свою очередь, композитор обвинял «странное и недостаточно преданное музыке начальство» в создании атмосферы преследований и зависти. Острый конфликт с директором школы усиливал напряженность, и после 1740 Бах начал пренебрегать своими официальными обязанностями – он стал писать больше инструментальной музыки, чем вокальной, попытался напечатать ряд сочинений. Триумфом последнего десятилетия жизни композитора стала поездка к прусскому королю Фридриху II в Берлин, которую Бах совершил в 1747: при дворе короля, страстного любителя музыки, служил один из сыновей Иоганна Себастьяна, Филипп Эмануэль. Лейпцигский кантор играл на превосходных королевских клавесинах и продемонстрировал восхищенным слушателям свое непревзойденное мастерство импровизатора: без всякой подготовки он сымпровизировал фугу на тему, заданную королем, а по возвращении в Лейпциг использовал ту же тему как основу для грандиозного полифонического цикла в строгом стиле и напечатал это произведение под названием Музыкальное приношение (Musikalisches Opfer) с посвящением Фридриху II Прусскому. Вскоре зрение Баха, на которое он жаловался уже давно, стало стремительно ухудшаться. Почти ослепнув, он решился подвергнуться операции у одного известного в ту пору английского врача-окулиста. Две операции, проведенные шарлатаном, не принесли Баху облегчения, а лекарства, которые ему пришлось принимать, окончательно погубили его здоровье. 18 июля 1750 к нему внезапно вернулось зрение, но всего через несколько часов с ним случился удар. 28 июля 1750 Бах скончался.


СОЧИНЕНИЯ
В творчестве Баха представлены все основные жанры эпохи позднего барокко за исключением оперы. Его наследие включает сочинения для солистов и хора с инструментами, органные композиции, клавирную и оркестровую музыку. Его мощная творческая фантазия вызвала к жизни необычайное богатство форм: к примеру, в многочисленных баховских кантатах невозможно найти две фуги одинакового строения. Тем не менее есть структурный принцип, весьма характерный для Баха: это симметричная концентрическая форма. Продолжая многовековую традицию, Бах использует полифонию как основное выразительное средство, но при этом самые сложные контрапунктические построения у него опираются на ясную гармоническую основу – это было, несомненно, веянием новой эпохи. Вообще «горизонтальное» (полифоническое) и «вертикальное» (гармоническое) начала у Баха уравновешены и образуют великолепное единство.

Кантаты. Большую часть вокально-инструментальной музыки Баха составляют духовные кантаты: он создал пять циклов таких кантат на каждое воскресенье и на праздники церковного года. До нас дошло около двух сотен этих произведений. Ранние кантаты (до 1712) написаны в стиле предшественников Баха, таких как Иоганн Пахельбель и Дитрих Букстехуде. Тексты взяты из Библии или из лютеранских церковных гимнов – хоралов; композиция состоит из нескольких относительно кратких разделов, обычно контрастных по мелодике, тональности, темпу, исполнительскому составу. Ярким примером раннего кантатного стиля Баха может служить прекрасная Трагическая кантата (Аctus Tragicus) № 106 (Время Господне – наилучшее время, Gottes Zeit ist die allerbeste Zeit).
После 1712 Бах обращается к другой форме духовной кантаты, которую ввел в лютеранский обиход пастор Е.Ноймейстер: в ней используются не цитаты из Писания и протестантских гимнов, а парафразы библейских фрагментов или хоралов. В этом типе кантаты разделы более отчетливо отделяются один от другого, а между ними вводятся сольные речитативы с аккомпанементом органа и генерал-баса. Иногда подобные кантаты двухчастны: во время службы между частями произносилась проповедь. К данному типу принадлежит большинство баховских кантат, в том числе № 65 Все они придут из Савы (Sie werden aus Saba alle kommen), на день Архангела Михаила № 19 И была битва в небесах (Es erhub sich ein Streit), на праздник Реформации № 80 Твердыня крепкая наш Бог (Ein' feste Burg), № 140 Восстаньте от сна (Wachet auf). Особый случай – кантата № 4 Христос лежал в оковах смерти (Christ lag in Todesbanden): в ней использовано 7 строф одноименного хорала Мартина Лютера, причем в каждой строфе хоральная тема обрабатывается по-своему, а в финале звучит в простой гармонизации. В большинстве кантат сольные и хоровые разделы чередуются, сменяя друг друга, но есть в наследии Баха и целиком сольные кантаты – например, трогательная кантата для баса с оркестром № 82 С меня довольно (Ich habe genug) или блестящая кантата для сопрано с оркестром № 51 Всякое дыхание да хвалит Господа (Jauchzet Gott in allen Landen).

Сохранилось также несколько светских баховских кантат: они сочинялись по поводу дней рождения, именин, свадебных церемоний высокопоставленных лиц и по другим торжественным случаям. Известна комическая Кофейная кантата (Schweigt stille, plaudert nicht) № 211, в тексте которой высмеивается помешательство немцев на заморском напитке. В этом произведении, как и в Крестьянской кантате № 217, стиль Баха приближается к стилю комической оперы его эпохи.

Мотеты. До нас дошли 6 баховских мотетов на немецкие тексты. Они пользовались особой известностью и в течение долгого периода после смерти композитора были единственными из его вокально-инструментальных композиций, которые еще исполнялись. Как и в кантате, в мотете используются библейские и хоральные тексты, но в нем нет арий и дуэтов; оркестровое сопровождение не обязательно (если оно имеется, то просто дублирует хоровые партии). Среди сочинений этого жанра можно упомянуть мотеты Иисус – моя радость (Jesu meine Freude) и Пойте Господу (Singet dem Herrn).
Магнификат и Рождественская оратория. Среди крупных вокально-инструментальных сочинений Баха особое внимание привлекают два рождественских цикла. Магнификат для пятиголосного хора, солистов и оркестра был написан в 1723, вторая редакция – в 1730. Весь текст, кроме финальной Gloria, представляет собой Песнь Богоматери Величит душа моя Господа (Лк 1:46–55) в латинском переводе (Вульгата). Магнификат – одна из самых цельных баховских композиций: ее лаконичные части ясно группируются в три раздела, каждый из которых начинается арией и кончается ансамблем; обрамлением служат мощные хоровые части – Magnificat и Gloria. Несмотря на краткость частей, каждая имеет свой эмоциональный облик. Рождественская оратория (Weihnachtsoratorium), появившаяся в 1734, состоит из 6 кантат, предназначенных для исполнения в рождественский сочельник, два дня Рождества, 1 января, следующее за ним воскресенье и праздник Богоявления. Тексты взяты из евангелий (Лука, Матфей) и протестантских гимнов. Рассказчик – Евангелист (тенор) – в речитативах излагает евангельское повествование, в то время как реплики действующих лиц рождественской истории отданы солистам или хоровым группам. Повествование прерывается лирическими эпизодами – ариями и хоралами, которые должны служить наставлением для паствы. 11 из 64 номеров оратории первоначально сочинены Бахом для светских кантат, но потом превосходно приспособлены к духовным текстам.

Пассионы. Из 5 циклов пассионов, о которых известно из биографии Баха, до нас дошло только два: Страсти по Иоанну (Johannespassion), над которыми композитор начал работать в 1723, и Страсти по Матфею (Matthuspassion), завершенные в 1729. (Страсти по Луке, напечатанные в Полном собрании сочинений, по-видимому, принадлежат другому автору.) Каждый из пассионов состоит из двух частей: одна звучит до проповеди, другая – после нее. В каждом цикле имеется рассказчик – Евангелист; партии конкретных участников драмы, включая Христа, исполняются певцами-солистами; хор изображает реакцию толпы на происходящее, а вставные речитативы, арии и хоралы – отклик общины на разворачивающуюся драму. Тем не менее, Страсти по Иоанну и Страсти по Матфею заметно отличаются друг от друга. В первом цикле ярче дан образ неистовствующей толпы, ей противостоит Спаситель, от которого исходит возвышенный покой и отстраненность от мира. Страсти по Матфею излучают любовь и нежность. Здесь нет непроходимой пропасти между божественным и человеческим: Господь через свое страдание сближается с человечеством, и человечество страдает вместе с ним. Если в Страстях по Иоанну партия Христа состоит из речитативов с аккомпанементом органа, то в Страстях по Матфею она окружена, подобно нимбу, проникновенным звучанием струнного квартета. Страсти по Матфею – высшее достижение в баховской музыке, написанной для Протестантской церкви. Здесь использован очень большой исполнительский состав, включающий два оркестра, два смешанных хора с солистами и хор мальчиков, который исполняет мелодию хорала в номере, открывающем пассион. Вступительный хор – самый сложный в композиционном отношении раздел сочинения: два хора противостоят друг другу – звучат взволнованные вопросы и полные печали ответы на фоне оркестровых фигураций, изображающих потоки слез. Над этой стихией безграничной человеческой скорби парит кристально чистая и безмятежная мелодия хорала, навевающая мысли о человеческой слабости и божественной силе. Проведения хоральных мелодий сделаны здесь с исключительным мастерством: одна из самых любимых Бахом тем – O Haupt voll Blut und Wunden – появляется не менее пяти раз с разным текстом, и каждый раз гармонизация ее сделана по-иному, в зависимости от содержания данного эпизода.

* ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*

тел. 728 - 3241





 


 

* ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*

тел. 728 - 3241

 

ЗАКАЗАТЬ РЕФЕРАТ

ЗАКАЗАТЬ КУРСОВУЮ

ЗАКАЗАТЬ ДИПЛОМ

Новости образования

Все о ЕГЭ

Учебная литература on-line

Статьи о рефератах

Образовательный софт


   E-mail:info@troek.net

Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
 Тел: (495) 728- 32-41

| Главная | Рефераты на заказ | Типы работ | Предметы и темы | Гарантии | Цены | Заказ и оплата | В помощь студенту |
| Партнерство и рекламма | Вузы Москвы | Вакансии | Разное |

Copyright © 2002 " ТРОЕК НЕТ". All rights reserved.
Web - master: info@troek.net