Реферат, курсовой проект, дипломная работа, эссе, сочинение, контрольная, аналитическая справка на заказ
Главная
Рефераты на заказ
Типы работ
Предметы и темы
Гарантии
Цены
Заказ и оплата
В помощь студенту
Партнерство и реклама
ВУЗы Москвы
Вакансии
Разное





Rambler's Top100


Заказ диплома Заказ курсовой Заказ реферата Заказать диплом курсовой проект дипломнаую работу, эссе, сочинение на заказ
Заказать реферат, курсовую работу, дипломный проект, эссе, сочинение, контрольную работу, аналитическую справку, отчет по практике бизнес-план предприятия экономика право
 

 

* ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*

тел. 728 - 3241

БЁРНХЕМ, ШЕРБЁРН УЭСЛИ (Burnham, Sherburne Wesley) (1838–1921), американский астроном. Родился 12 декабря 1838 в Тетфорде (шт. Вермонт). Окончил Тетфордскую академию и переехал в Чикаго, став судебным репортером. В Чикаго Бёрнхем создал собственную обсерваторию, оснащенную 15-см телескопом, и приобрел мировую известность как наблюдатель двойных звезд. Свои наблюдения проводил в течение 12 лет (1870–1882), а затем был зачислен в штат Ликской обсерватории на горе Гамильтон (шт. Калифорния). В 1893–1913 работал в Йеркской обсерватории Чикагского университета в Уильямс-Бэй (шт. Висконсин), с 1893 – профессор практической астрономии Чикагского университета. В 1874 Бёрнхем был избран членом Лондонского королевского астрономического общества, а в 1894 удостоен Золотой медали за открытие и изучение двойных звезд. В 1904 получил премию им. Ж.Лаланда Парижской академии наук. Опубликовал несколько каталогов двойных звезд, наиболее полный из которых, Общий каталог двойных звезд в пределах 121° от Северного полюса мира (General Catalogue of Double Stars within 121° of the North Pole, 1906), содержит данные о 13 665 звездах. Сам Бёрнхем открыл 1340 двойных звезд. Умер Бёрнхем в Чикаго 11 марта 1921.

БЁРТОН, РИЧАРД ФРЭНСИС (Burton, Richard Francis) (1821–1890), английский путешественник. Родился 19 марта 1821 в графстве Хартфордшир. В детские годы приобрел любовь к путешествиям. Проучившись год в Оксфордском университете, в 1842 Бёртон поступил на службу в армию и отправился в Индию. В Синде, общаясь с местными жителями, овладел гуджарати, маратхи, хинди, персидским и арабским языками. В 1853 под видом паломника совершил путешествие во внутренние районы Аравии, которое описал в книге Паломничество в Медину и Мекку (Pilgrimage to Al-Medinah and Mecca, 1855). Бёртон совершил ряд путешествий по странам Восточной и Центральной Африки, вместе с Дж.Х.Спиком в 1858 открыл озеро Танганьика. Он является автором книг – Первые шаги в Восточной Африке (First Footsteps in East Africa, 1856); Озерные районы Экваториальной Африки (Lake Regions of Equatorial Africa, 1860); Нагорья Бразилии (The Highlands of Brazil, 1869); Неисследованная Сирия (Unexplored Syria, 1872); Ультима Туле (Ultima Thule, 1875, посвящена Исландии) и др. Бёртон служил консулом на о.Фернандо-По (ныне Биоко) в Экваториальной Африке, в Сантусе в Бразилии, Дамаске и Триесте. В 1885 был возведен в рыцарское достоинство. Самая известная его работа – перевод арабских сказок Тысяча и одна ночь (The Thousand Nights and a Night, 1885–1888). Умер Бёртон в Триесте 20 октября 1890.

БЁРТОН, РОБЕРТ (Burton, Robert) (1577–1640), английский писатель. Родился 8 февраля 1577 в Линдли (графство Лестершир). В 1593, после учебы в школах Саттон-Колдфилда и Нанитона (графство Уорикшир), поступил в Брэйзноз-колледж Оксфордского университета, в 1599 был избран в членом совета Крайст-Чёрч-колледжа. В 1602 Бёртон получил степень бакалавра искусств, в 1605 – магистра; в 1616 – бакалавра богословия; работал в колледже наставником и библиотекарем. В Крайст-Чёрч вел жизнь ученого затворника, посвятив себя занятиям медициной, математикой, астрологией и географией.
Первым замечательным произведением Бёртона была комедия Псевдофилософ (Philosophaster), написанная на латыни в 1606 и поставленная одиннадцатью годами позже в Крайст-Чёрч. В буквальном смысле слова трудом всей его жизни стала Анатомия меланхолии (The Anatomy of Melancholy); ее первое издание вышло в 1621. Анатомия меланхолии – обширный, тщательно систематизированный обзор сведений о меланхолии, почерпнутых из всех доступных источников – как древних, так и новых.

Умер Бёртон в своей квартире в Крайст-Чёрч-колледже 25 января 1640.

БИБЛЕЙСКИЕ ОБЩЕСТВА В РОССИИ появились в первые десятилетия 19 в.; первоначально они были отделениями соответствующего британского общества, причем открытыми не в центре, а на окраинах империи: в 1800-е – начале 1810-х годов такие филиалы появились в виде миссии на Кавказе, а также в Эстляндии и Финляндии.
Идея такого рода религиозного просвещения встретила благосклонное внимание Александра I. В конце 1812 император утвердил представленный князем А.Н.Голицыным (обер-прокурор Синода, главноуправляющий иностранными исповеданиями) проект учреждения филиала British and Foreign Bible Society в Петербурге. В работе избранного вскоре комитета под председательством Голицына участвовали не только православные иерархи (в том числе ректор Петербургской духовной академии, будущий митрополит Московский Филарет (Дроздов)) и ряд высших членов Синода (тот же Голицын и др.), но также представители Англиканской и Римско-католической церквей. Среди тех, кто присоединился к работе позднее, следует в первую очередь упомянуть М.М.Сперанского, а также крупнейшего русского филолога-гебраиста того времени протоиерея Г.П.Павского. Общество, получившее солидную финансовую базу в результате щедрых пожертвований императора, а вслед за ним и других именитых спонсоров, вскоре обрело самостоятельность, уже в 1814 став «Российским Библейским обществом».

Его приоритетной задачей было распространение Священного писания на языках нерусских подданных империи. К 1816 вышли издания Ветхого Завета, Нового Завета или всей Библии на финском, немецком, французском, польском, армянском, калмыцком, монгольском и др. языках (причем часто использовались перепечатки уже имевших место иностранных изданий; иногда же – как в случае с калмыцким – приходилось заново создавать шрифты). Второй целью стало обеспечение дешевыми изданиями церковно-славянской Библии малоимущих слоев русского общества, – так что в 1816–1823 вышло в свет еще и 15 тиражей Священного Писания на церковно-славянском языке. Наконец, дело дошло и до собственно русских изданий: в 1819 вышло Четвероевангелие, а в 1822 и 1823 (дважды) – весь Новый Завет на русском языке (средний тираж каждого издания составил 10 тыс. экземпляров). Так Новый Завет впервые появился в форме общедоступной книги на великорусском «народном наречии». Наступил черед и Ветхого Завета: в 1822 поступила в продажу русская Псалтирь, а в 1825 началось печатание Пятикнижия Моисеева, приостановленное из-за прекращения деятельности общества.

В придворной и церковной среде возобладала убежденность (ярче всего выраженная архимандритом Фотием (Спасским)), что просветительские усилия Библейского общества прикрывают некую тайную «ересь». Николай I внял доводам ультраконсерваторов, и общество в 1826 было закрыто «впредь до Высочайшего соизволения», а его имущество передано Синоду. Затем оно продолжило существование лишь в российских землях с преобладающим протестантским населением; в 1831 его возобновили по инициативе министра народного просвещения, бывшего вице-президента РБО князя К.А.Ливена, и официально (как Евангелическое библейское общество), но опять-таки лишь для протестантов.

Однако труды РБО не пропали втуне, поскольку его типографские материалы и денежные средства, переданные Синоду, пригодились для издания синодально санкционированной русской Библии, работа над которой создала предпосылки для возрождения общества и на православной почве. Оно было вновь открыто в 1863 как «Общество для распространения Священного Писания в России» и занималось отныне именно вопросами просветительского распространения, стремясь удовлетворить потребность в Библии с максимальной широтой охвата, включающего и благотворительную бесплатную раздачу.

После октябрьского переворота 1917 деятельность всякого рода организаций такого рода, зарубежных и отечественных, была на территории СССР крайне затруднена. При отсутствии – а после войны строгой ограниченности – новых тиражей Священного Писания подпольно ввозимые издания заграничных библейских обществ в какой-то, хотя и весьма малой мере компенсировали острый недостаток. С 1979 начались официальные поставки из-за рубежа (вначале лишь по линии христиан-баптистов). В 1988–1991 Русская православная церковь получила от библейских обществ Северной Европы 150 000 комплектов трехтомной Толковой Библии.

Наконец, в 1990 деятельность Российского библейского общества (РБО) была возобновлена; в число его учредителей вошли С.С.Аверинцев (первый президент общества), отец Александр Борисов (следующий президент), отец Александр Мень и др. Для работы в обществе объединились православные, протестанты и католики. Активно участвуя в переводах Библии на языки народов России, РБО уделило также большое внимание выпуску учебных и справочных текстов, комментирующих Священное Писание. К началу 21 в. оно уже было выдающимся по объему своих тиражей российским издателем библейской литературы, выпускающим более 1 миллиона книг ежегодно. Каталог РБО включает также аудио-, видео-материалы и компакт-диски. Укрепляя свои международные связи, оно вошло (1995) в состав Объединенных библейских обществ.

БИБЛИОТЕКИ, особым образом организованные собрания книг, журналов, видеозаписей и т.п. Хотя библиотеки традиционно считались хранилищами книг, библиотечные собрания всегда состояли из самых разнообразных материалов. Наряду с поддержанием в сохранности традиционных материалов накапливались и документы новых форматов. Древнейшие библиотеки были собраниями глиняных табличек и папирусов. В более поздние периоды наиболее типичным форматом стали рукописи. После изобретения печатного станка стандартной формой хранения информации стали книги, библиотеки превратились в хранилища главным образом печатных изданий, однако не отмерли и старые форматы. Точно так же и современные библиотеки, на глазах меняющие облик благодаря внедрению цифровых способов хранения информации, по-прежнему остаются хранилищами крупных книжных собраний.
Фонды современных библиотек обычно включают рукописи, книги и прочие печатные издания, различные аудиовизуальные материалы (кинофильмы, грампластинки) и многочисленные виды электронных носителей информации (компьютерные дискеты, CD-ROMы, видеодиски). Помимо собственных фондов хранения, современная библиотека, подключенная к телекоммуникационным сетям, имеет доступ к материалам в других хранилищах.

Функции. С самого начала своей истории библиотеки были предназначены для сбора, хранения, организации и поиска информации. В структуре библиотеки можно выделить два подразделения – технические службы и читательские службы. Технические службы связаны главным образом с внутренней деятельностью библиотеки и обеспечивают такие функции, как комплектование и развитие фонда, каталогизация и хранение. Читательские службы заняты справочной деятельностью и обеспечением доступа читателей к фондам хранения.

Комплектование – приобретение материалов для пополнения собрания. Служащие отдела комплектования находят, заказывают и получают требуемые материалы. Эти материалы могут быть в любом формате.

Развитие фонда предполагает принятие решений относительно состава и структуры книгохранения. Это основное направление деятельности библиотечных работников. В условиях роста популярности электронных средств хранения информации сотрудники отдела развития принимают решения о распределении бюджета на приобретение как традиционных книжных, так и электронных материалов.

Каталогизация предоставляет информацию о библиотечном фонде и обеспечивает доступ к собранию. Обычно каталог состоит из двух подразделений – алфавитный каталог, упорядочивающий все единицы хранения по алфавиту фамилий авторов (или названий коллективных произведений), и предметный каталог, позволяющий отыскать все источники по данной теме (предмету исследования). Во многих современных библиотеках традиционный каталог-картотека вытесняется компьютерным каталогом, выполняющим аналогичные справочно-библиографические и поисковые функции.

Хранение предполагает обеспечение сохранности библиотечного собрания. Значение этой функции в последнее время существенно повысилось в связи с необходимостью сохранить имеющиеся материалы для будущих поколений. Одна из серьезнейших проблем, с которой приходится сегодня сталкиваться – это проблема т.н. «ломких книг», которые печатались на бумаге с повышенным содержанием кислот. Такая бумага со временем становится чрезвычайно сухой и ломкой, что приводит к разрушению книг. Вдобавок, в связи с быстрым прогрессом в области компьютерной технологии, существует опасность, что информацией, хранящейся в компьютерном формате, в будущем станет невозможно пользоваться не только из-за физических дефектов носителей, но в связи с моральным старением оборудования, использованного для ее записи.

Справочные службы помогают читателям в поиске библиотечных материалов. Помимо этого сотрудники справочных служб составляют библиографические указатели для облегчения доступа к фонду и проводят ознакомительные занятия с новыми читателями. Компьютеры, полностью изменившие работу отделов каталогизации, изменили и работу справочных служб. В наше время работники этих служб, помимо помощи читателям в обращении с традиционными библиотечными материалами, все чаще используют электронные базы данных и компьютерные каталоги.


БИБЛИЯ, книга, содержащая священные писания еврейской и христианской религий. Еврейская Библия, сборник древнееврейских священных текстов, входит и в христианскую Библию, образуя ее первую часть – Ветхий Завет. Как христиане, так и евреи считают ее записью договора (завета), заключенного Богом с человеком и открытого Моисею на горе Синай. Христиане верят, что Иисус Христос возвестил о новом Завете, который является исполнением Завета, данного в Откровении Моисею, но вместе с тем заменяет его. Поэтому книги, повествующие о деятельности Иисуса и его учеников, называют Новым Заветом. Новый Завет составляет вторую часть христианской Библии.

БИБЛИЯ СЛАВЯНСКАЯ И РУССКАЯ. Первый перевод Священного Писания на старославянский (церковнославянский) язык был выполнен в 9 в. свв. Кириллом и Мефодием, «равноапостольными просветителями славян», приступившими к этой работе (для которой им пришлось изобрести особый алфавит) ок. 863, когда они были приглашены для христианской проповеди в Моравию. На основании того факта, что в житии Кирилла сообщается – он для самообучения «обрете Евангелие и Псалтирь русскыми писмены писано», – а также ряда других исторических данных можно предположить, что имелись и какие-то более древние переводы, которыми Кирилл с Мефодием воспользовались в качестве пособий. Гипотезы о языке этих протопереводов, равно как и о характере изобретенного для просвещения славян алфавита (была ли это кириллица или глаголица?), входят в число до сих пор не решенных проблем исторической лингвистики. Так или иначе результатом трудов Кирилла и Мефодия явилась старославянская Библия в полном составе, сперва Новый, а позднее и Ветхий Завет, переложенные с греческого. Пройдя сложный процесс исторического редактирования (в котором особого упоминания заслуживает староболгарская версия, исполненная в 10 в. при болгарском царе Симеоне), тексты эти легли в основу церковнославянской богослужебной книжности.
Версии же Библии (ранее всего – Псалтири и Нового Завета) на новых народных наречиях создавались в разных славянских землях крайне неравномерно и к тому же на базе разных источников. Там, где преобладало православие, главным прототекстом оставался (как и для Кирилла с Мефодием) греческий «перевод 70 толковников» (Септуагинта), в краях же преимущественно католических – латинская Вульгата; хотя иной раз для корректировки использовались разом и Септуагинта и Вульгата, взаимно друг друга дополняющие в случае неясностей. Потребность в священных книгах на «народном языке» возникла прежде всего у западных славян, там, где богослужение велось на латыни, менее понятной простому люду, чем родственный и во многом однокоренной с местными восточноевропейскими диалектами церковнославянский (так, первые переводы на чешский возникли уже в 13 в., на польский – в 14 в.). Много новых «народных» славянских версий возникло в 16–17 вв., что объясняется не только успехами книгопечатания, но и расцветом национальных самосознаний в эпоху Ренессанса-барокко, отчасти же – воздействиями протестантизма и близких ему религиозных сект, придававших особое значение процессу индивидуального раздумья над страницами Писания. Именно в этот период возникают и первые достаточно пространные переложения Библии (в основном Евангелия) на украинский и белорусский языки. Повсюду (как и в случае с эпохальным немецким переводом Лютера) местные, приближенные к бытовой речи версии становятся важнейшими рубежами развития современных литературных языков. Новая волна «национальных возрождений», влекущая за собой новые переводы (к примеру, Т.Г.Шевченко, 1850-е годы) приходится на 19 в.; многотиражные библии на различных славянских языках теперь выпускаются и Библейским обществом. В целом же в 19 в. «народная» версия окончательно отделяется от церковно-славянской (что наиболее заметно на примерах Сербии и Болгарии, где церковнославянская Библия особенно долго удерживалась в качестве единственно-обиходной).

В средневековой Руси церковнославянское Св. Писание долгое время существовало в виде множества разнообразных, строго не унифицированных списков. Попытки упорядочить и выправить их предпринимались не раз, увенчавшись монументальным успехом при архиепископе новгородском Геннадии, когда к 1499 были собраны воедино все книги Библии, причем тексты порою (за неимением русских списков) приходилось извлекать из вторичных источников, т.е. из различных толкований на Св. Писание, либо переводить с Вульгаты. Геннадиевский свод лег в основу и первой на Руси полной печатной Библии, изданной в 1580 в Остроге Иваном Федоровым (до этого, в 1564–1565, в Москве Федоров и Петр Мстиславец выпустили Апостол, т.е. Деяния апостолов и послания апостолов, которые стали первой русской печатной книгой). Острожская Библия более близка к канону Септуагинты (число переводов из Вульгаты в ней уменьшилось), но все равно далека от совершенства. Вопрос о новом, более исправном церковнославянском издании особенно остро ощущался во время церковных раздоров 17 в., приведших к расколу, – однако достаточно тщательную и полнообъемную правку удалось закончить (по указу Петра I) лишь к 1723, а осуществить само издание – много позже, лишь при Елизавете Петровне (в 1751), причем переводчики Елизаветинской Библии, прочно вошедшей в церковный обиход, уже пользовались и древнееврейским оригиналом, но лишь для отдельных корректур.

Св. Писания на великорусском «народном наречии» к тому времени еще практически не существовало: хотя Франциск Скорина и объединил свои издания библейских книг (вышедшие в Праге и Вильне в 1517–1525) под общим заглавием Библиа Русска, речь в данном случае идет о белорусских переводах в сочетании с церковнославянскими текстами. К разговорной речи вплотную приближаются переложения псалмов, исполненные в конце 1670 – начале 1680-х годов Симеоном Полоцким и Авраамием Фирсовым. В начале 18 в. Библию по поручению Петра I переводил на русский язык лифляндский пастор Э.Глюк, однако эти тексты не сохранились.

Этапный вклад в решение проблемы внесло в начале 19 в. Библейское общество, чья деятельность, однако, долгое время тормозилась церковными и околоцерковными консерваторами, опасавшимися массовой русской Библии как стимула для религиозного вольнодумства. В любом случае обойти проблему, однако же, было невозможно, ибо разговорный (равно как и литературный) язык уже отошел от церковнославянского слишком далеко, и общедоступная русская Библия была насущно необходима как своего рода мост, который обеспечил бы живое общение архаически-сакральной и современной лексических форм. Этот «мост» был, наконец, построен, начиная с 1858, усилиями митрополита Московского Филарета (Дроздова) и его соратников (среди которых следует назвать выдающихся гебраистов Г.П.Павского (1787–1863) и Д.А.Хвольсона (1819–1911), которые внесли особенно большой вклад в перевод ветхозаветных книг с древнееврейского). В 1876 впервые вышла в свет полная Библия на русском языке в одном томе, изданная «по благословению святейшего Синода».

Синодальное издание, которое по праву можно назвать «филаретовским», осталось каноническим вплоть до нашего времени. Оно непрерывно переиздавалось и переиздается, – за исключением советского периода, когда выпуск Св. Писания был на долгое время прекращен; первый в России после 1917 тираж русской Библии вышел в свет лишь в 1956, а второй, более крупный, – в 1968. После снятия цензурных запретов на богослужебную литературу новые тиражи Синодального перевода, а также Библии на церковнославянском, равно как и на языках народов СНГ, беспрецедентно увеличились (в том числе и при активном соучастии возрожденного Библейского общества). Большое число других, неканонических переводов отдельных книг или всего Ветхого или Нового Завета с древнееврейского и древнегреческого на русский, исполненных в 20 в., значительно обогатило как мировую библеистику, так и русскую научную и художественную словесность.


БИДЛ, ДЖОРДЖ УЭЛЛС (Beadle, George Wells) (1903–1989), американский генетик, удостоенный в 1958 Нобелевской премии по физиологии и медицине (совместно с Э.Тейтемом и Дж.Ледербергом) за изучение основ наследственности у микроорганизмов. Родился 22 октября 1903 в Уаху (шт. Небраска). Окончил университет штата Небраска (1926) и Корнеллский университет (1931). В 1931–1936 преподавал биологию в Калифорнийском технологическом институте в Пасадене и занимался исследовательской работой в лаборатории Т.Моргана. В 1935 преподавал в Парижском университете, в 1936–1937 – в Гарвардском университете. В 1937–1946 – профессор Станфордского университета, в 1946–1961 – Калифорнийского технологического института, в 1961–1968 – президент Чикагского университета.
Основные работы Бидла посвящены цитологии и генетике. Используя в качестве модельных систем кукурузу, плодовую мушку дрозофилу и плесневый гриб нейроспору, Бидл изучал природу и функции генов. В 1944 совместно с Э.Тейтемом выдвинул концепцию «один ген – один фермент», в соответствии с которой данный ген детерминирует синтез одного специфического фермента. К такому выводу ученые пришли, исследуя мутантные формы нейроспоры, утратившие способность синтезировать витамины группы B. Им удалось доказать, что этот дефект имеет генетическую природу. Умер Бидл в Помоне (шт. Калифорния) 9 июня 1989.


БИЗЕ, ЖОРЖ (Bizet, Georges) (1838–1875), французский композитор. Александр Сезар Леопольд Бизе (при крещении получил имя Жорж) родился в Париже 25 октября 1838 в музыкальной семье: его отец и дядя по материнской линии преподавали пение. В девятилетнем возрасте поступил в Парижскую консерваторию. Блестяще учился по классу фортепиано у А.Ф.Мармонтеля и по классу композиции у П.Циммермана, Ж.Ф.Ф.Галеви и Ш.Гуно; был удостоен многих наград. В 1857 ему присудили престижную Римскую премию; к тому времени он завершил симфонию до мажор, а одноактная оперетта Бизе Доктор Миракль (Le Docteur Miracle) была отмечена первой премией на конкурсе, учрежденном Ж.Оффенбахом.
Около трех лет Бизе провел в Риме, где красота природы и изобразительное искусство подействовали на него сильней, чем итальянская музыка. В комической опере Дон Прокопио (Don Procopio), написанной в тот период, он во многом подражает Доницетти; однако из композиторов-современников наибольшее влияние на него долгое время оказывал Гуно, а из предшественников – Моцарт и Россини. На редкость одаренный пианист, Бизе заслужил признание самого Листа, который слушал его игру в мае 1861 – через несколько месяцев после возвращения Бизе из Рима в Париж.

По обыкновению, Бизе немедленно приступал к сочинению оперы, если либретто ему нравилось, но вскоре охладевал и оставлял работу незаконченной (один из его биографов насчитал около 20 таких бесплодных попыток). Первой завершенной и поставленной оперой композитора были Искатели жемчуга (Les Pcheurs de perles, 1863); несмотря на очевидное влияние Гуно и Дж.Мейербера, обаяние лиризма и экзотический восточный колорит обеспечили ей почетное место во французском оперном репертуаре. Обладая выдающимся талантом, Бизе едва сводил концы с концами и вынужден был подрабатывать в музыкальных издательствах. Поденщина отнимала у него много времени, подрывала здоровье и отвлекала от серьезного творчества. Следующая законченная опера – Пертская красавица (La jolie fille de Perth) – была написана в 1866 и поставлена в конце 1867. Слабое либретто и вынужденные уступки композитора примадонне, бесспорно, сказались на качестве партитуры, но все же в ней немало замечательного материала, который Бизе позднее использовал в других сочинениях.

Разностороннее дарование Бизе позволяло ему приступить к созданию большой оперы, однако первыми сочинениями, в которых обнаружились его творческие возможности (не считая ранней симфонии), стали пьесы для фортепианного дуэта Детские игры (Jeux d'enfants, 1871), одноактная опера Джамиле (Djamileh, 1872) и музыка к драме А.Доде Арлезианка (L'Arlsienne, 1872). Женитьба Бизе в 1869 на Женевьеве Галеви, дочери его старого учителя, упорядочила его быт и привела в равновесие чувства; в испытаниях, выпавших на его долю во время франко-прусской войны (Бизе служил в национальной гвардии) и в дни Парижской коммуны, его личность обрела подлинную глубину.

В цикле Детские игры Бизе проявил себя как мастер остроумной и лирической миниатюры; в Джамиле он продолжал совершенствовать свое оригинальное оркестровое письмо, дар воссоздания местного колорита и изображения поэтических характеров, очевидный уже в Искателях жемчуга. Музыка к Арлезианке свидетельствует о дальнейшем творческом росте композитора: в нескольких танцах, интермеццо и «мелодрамах» он сумел передать не только атмосферу Прованса, но и лирико-трагическую стихию драмы Доде.

Превосходное либретто, выбранное Бизе для следующей оперы, впервые соответствовало уникальности его таланта: это была инсценировка новеллы Проспера Мериме Кармен (Carmen), сделанная А.Мельяком и Л.Галеви. Бизе начал работу в 1872, но премьера в парижской «Опера комик» состоялась лишь 3 марта 1875. Впечатляющий успех в Венской опере (октябрь 1875) позволил представить подлинную ценность произведения. Умер Бизе 3 июня 1875 умер.


БИЛДЕРДЕЙК, ВИЛЛЕМ (Bilderdijk, Willem) (1756–1831), нидерландский поэт. Родился 7 сентября 1756 в Амстердаме, в семье врача. Изучал юриспруденцию в Лейденском университете, затем практиковал в Гааге как адвокат. В 1795 по политическим причинам отправился в изгнание и вернулся в Нидерланды только в 1806. Некоторое время служил учителем при дворе; отказавшись от этой должности, до конца жизни преподавал историю и словесность в Лейденском университете.
Одаренный писатель, Билдердейк во многом был скован своеобычным представлением о роли и природе поэзии. Он считал, что поэты пишут по вдохновению свыше, и потому отказывался исправлять написанное как продиктованное Святым Духом. Он полагал также, что поэзия не ограничена в своих темах, и высоким слогом рассуждал о самых прозаических и специальных предметах, например, в Болезни ученых (De Ziekte der Geleerden, 1807).

Билдердейк – автор множества баллад, эпической поэмы, сатир, лирических и религиозных стихов, драматических произведений. Мастерское владение словом, блестящая фантазия, драматизм наиболее личных стихов надолго оставили за ним главную роль на нидерландской литературной сцене. Среди его поэтических произведений – Стихотворения (Poezij, 1803–1807), Зимние цветы (Winterbloemen, 1811) и поэма Гибель первого мира (De Ondergang der eerste Wereld, 1820); кроме того, ему принадлежит 13-томный исторический труд История Отечества (Geschiedenis des Vaderlands, 1832–1851). Умер Билдердейк в Харлеме 7 сентября 1756.


БИЛЛИНГС, УИЛЬЯМ (Billings, William) (1746–1800), один из первых американских композиторов, родился 7 октября 1746 в Бостоне (шт. Массачусетс). Работал дубильщиком, руководил церковными хорами, сочинял хоровую музыку. Опубликовал шесть сборников духовных сочинений, получивших широкую известность; его гимн Честер (Chester) стал главной патриотической песней Американской революции. Биллингс оказал заметное влияние на духовную музыку Новой Англии: ввел в обиход гимны, более светлые по характеру, чем традиционные, а также начал использовать музыкальное сопровождение при исполнении церковных гимнов. Умер Биллингс в Бостоне 29 сентября 1800.

БИН ЦЗЯ. «Школа военной философии». Древнекитайская философская школа, выработавшая учение о военном искусстве как одной из основ социальной регуляции и выражении общекосмических законов. Бин цзя синтезировала идеи конфуцианства, легизма, даосизма, инь-ян цзя и мо цзя. Впервые упоминается в Хань шу (1 в.), в разделе «И вэнь чжи», где, однако, не включена в число десяти главных философских школ, а выделена как самостоятельное направление, охватывавшее более 50 мыслителей, разделенных на четыре группы знатоков: стратегии и тактики (цюань моу); расположения войск на местности (син ши); временных и психологических условий войны (инь ян); боевых приемов (цзи цзяо).
Согласно И вэнь чжи, бин цзя начала формироваться около 6–5 вв. до н.э. в среде военачальников. Идеологической основой служат конфуцианские принципы отношения к военному делу, изложенные в Хун фане, Лунь юе, Си цы чжуани: военные действия – последнее на шкале государственных дел, но необходимое средство пресечения смут и восстановления «гуманности» (жэнь2), «должной справедливости» (и1), «благопристойности» (ли2) и уступчивости (жан).

Наиболее важные сочинения бин цзя – Сунь-цзы Сунь У (5–4 вв. до н.э.) и У-цзы У Ци (4 в. до н.э.). Вместе с пятью другими трактатами они были объединены в Семикнижие военного канона (У цзин ци шу), идеи которого легли в основу всех традиционных военно-политических и военно-дипломатических доктрин Китая, Японии, Кореи и Вьетнама.

Состав Семикнижия окончательно определился лишь в 11 в. В него вошли Лю тао (Шесть планов), Сунь-цзы [бин фа] (Сунь-цзы [о военном искусстве]), У-цзы [бин фа] (У-цзы [о военном искусстве]), Сыма фа (Правила Сыма), Сань люэ (Три стратегии), Вэй Ляо-цзы, Ли Вэй-гун вэнь дуй (Диалоги Ли Вэй-гуна). Традиционная версия приписывает Лю тао чжоускому полководцу Тайгун Вану (Люй Шан, 13 в. до н.э.), Сунь-цзы – Сунь У (конец 6 – 5 вв. до н.э.), У-цзы – У Ци (4 в. до н.э.), Сыма фа – Сыма (Тянь) Жанцзюю (6 – начало 5 вв. до н.э.), Вэй Ляо-цзы – Вэй Ляо (4 в. до н.э.), Сань люэ – Хуан Ши-гуну (3 в. до н.э.); Ли Вэй-гун вэнь дуй считался записью диалогов императора Тай-цзуна (627–649) династии Тан с его полководцем Ли Цзином (Вэйским гуном Ли). Однако фактически Лю тао составлен около 3–4 вв. н.э., Сань люэ в конце 6 – начале 7 вв., а утраченный текст Ли Вэй-гун вэнь дуй восстановлен не ранее 9 в. н.э. Иерархию этих трактатов в китайской культурной традиции отражает их последовательность в У цзин под редакцией Чжу Фу (11 в.): Сунь-цзы, У-цзы, Сыма фа, Вэй Ляо-цзы, Ли Вэй-гун вэнь дуй, Сань люэ, Лю тао. В 1972 в КНР был найден еще один фундаментальный трактат бин цзя, считавшийся утраченным к середине I тысячелетия – Сунь Бинь бин фа (Военные законы Сунь Биня).

Мировоззрение бин цзя основывается на представлении о циклическом характере всех космических процессов, являющихся переходом противоположностей друг в друга по законам взаимопревращения сил инь ян и циркуляции «пяти элементов» (у син1). Этот общий ход вещей есть путь «обращения к корню и возвращения к началу» (У-цзы), т.е. дао. В социальной жизни также действуют противоположности, в ней взаимообусловлены «культура» (вэнь) и оппозиционная ей «воинственность» (у2), «воспитание» (цзяо) и «управление» (чжэн3); в одних случаях необходимо опираться на конфуцианские «добродетели» (дэ1): «гуманность», «должную справедливость», «благопристойность», «благонадежность» (синь2), а в других – на противоположные им легистские принципы: «законность» (фа1), «наказуемость» (син4), «полезность/выгодность» (ли3), «хитрость» (гуй). Военная сфера – важная область государственных дел, а главное в военном искусстве – это победа без сражения, и тот, кто не понимает вредоносности войны, не способен понять и ее «полезности/выгодности». В подобной диалектике сведущи «властители судеб (мин1) народа» – талантливые и расчетливые полководцы, которые в иерархии победоносных факторов следуют за дао, Небом (тянь), Землей (ди2) и впереди закона (фа1), а потому (как и по учению моистов) должны быть почитаемы и независимы от правителя.


БИНЕ, АЛЬФРЕД (Binet, Alfred) (1857–1911), французский психолог. Родился 8 июля 1857 в Ницце (Франция). Окончив в 1878 лицей Св. Людовика в Париже, в 1892 стал ассистентом Анри Бони в Сорбонне, а после его отставки возглавил лабораторию в 1894. В 1895 совместно с А.Бони и Т.Рибо основал «Психологический ежегодник» («L'Anne psychologique»). В 1896 опубликовал книгу, посвященную психологии гипноза, а в последующие десять лет занимался экспериментальной психологией. Вместе с Т.Симоном занимался проблемами социальной и педагогической психологии, обращая особое внимание на измерение интеллекта человека. В 1905 появилась первая серия тестов Бине – Симона, в 1909 последовало ее продолжение. Тесты Бине – Симона нашли широкое применение. Одна из наиболее известных работ этих авторов – Современные идеи о детях (Les ides modernes sur les infants, 1909); среди других публикаций Бине – Умственное утомление (La Fatigue intellectuelle, 1898, совместно с В.Анри); Внушаемость (Le Suggestibilit, 1900); Анормальные дети (Les Enfants anormaux, 1907, совместно с Т.Симоном). Умер Бине в Париже 18 октября 1911.

БИОЛОГИЯ, наука о жизни, включающая все знания о природе, структуре, функциях и поведении живых существ. Биология имеет дело не только с великим множеством форм различных организмов, но также с их эволюцией, развитием и с теми отношениями, которые складываются между ними и окружающей средой.
Биологические науки можно классифицировать разными способами. Если исходить из типа изучаемых организмов, то двумя главными категориями будут ботаника, изучающая представителей царства растений, и зоология, имеющая дело с царством животных. Существуют и более мелкие подразделения. Так, например, ихтиология изучает рыб, орнитология – птиц, микология – грибы и т.д. Другие области биологии – это анатомия, физиология и эмбриология, исследующие соответственно структуру, функционирование и развитие целого организма или какой-либо его части. В свою очередь в пределах этих наук можно выделить специализации, связанные с типом изучаемых организмов; примеры тому – физиология животных, физиология растений, физиология человека или паразитология, объектом которой служат организмы, живущие внутри других организмов и использующие их в качестве источника пищи.

Основными структурными элементами, из которых состоят тела живых существ, являются клетки. Их строение, состав и функции изучает цитология. Другая биологическая наука, гистология, имеет дело со свойствами и структурой тканей, т.е. групп однотипных клеток, выполняющих в организме сходную функцию. Механизмы, посредством которых признаки, свойственные особям одного поколения, передаются следующим поколениям, исследует генетика. Классификацией животных и растений и установлением их родственных связей занимается таксономия, а изучением ископаемых остатков живых существ – палеонтология. Взаимоотношения организмов с окружающей средой составляют предмет экологии.

Новейшие физические и химические методы исследования позволяют количественно изучать молекулярные структуры и явления, лежащие в основе всех биологических процессов. Данное направление, затрагивающее сразу несколько биологических дисциплин, называют молекулярной биологией.


БИРС, АМБРОЗ ГУИНЕТТ (Bierce, Ambrose Gwinett) (1842 – ок. 1914), американский писатель-сатирик. В своих мрачных, пессимистических рассказах (Случай на мосту через Совиный ручей – An Occurence at Owl Creek Bridge, Чикамога – Chikamauga и другие) он исследовал темные стороны человеческого характера, во многих его произведениях присутствуют темы смерти и бессмысленности человеческого существования.
Родился 24 июня 1842 в Хорс-Кейв (шт. Огайо), в семье набожных фермеров из Коннектикута. Был десятым из тринадцати детей в семье. Систематического образования не получил.

В апреле 1861 записался добровольцем в армию, служил штабным офицером и инженером-топографом. В 1866 поселился в Сан-Франциско. Вскоре решил стать писателем, познакомился с Б.Гартом, Ч.Стоддардом и другими литераторами. К 1868 он уже писал хронику и очерки в журнал «Калифорниец» («Californian»), а в декабре 1869 стал обозревателем газеты «Ньюс-Леттер» («News-Letter»). 25 декабря 1871 Бирс женился на Мэри Эллен Дей (Day), и в 1872 молодожены отправились в Лондон в свадебное путешествие. Бирс оставался там до 1877. В ту пору лондонское общество переживало увлечение писателями американского Запада, и «горький Бирс», как его прозвали, завоевал определенную известность. В Лондоне вышли три сборника его рассказов: Самородки с песком, намытые в Калифорнии (Nuggets and Dust Panned out in Califirnia, 1872), Бесовские восторги (The Fiend's Delight, 1872) и Паутина из пустого черепа (Cobwebs from an Empty Skull, 1874).

В 1877 Бирс вернулся в Сан-Франциско, где начал сотрудничать с «Оверленд мансли» («Overland Monthly») и опубликовал частично Словарь Сатаны (The Devil's Dictionary). Его первая книга Рассказы о военных и штатских (Tales of Soldiers and Civilians, 1891, 1895), впоследствии озаглавленная Посреди жизни (In the Midst of Life), была с энтузиазмом встречена критикой. Бирса называли мастером едкого юмора, неожиданных развязок, контрастов ужасного и прекрасного. Затем появились Черные жуки в янтаре (Black Beetles in Amber, 1892), Может ли это быть? (Can Such Things Be?, 1893), Фантастические басни (Fantastic Fables, 1899), Лексикон циника (The Cynic's Word Book, 1906), впоследствии переименованный в Словарь Сатаны (1911), – сборник остроумных определений, Тень на циферблате (The Shadow on the Dial, 1909) и Cобрание сочинений (Collected Works, 1909–1912) – 12 томов прозы и поэзии.

Пережив смерть жены и сыновей, больной астмой Бирс остро ощущал усталость от жизни. В конце 1912, приведя в порядок дела, он навестил дочь Элен, пообещав писать из Мексики. 26 декабря 1913 он написал ей письмо из Чиуауа, и больше от него не было никаких известий.

БИСМАРК, ОТТО ФОН (Bismarck, Otto von) (1815–1898), германский государственный деятель, рейхсканцлер Германской империи. Родился 1 апреля 1815 в семейном поместье Шёнхаузен в Бранденбурге, третий сын Фердинанда фон Бисмарка-Шёнхаузена и Вильгельмины Менкен, при рождении получил имя Отто Эдуард Леопольд.
В 17 лет Бисмарк поступил в Гёттингенский университет, где изучал право. В бытность студентом получил репутацию гуляки и драчуна, отличался в дуэльных поединках. В 1835 получил диплом и вскоре был зачислен на работу в Берлинский муниципальный суд. В 1837 занял должность податного чиновника в Ахене, годом позже – ту же должность в Потсдаме. Там он вступил в Гвардейский егерский полк. Осенью 1838 Бисмарк переехал в Грейфсвальд, где помимо исполнения своих военных обязанностей изучал методы разведения животных в Эльденской академии. Денежные потери его отца вместе с врожденным отвращением к образу жизни прусского чиновника заставили его в 1839 оставить службу и принять на себя руководство семейными владениями в Померании. Бисмарк продолжил свое образование, принявшись за труды Гегеля, Канта, Спинозы, Д.Штрауса и Фейербаха. Кроме того, он путешествовал по Англии и Франции. Позднее присоединился к пиетистам.

После смерти отца в 1845 семейная собственность была разделена и Бисмарк получил поместья Шёнхаузен и Книпхоф в Померании. В 1847 он женился на Йоханне фон Путткамер. Среди его новых друзей в Померании были Эрнст Леопольд фон Герлах и его брат, которые не только находились во главе померанских пиетистов, но и входили в группу придворных советников. Бисмарк, ученик Герлахов, стал известен благодаря своей консервативной позиции в ходе конституционной борьбы в Пруссии в 1848–1850. Противодействуя либералам, Бисмарк способствовал созданию различных политических организаций и газет, включая «Новую прусскую газету» («Neue Preussische Zeitung»). Он был депутатом нижней палаты парламента Пруссии в 1849 и Эрфуртского парламента в 1850, когда выступил против федерации германских государств (с Австрией или без нее), ибо верил, что это объединение укрепит набиравшее силу революционное движение. В своей Ольмюцской речи Бисмарк выступил в защиту короля Фридриха Вильгельма IV, капитулировавшего перед Австрией и Россией. Довольный монарх написал о Бисмарке: «Ярый реакционер. Использовать позже».

В мае 1851 король назначил Бисмарка представителем Пруссии в союзном сейме во Франкфурте-на-Майне. Там Бисмарк практически сразу же пришел к заключению, что целью Пруссии не может быть германская конфедерация при господствующем положении Австрии и что война с Австрией неизбежна, если господствующие позиции в объединенной Германии займет Пруссия. По мере того как Бисмарк совершенствовался в изучении дипломатии и искусстве государственного управления, он все больше отдалялся от взглядов короля и его камарильи. Со своей стороны, и король начал терять доверие к Бисмарку. В 1859 брат короля Вильгельм, бывший в то время регентом, освободил Бисмарка от его обязанностей и направил посланником в Санкт-Петербург. Там Бисмарк сблизился с российским министром иностранных дел князем А.М.Горчаковым, который содействовал Бисмарку в его усилиях, направленных на дипломатическую изоляцию сначала Австрии, а затем и Франции.

Министр-президент Пруссии. В 1862 Бисмарк был направлен посланником во Францию ко двору Наполеона III. Вскоре он был отозван королем Вильгельмом I для разрешения противоречий в вопросе о военных ассигнованиях, который бурно обсуждался в нижней палате парламента. В сентябре того же года стал главой правительства, а чуть позже – министром-президентом и министром иностранных дел Пруссии. Воинствующий консерватор, Бисмарк объявил либеральному большинству парламента, состоявшему из представителей среднего класса, что правительство продолжит сбор налогов, сообразуясь со старым бюджетом, ибо парламент из-за внутренних противоречий не сможет принять новый бюджет. (Эта политика продолжалась в 1863–1866, что позволило Бисмарку провести военную реформу.) На заседании парламентского комитета 29 сентября Бисмарк подчеркивал: «Великие вопросы времени будут решаться не речами и резолюциями большинства – это была грубая ошибка 1848 и 1949 годов, – но железом и кровью». Поскольку верхняя и нижняя палаты парламента были неспособны выработать единую стратегию по вопросу о национальной обороне, правительству, по мнению Бисмарка, следовало проявить инициативу и вынудить парламент согласиться с его решениями. Ограничив деятельность прессы, Бисмарк предпринял серьезные меры для подавления оппозиции.

Со своей стороны, либералы подвергли резкой критике Бисмарка за предложение поддержать российского императора Александра II в подавлении польского восстания 1863–1864 (конвенция Альвенслебена 1863). В течение следующего десятилетия политика Бисмарка привела к трем войнам, итогом которых стало объединение в 1867 германских государств в Северо-германский союз: войне с Данией (датская война 1864), Австрией (австро-прусская война 1866) и Францией (франко-прусская война 1870–1871). 9 апреля 1866, на следующий день после подписания Бисмарком секретного соглашения о военном союзе с Италией в случае нападения на Австрию, он представил на рассмотрение бундестага свой проект германского парламента и всеобщего тайного избирательного права для мужского населения страны. После решающей битвы при Кётиггреце (Садовой) Бисмарк сумел добиться отказа от аннексионистских претензий Вильгельма I и прусских генералов и предложил Австрии почетный мир (Пражский мир 1866). В Берлине Бисмарк внес в парламент законопроект, освобождающий его от ответственности за неконституционные действия, который был утвержден либералами. В последующие три года секретная дипломатия Бисмарка была направлена против Франции. Публикация в прессе Эмсской депеши 1870 (в редакции Бисмарка) вызвала такое возмущение во Франции, что 19 июля 1870 была объявлена война, которую Бисмарк фактически выиграл дипломатическими средствами еще до ее начала.


БИТЛЗ (англ.The Beatles) – английский вокально-инструментальный квартет, несомненно, самый популярный музыкальный ансамбль 1960-х годов. Участники ансамбля – Джон Леннон (9 октября 1940 – 8 декабря 1980), Пол Маккартни (р. 18 июня 1942), Джордж Харрисон (25 февраля 1943 – 29 ноября 2001) и Ринго Старр (настоящее имя Ричард Старки, р. 7 июля 1940) – уроженцы Ливерпуля и выходцы из пролетарской среды. «Битлз» (Леннон, Маккартни и Харрисон – гитары и вокал, Старр – ударные) создали стиль, для которого характерны громкое звучание (достигаемое применением инструментов с электроусилителями) и резко выраженный бит (ритмическая пульсация).
Ансамбль зародился в 1956 на совместных выступлениях Леннона и Маккартни, к которым вскоре присоединился Харрисон. Два года с ними играл ударник Питер Бест, но в 1962 его сменил Старр. Название «Битлз» утвердилось за группой, вытеснив другие наименования: «Куорримен», «Мун догз», «Муншайнерс» и «Силвер битлз». Каламбурное название квартета, вызывающее ассоциации с названием насекомого (beetle – «жук») и обозначением ритмической пульсации (beat – «бит»), своим рождением обязано и остроумной выдумке Леннона, и группе Бадди Холли «Крикетс» («Сверчки»).

Поначалу «Битлз», подобно другим ливерпульским группам, выступали в небольших клубах. Их музыка не отличалась оригинальностью: традиционная мешанина британских и американских ритмов – рок-н-ролла, скиффла (импровизационной музыки, исполнявшейся английскими самодеятельными артистами на необычных инструментах: стиральной доске, детской дудке, квадратной гитаре и т.п.) и простенькой разновидности джаза 1920–1930-х годов, лежавшего в основе рок-н-ролла и скиффла. Но основное внимание публики привлекали сами молодые исполнители. Подросткам ужасно нравились озорные остряки Леннон и Маккартни, авторы большинства песен ансамбля, печальный клоун Старр, любивший кольца и поэтому выбравший себе псевдоним «Ринго», и тихоня с непроницаемым лицом Харрисон, лидер-гитарист, сочинивший несколько «битловских» хитов.

В 1961 их менеджером стал Брайен Эпстайн, молодой торговец грампластинками. Он начал с того, что изменил их имидж (в частности, вместо кожаных курток появились дорогие строгие костюмы). После выступления «Битлз» в лондонском эстрадном театре «Палладиум» в 1963 они прославились на всю страну, а сенсационный успех на американском телевидении годом позже принес им международную известность.

В фильмах Вечер тяжелого дня (A Hard Day's Night, 1964) и На помощь! (Help! 1965) кинематографические фантазии американского режиссера Ричарда Лестера в сочетании с присущей «Битлз» тягой к иронии и фарсу создали атмосферу, близкую к комедиям братьев Маркс. В этих отнюдь не сентиментальных фильмах нашлось место и для умело сделанного сентиментального шлягера (к примеру, песня Я хочу держать тебя за руку) – тут Леннон и Маккартни были просто виртуозами.

Вышедший в 1967 альбом Оркестр клуба «Одинокие сердца» сержанта Пеппера (Sergeant Pepper's Lonely Hearts Club Band) показал, что «Битлз» вступили в пору музыкальной зрелости. По-видимому, это был первый рок-альбом, в основе которого лежала некая сквозная тема; в нем с мягкой иронией комментировалась жизнь в современном индустриальном обществе – конфликт отцов и детей, влияние наркотиков, культура среднего класса. Мелодичные песни отмечены четким ритмическим рисунком и новаторским богатством аранжировки. Использовались оригинальные электронные шумы. Стонал ситар, индийский струнный инструмент (Харрисон брал уроки игры на ситаре у знаменитого Рави Шанкара). Проявилось воображение аранжировщика и дирижера Джорджа Мартина, угадывалось руководство менеджера Б.Эпстайна, который с 1963 до своей смерти в 1967 был соавтором их успеха.

Альбом Сержант Пеппер доказал, что «Битлз» – феноменальное явление, а не сенсация-однодневка, возникшая на гребне «битломании». Экспериментируя с классической, восточной и электронной музыкой, «Битлз» привнесли в популярную музыку живой ищущий дух, одновременно расширив аудиторию своих поклонников, среди которых появились молодые интеллектуалы и бизнесмены. Список шлягеров «Битлз» весьма обширен: это Мишель (Michelle), Вчера (Yesterday), Элеонора Ригби (Eleanor Rigby), На помощь! (Help!), Человек ниоткуда (Nowhere Man), Один день из жизни (A Day in the Life), Норвежская мебель (Norwegian Wood), Люси на небе в алмазах (Lucy in the Sky with Diamonds), Желтая субмарина (Yellow Submarine), Пенни-лейн (Penny Lane), Земляничные поляны (Strawberry Fields), Шут на холме (The Fool on the Hill), Эй, Джуд! (Hey Jude).

Помимо совместного участия в записях, концертных выступлениях, кинофильмах, двое участников ансамбля, Леннон и Маккартни, занимались индивидуальным творчеством. Леннон написал книги В своем праве-писании (In His Own Write, 1964), Испанец на работе (A Spaniard In the Works, 1965) – сборники прозы и стихов с замысловатыми каламбурами. Маккартни, оставаясь в русле чисто музыкального творчества, написал музыку к фильму Семейная жизнь (The Family Way, 1967). В 1970 вышел последний альбом «Битлз» Пусть будет так (Let It Be). В том же году группа распалась, и каждый из участников ансамбля пошел своим путем. Леннон выпустил несколько альбомов в соавторстве со своей женой, художницей Йоко Оно. В 1980 он был застрелен одним из своих фанатов в Нью-Йорке.

Трое оставшихся «битлов» воссоединились в 1995 для записи Антологии «Битлз» (The Beatles Anthology), альбома на двух компакт-дисках, куда вошли ранее не издававшиеся студийные записи и концертные выступления. Особый интерес к этому изданию вызвала «новая» песня «Битлз» Свободен как птица (Free as a Bird), где Маккартни, Харрисон и Старр наложили свои голоса и инструментальное сопровождение на рабочую запись, сделанную Ленноном незадолго до гибели. После этого издания вышло еще две антологии (обе в 1996), причем вторая также включала еще одну «новую» песню Настоящая любовь (Real Love), в которой трое «битлов» озвучили архивную запись Леннона.

Гастроли Пола Маккартни впервые состоялись 24 мая 2003 на Красной площади в Москве.


БИЧЕМ, ТОМАС (Beecham, Thomas) (1879–1961), английский импресарио и дирижер. Родился 29 апреля 1879 в Сент-Хеленс (близ Ливерпуля) в семье преуспевающего фабриканта, что впоследствии дало Бичему возможность создать и финансировать несколько английских оркестров и оперных трупп. Впервые выступил как дирижер в 1905 с оркестром «Куинс-Холл» в Лондоне; открыл свои оперные сезоны в 1908. Был дирижером в лондонском оперном театре «Ковент-Гарден» (с 1910), дирижировал спектаклями дягилевских «Русских сезонов» в Лондоне (1911). Получил титул сэра в 1916. В 1932 основал Лондонский филармонический оркестр, а в 1947 – Королевский филармонический оркестр (совершил с ним концертное турне по США в 1949). Особый интерес вызывала у Бичема английская музыка 18 в., он составил и инструментовал ряд оркестровых сюит из сочинений Генделя и его современников. Умер Бичем в Лондоне 8 марта 1961.

БИША, МАРИ ФРАНСУА КСАВЬЕ (Bichat, Marie Francois Xavier) (1771–1802), французский анатом, физиолог и врач. Родился 11 ноября 1771 в Туарете в семье врача. Прослушал курс лекций по медицине в Лионе. В 1793 уехал в Париж, где изучал хирургию под руководством П.Дезо, а после смерти учителя занялся изданием его трудов. С 1797 читал лекции по анатомии, физиологии и хирургии. В 1800 был назначен врачом парижской больницы Отель-Дьё, где работал до конца жизни.
Биша – основоположник науки о тканях человеческого тела. По его мнению, ткани – это основные структурные и физиологические единицы живого. Каждому типу ткани присуща своя специфическая функция: нервной ткани – чувствительность, мышечной – сократимость и т.д., а также свои морфологические, химические и биологические свойства. Биша дал научную классификацию тканей, которые, по его представлениям, объединяются в системы и формируют органы. Болезнь Биша рассматривал как локальный процесс, охватывающий лишь определенные органы, ткани и клетки организма. Ученый дал систематическое описание тканей у людей, умерших от различных болезней. Эти исследования наряду с другими легли в основу современной патологической анатомии.

Биша стоял на позициях несводимости законов органического мира к законам неорганической природы, верил в существование «жизненной силы» – непознаваемой субстанции, отличающей живое от неживого.

Среди трудов ученого – Физиологические исследования о жизни и смерти (Recherches physiologiques sur la vie et la mort, 1800); Приложения общей анатомии к физиологии и медицине (Anatomie generale appliquee a la physiologie et a la medicine, 2 vols, 1801). Биша успел завершить два из пяти задуманных томов Описательной анатомии (Traite d'anatomie descriptive, 1801–1803). Три последних тома, законченные М.Бюиссоном и П.Ру, были опубликованы в 1805. Умер Биша в Лионе 22 июля 1802.

БЛАВАТСКАЯ, ЕЛЕНА ПЕТРОВНА (1831–1891) – выдающаяся русская женщина-мыслитель, основательница теософического движения.
Родилась в Екатеринославе 31-го июля 1831. Отец – полковник П.А.фон Ган и мать Е.А.Ган, известная романистка, протестовавшая в своих сочинениях против бесправного положения женщин – умерли, когда девочка была совсем маленькой. Воспитывали ее дедушка и бабушка по матери, чье родство восходило к династии Рюриковичей, причем бабушка – княгиня Е.П.Долгорукая – была высокообразованной женщиной, знавшей пять языков и известной своими научными трудами. Старшая сестра Елены – В.П.Желиховская – унаследовала литературный талант матери, а один из двоюродных братьев – С.Ю.Витте – стал выдающимся реформатором, финансистом, общественным деятелем.

Раннее детство Елены прошло в Саратове, где ее дед был губернатором. В 1844 девочку отправили в Лондон, а затем в Париж учиться музыке. Уже тогда обнаружились ее особые способности к языкам. В 1848 вышла замуж за немолодого уже вице-губернатора Еревана Н.В.Блаватского: не столько по любви, сколько из желания обрести полную независимость. Брак был и оставался фиктивным. Через три месяца после свадьбы Елена покинула мужа и бежала на Восток, начав экстравагантный образ жизни любопытствующей путешественницы. Из Турции, которая оказалась на ее пути первой, она переехала в Египет, а оттуда в Грецию, живя на деньги, которые ей присылали родственники.

В 1851 в Лондоне Блаватской встретился индус-раджпур «Учитель Морью». Он увлек ее философскими учениями, связанными с религиозной мистикой. В 1851–1857 она – уже будучи под его влиянием – посетила Канаду, США, Мексику, Южную Америку и острова Вест-Индии, побывала в Индии. В 1855 ей удалось – первой из русских женщин – проникнуть на Тибет, где (под руководством все того же Учителя Морью) она прошла первые этапы своей «философической» подготовки. В 1858 посетила Францию и Германию, оттуда неожиданно и ненадолго приехала к родным в Россию, привезя с собой увлечение спиритическими сеансами и буквально «заразив» этим увлечением петербургское общество.

С 1860 по 1863 странствовала – на этот раз по Кавказу, переживая мучительный духовный и физический кризис и обретая умение убеждать и проповедовать. Осенью 1863 вновь покинула Россию и вновь много путешествовала – по Балканам, Египту, Сирии и Италии, переживая фантастические приключения и проходя через многочисленные испытания. Пережив кораблекрушение в Средиземном море, она – добравшись до Каира – основала свое первое Societe Spirite («Спиритическое Общество»), которое, однако, вскоре распалось.

Весной 1873, после очередных странствий по Востоку, Блаватскую вновь можно было видеть вначале в Париже, а затем в Нью-Йорке, где и началась ее публичная деятельность. Ее целью было, с одной стороны, бросить вызов укоренившимся представлениям и догмам скомпрометировавшей себя теологии, а с другой – оспорить не менее догматические воззрения науки своего времени. В США она обрела первых верных друзей и сподвижников. Среди них выделялись двое – полковник американской армии, сражавшийся за свободу невольников Х.С.Олькотт (впоследствии видный теософ, автор книги Люди с того света) и молодой адвокат-ирландец У.К.Джадж. Оба ярые противники материализма, они не отрицали пользы, принесенной «огрубевшему в безверии миру» неожиданным вторжением в него спиритизма, и потому мистические идеи Блаватской оказались созвучны их представлениям о том, что можно предпринять, чтобы изменить этот «огрубевший» мир. Они помогли Блаватской с организацией и регистрацией 7 сентября 1875 главного детища ее жизни – Теософического общества (от Theos – бог и Sophia – мудрость). На первом его собрании в тесноватой квартире русской эмигрантки присутствовало всего 17 человек.

Задачами общества «богомудров» были объявлены: (1) достижение всемирного братства людей без различия происхождения и вероисповедания, расы, пола и цвета кожи; (2) изучение восточной мудрости, мировых религий и наук, распространение и изучение арийских и иных восточных языков; (3) исследование необъясненных законов Природы и сил, сокрытых в человеке, – психических и духовных, стремление к «самоусовершенствованию нравственному и к посильной помощи своим ближним – как духовной, так и (при возможности) материальной».

Члены общества «богомудров» обязывались вносить дух этих учений в свою индивидуальную жизнь, помогать в распространении теософских знаний среди друзей, знакомых, родственников; рассматривать себя как частицу коллективного человечества, «жить для всех», стремиться к всеобщему равноправию, быть готовыми к самопожертвованию и бояться лишь суда своей совести. Создательница теософического учения полагала, что каждый индивид должен слушать лишь «голос своего Высшего Я – того божественного Начала, которое составляет его истинную суть». «Идеальные законы, – писала она – могут быть приняты только интуицией, они выше области аргументов и диалектики». Каким путем Блаватской открылись «все тайны познания» мира и Вселенной, как она обрела фантастическую интуицию, позволявшую видеть «насквозь» любую философскую теорию, – было не ясно и ей самой. «Как могло случиться, – спрашивала она в письме к сестре, – что я до зрелых лет, как тебе известно, круглый неуч, вдруг стала феноменом учености в глазах людей действительно ученых? Я – психологическая задача, ребус и энигма для грядущих поколений. Вхожу с учеными в диспуты и выхожу победительницей…»

Пытаясь объединить религию и философию, Блаватская в опубликованной ею в 1877 в Нью-Йорке книге Разоблаченная Исида, призывала «бороться с фанатизмом, в какой бы форме он ни проявлялся – религиозной, научной или социальной, и в особенности с ханжеством во всех его разнообразных видах». «Существует большая разница между установленными религиями и Теософией, – полагала она – Религии опираются на доверие и суеверие, представляют собой веру в авторитет; Теософия же опирается на убеждение и представляет собой веру в свою духовную интуицию. Она не придерживается никакой религии и никакой философии». Любимым изречением Блаватской было «Нет религии выше истины».

Несмотря на эти заявления о «не связанности» ни с одной религией или философией, теософия Блаватской открыла путь на Запад буддистам и кришнаитам, йогам и любителям медитаций, множеству древних религиозных учений – в том числе о карме и инкарнации. Все это сформировало противоречивое отношение к Блаватской и в Новом, и в Старом Свете: для одних она представала отважной странницей, чья жажда познания неизведанного открыли ей пути за границы видимого и осязаемого. Для других она была не более чем политической интриганткой, авантюристкой, ведь свой наставнический авторитет она пыталась обосновать «непосредственными связями» со «старшими братьями», «Братством Махатм» – бесстрастными, блаженными и всемогущими обладателями высшей мудрости, безотлучно пребывающими где-то в горах Тибета и в своих сношениях с людьми нарушающими законы материальной природы.

Для убеждения колеблющихся адептов и для успешной вербовки новых Блаватская стала демонстрировать эти «нарушения» (падающие ей в руки с потолка «письма прямо из Тибета», необъяснимые и внезапные появления неизвестно откуда цветов, чудеса «энергообменов» и т.п.). На этой почве разыгрался крупный скандал, вызвавший подробное расследование, в результате которого Блаватская была признана Английским обществом психических расследований простой обманщицей, гипнотизеркой, морочившей простаков ложными чудесами.

В 1878 основатели Теософского общества и сама основательница великого идеалистического движения вынужденно переселились в Бомбей, но оттуда в 1884 г. Блаватская (которую уважительно и благоговейно ученики стали именовать «Madame» или «Эйч-пи-би» – HPB – английские инициалы имени знаменитой теософки) снова вернулась в Европу. Ее окружали все новые последователи и почитатели. В последние годы жизни Блаватская написала несколько книг (Тайная доктрина, Ключ к теософии), много политических и этнографических статей и рассказов о путешествиях, основала журналы «Theosophist» и «Lucifer» (в Британии) и «Lotus blеu» (во Франции).

Скончалась 8 мая 1891. Прах – по ее завещанию – был сожжен, а пепел разделен между тремя центрами теософского движения (Лондон, Нью-Йорк и Адъяр (близ Мадраса). День смерти «Madame» последователи теософского учения во всем мире отмечают по сей день как «День белого лотоса».

На русский язык через двадцать лет после смерти Блаватской была переведена ее книга Голос безмолвия (1909) и некоторые статьи («Вопросы теософии», вып. II, СПб, 1910). Интерес к ее учению был велик в эпоху декадентского увлечения Востоком и попытками синтеза религии, науки и философии. Научное исследование феномена теософии началось уже во второй половине XX столетия. В настоящее время в теософии видят синкретизм религии, лишенной полноценного, традиционного эзотеризма, элементов рационалистической науки (прежде всего эволюционистских теорий) и абстрактной философии, не соответствующей традиционным архетипам. Парадоксальным образом теософия сама является своеобразной псевдо-религией, требующей к себе веры. Это, однако не уменьшает ее популярности в современном западном мире, уставшем от бездуховности. В советское время имя Блаватской в России было под негласным запретом. Переиздания ее книг и рост интереса к ее теории – характерная черта переломной эпохи нового «рубежа веков» ( 20 и 21 -го).

Другие сочинения Е.П.Блаватской: В поисках оккультизма. М., 1996; Ключ к Теософии. М., 1996

БЛАГОВЕЩЕНИЕ. В Евангелии от Луки (1:26-38) рассказывается, как архангел Гавриил был послан Богом возвестить Марии, деве, обрученной с Иосифом, что ей предстоит зачать от Духа Святого и родить младенца Иисуса, который станет Мессией и наречется Сыном Божьим. Смущенная приветствием ангела, Мария затем уверилась в правдивости его обещания и выразила свою веру словами: «да будет Мне по слову твоему».
Начиная по крайней мере со 2 в. Благовещение рассматривалось как первый акт в христианской истории искупления, в котором послушание Девы Марии уравновешивает непослушание Евы (толкование Иринея Лионского). Днем празднования Благовещения было установлено 25 марта, за девять месяцев до Рождества. С 4 в. существует и другое объяснение этой даты: искупление действительно должно было начаться с зачатия Христа в день весеннего равноденствия, который по традиции считали днем сотворения мира, и в месяц смерти и воскресения Христова (т.е. Пасхи). В Средние века отсчет дней в году нередко вели от праздника Благовещения (в Англии этот обычай сохранялся до 1752).

Первые изображения сцены Благовещения относятся к 5 в. (первоначально в традиции иллюминированных рукописей), и впоследствии Благовещение становится излюбленным сюжетом в христианском искусстве и постоянной темой византийских икон, средневековой скульптуры и ренессансной живописи.

Слова, которыми ангел приветствовал Марию, легли в основу молитвы «Аве Мария» («Радуйся, Мария», в православной традиции «Богородице, Дево, радуйся»), а впоследствии – позднесредневековой молитвы «Ангелюс».

БЛАГОСЛОВЕНИЕ (греч. eulogia, лат. benedictio), акт или формула благословения как средства сообщения милости Божьей лицу, принимающему благословение, или акт или формула освящения некоторого объекта. Благословения часто упоминаются в Ветхом Завете, где обычно их давали священники. В христианской церкви преподание благословения еще в древности стало считаться функцией духовенства. Позднее, в протестантизме, необходимость в посредничестве священнослужителей почти повсеместно отрицалась.
Благословением в Римско-католической церкви обычно называют формулу благословения брака, рукоположения во священство и множество других христианских литургических чинов. Его используют также для обозначения особых обрядов освящения различных объектов, пепла, свечей и воды; «благословением Св. Причастия» называют чин поклонения освященным евхаристическим Дарам. Некоторые молитвы и гимны этого чина восходят к 14 в. и принадлежат Фоме Аквинскому.


БЛАЖЕНСТВА ЗАПОВЕДИ, торжественные благословения, произнесенные Иисусом над теми людьми, жизнь которых отвечает определенным условиям. Заповеди блаженства в их традиционной форме приводятся в Евангелии от Матфея (5:3-12), где каждый новый стих начинается словом «блаженны» (отсюда «Блаженны» – название соответствующего церковного песнопения). Заповеди блаженства выражают основной закон Царства Небесного, перечисляют, в чем состоит христианское совершенство, и обещают духовное воздаяние. В иной и более краткой редакции Заповеди блаженства приводятся у Луки (6:20-23). В той форме, в которой они содержатся у Матфея, заповеди блаженства поются в православных церквах во время литургии.

БЛАЙДЕН, ЭДВАРД УИЛМОТ (Blyden, Edward Wilmot) (1832–1912), идеолог панафриканизма. Родился 3 августа 1832 на острове Сент-Томас (Виргинские острова) в семье, считавшейся потомками ибо из Нигерии. В 1850 пытался поступить в один из теологических колледжей США. В 1851, вдохновленный идеями панафриканизма, эмигрировал в Либерию.
В 1851–1871 Блайден жил в Либерии, затем попеременно в Либерии и британских колониях Лагос и Сьерра-Леоне. Часто посещал Великобританию и США. Редактор «Либерия геральд» («Liberia Herald») в 1856–1857; пресвитерианский священнослужитель в 1858; профессор Либерийского колледжа в 1880–1884; государственный секретарь Либерии в 1864–1866; посол Либерии в Британии в 1877–1878 и 1892; посол Либерии в Британии и Франции, 1905; основатель и редактор сьерра-леонской газеты «Нигроу» («Negro»); чиновник администрации колонии Сьерра-Леоне по работе во внутренних районах, 1872–1873; представитель Американского колонизационного общества в США, 1889–1890; чиновник администрации колонии Лагос по делам местного населения, 1896–1897; директор системы образования для мусульман в Сьерра-Леоне, 1901–1906. В 1885 баллотировался на пост президента Либерии. Автор книг Христианство, ислам и негроидная раса (Christianity, Islam, and the Negro Race, 1887) и Жизнь и обычаи Африки (African Life and Customs, 1908), Блайден считал европейский колониализм одним из средств обеспечения единства Западной Африки, ее стабильности и материального прогресса.

Умер Блайден во Фритауне (Сьерра-Леоне) 7 февраля 1912.

БЛАН, ЛУИ (Blanc, Louis) (1811–1882), французский социалист. Родился 29 октября 1811 в Мадриде во французской семье. В 1913 семья перебралась во Францию. До отъезда в Париж в 1830 Блан учился в Королевском колледже де Родес. Стал журналистом, издавал журнал «Бон сан» («Bon Sens»), в 1839 основал газету «Ревю дю прогре» («Revue du Progrs»), где изложил свои экономические идеи. Позднее опубликовал книгу Организация труда (L'Organisation du travail). Основу его социализма составляет идея «общественных мастерских» – производственных кооперативов с выборным руководством и равной оплатой труда. Однако к 1847 Блан отказался от принципа равной оплаты и предложил принцип «пропорционального равенства». Защищал механизированное производство, выдвигал идею объединения всех мастерских и планового производства. Считал, что экономическая конкуренция должна быть ликвидирована, вместо нее следует ввести т.н. принцип братства. Еще одна важная идея Блана – финансирование общественных мастерских демократическим государством. В 1848, в дни февральской революции во Франции, Блан стал членом временного правительства Второй республики. После подавления революции вынужден был эмигрировать в Англию.
Благодаря Истории десяти лет: 1830–1840 (Histoire de dix ans 1830–1840, 1841–1844) Блан стал известным критиком июльской монархии 1830–1848. Основной его труд – История французской революции (Histoire de la rvolution francaise, t. 1–12, 1847–1862). Среди его работ – История революции 1848 года (Histoire de la rvolution de 1848, 1870), Главные вопросы сегодняшнего и завтрашнего дня (Questions d'aujourd'hui et de demain, 1873–1874) и Десять лет истории Англии (Dix annes de l'histoire d'Angleterre, 1879–1981).

Вернувшись во Францию в сентябре 1870, Блан был избран в Национальное собрание, выступил с осуждением Франкфуртского мирного договора и Парижской коммуны. Умер Блан в Каннах 6 декабря 1882.

 

* ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*

тел. 728 - 3241

 

* ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*

тел. 728 - 3241

 

ЗАКАЗАТЬ РЕФЕРАТ

ЗАКАЗАТЬ КУРСОВУЮ

ЗАКАЗАТЬ ДИПЛОМ

Новости образования

Все о ЕГЭ

Учебная литература on-line

Статьи о рефератах

Образовательный софт


   E-mail:info@troek.net

Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
 Тел: (495) 728- 32-41

| Главная | Рефераты на заказ | Типы работ | Предметы и темы | Гарантии | Цены | Заказ и оплата | В помощь студенту |
| Партнерство и рекламма | Вузы Москвы | Вакансии | Разное |

Copyright © 2002 " ТРОЕК НЕТ". All rights reserved.
Web - master: info@troek.net