Реферат, курсовой проект, дипломная работа, эссе, сочинение, контрольная, аналитическая справка на заказ
Главная
Рефераты на заказ
Типы работ
Предметы и темы
Гарантии
Цены
Заказ и оплата
В помощь студенту
Партнерство и реклама
ВУЗы Москвы
Вакансии
Разное





Rambler's Top100


Заказ диплома Заказ курсовой Заказ реферата Заказать диплом курсовой проект дипломнаую работу, эссе, сочинение на заказ
Заказать реферат, курсовую работу, дипломный проект, эссе, сочинение, контрольную работу, аналитическую справку, отчет по практике бизнес-план предприятия экономика право
 

 

* ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*

тел. 728 - 3241

БРЭСТЕД, ДЖЕЙМС ГЕНРИ (Breasted, James Henry) (1865–1935), американский египтолог. Родился в Рокфорде (шт. Иллинойс) 27 августа 1865. Учился в Чикагской богословской семинарии, Йельском и Берлинском университетах. В 1894 был назначен ассистентом кафедры египтологии Чикагского университета, с 1905 – профессор египтологии и истории Востока. По предложению Королевских Академий Германии Брэстед предпринял копирование и систематизацию египетских надписей в музеях Европы, содействовал составлению Берлинского Египетского словаря. Это позволило ему собрать материал для ставшего классическим труда Древнеегипетские тексты: исторические документы с древнейших времен до персидского завоевания (Ancient Records of Egypt: Historical Documents from the Earliest Times to the Persian Conquest, v. 1–5, 1906–1907). Эти изыскания послужили основой для написания Истории Египта (History of Egypt, 1905), также образцового труда в данной области.
Среди других работ Брэстеда – Древние эпохи (Ancient Times, 1916), хрестоматия по древней истории; Победа цивилизации (The Conquest of Civilization, 1926) и У истоков сознания (The Dawn of Conscience, 1933), где обсуждается широкий круг гуманистических идей. Битва при Кадеше (Battle of Kadesh, 1903) – не утратившее до сих пор значения исследование первого в человеческой истории хорошо документированного сражения. Лучшей работой Брэстеда считается монументальный труд Хирургический папирус Эдвина Смита (Edwin Smith Surgical Papyrus, 1930).

Кроме занятий филологией и историей, Брэстед проводил археологические исследования. В 1905–1907 руководил экспедицией в Египет и Судан. В 1919 основал Восточный институт при Чикагском университете и в качестве его директора продолжил полевые археологические работы, организовав экспедиции в Египет, Палестину, Турцию, Ирак и Иран (в том числе раскопки в Луксоре, Мегиддо и Персеполе). Восточный институт стал крупнейшим в западном полушарии центром по изучению Ближнего Востока и его археологии. Умер Брэстед в Нью-Йорке 2 декабря 1935.

БРЮНЕЛЬ, МАРК ИЗАМБАР (Brunel, Marc Isambard) (1769–1849), английский изобретатель. Родился 25 апреля 1769 в Аквиле (Нормандия, Франция). В 1786 поступил во французский флот и служил в Вест-Индии. Во Францию вернулся в 1792, в самый разгар революции; как убежденный роялист вынужден был эмигрировать в США. Работал инженером-строителем, в 1796 стал главным инженером Нью-Йорка, но вскоре уехал в Англию. Пытался заинтересовать британское правительство проектом внедрения механизации в строительство кораблей на стапелях. Этот проект, коренным образом изменивший технологию создания стапель-блоков, был претворен в жизнь в 1806 на верфи в Портсмуте. Позже Брюнель изобрел несколько пил с механическим приводом, трикотажную машину для вязки чулок, станок для копирования чертежей, гвоздильный станок. Занимался конструкциями мостов и переправ. В 1824 была создана компания для строительства по его проекту первого тоннеля под Темзой. Работы были закончены лишь в 1843, поскольку вода неоднократно прорывалась внутрь тоннеля. Так появился первый подводный путепровод длиной 365 м, связавший лево- и правобережный районы Лондона. В 1841 Брюнель был удостоен дворянского титула. Умер Брюнель в Лондоне 12 декабря 1849.
БРЮНЕТЬЕР, ФЕРДИНАНД (Brunetire, Ferdinand) (1849–1906), французский литературный критик. Родился в Тулоне 19 июля 1849. В 1883 вышла книга Брюнетьера Натуралистический роман (Le Roman naturaliste), благодаря которой он стал во главе борьбы против натурализма. В 1893 стал редактором консервативного издания «Ревю де дё монд» («Revue des deux mondes»).
В теории литературного процесса Брюнетьера очевидно влияние эволюционистских идей. Согласно этой теории, развитие литературных жанров шло по пути, схожему с эволюцией видов в природе: от изначального смешения – к разделениям и отличиям. Эти мысли изложены в книгах Эволюция критики (L'volution de la critique, 1890), Эпохи французского театра (Les poques du thtre franais, 1892), Эволюция лирической поэзии (L'volution de la posie lyrique, 1894). Замечательные образцы научного исследования дают его Очерки французской литературы (tudes critiques sur la littrature franaise, 1880) и работы об отдельных писателях, такие, как Оноре де Бальзак (Honor de Balzac, 1906).

С 1890 Брюнетьер стал неутомимым защитником католичества, что нашло выражение в таких книгах, как Наука и религия (La Science et la religion, 1897) и На путях веры (Sur les chemins de la croyance, 1904). Умер Брюнетьер в Париже 9 декабря 1906.

БРЮНХИЛЬД (Брюнхильда, Брунгильда), героиня германо-скандинавской мифологии и эпоса; встречается прежде всего в нескольких песнях Старшей Эдды. Это смертная дева-воительница; она также – одна из валькирий, дочь короля Будли, наделенная сверхъестественными силами; герой пробуждает деву, которую Один в наказание за некий проступок погрузил в магический сон и заключил в чертог, окруженный огненным валом; Сигурд обманом добывает Брюнхильд для Гуннара; из ревности и мести она добивается убийства Сигурда. Удачнее всего эти элементы объединены в исландской Саге о Вёльсунгах. Герой Сигурд, победитель дракона, прорывается сквозь огненный вал и будит валькирию, погруженную в волшебный сон. Они клянутся друг другу в вечной любви. Затем Сигурд женится на Гудрун, ибо волшебные чары заставляют его забыть Брюнхильд, и, приняв облик Гуннара, покоряет Брюнхильд для него. Впоследствии Брюнхильд замышляет убийство Сигурда и в конце концов бросается в его погребальный костер, чтобы соединиться с ним в смерти. В более поздней Песни о нибелунгах значительная часть этой сюжетной линии утрачена: как и в Старшей Эдде, богатырша-амазонка Брюнхильда намерена выйти замуж за того, кто победит ее в атлетических состязаниях (в случае поражения претендента ждет смерть), но в Песни о нибелунгах она – правительница Исландии и живет в замке Изенштейн. В центре сюжета – интриги, связанные с добычей Брюнхильды в жены Гунтеру, т.е. Гуннару. Изначальной встречи между Брюнхильдой и Зигфридом, т.е. Сигурдом, в этой истории, похоже, не было, Брюнхильда не виновата в его гибели и не умирает вместе с ним. Здесь явно недостает страсти и мощи более ранней версии, и Брюнхильда как персонаж изрядно блекнет. Образ Брунгильды в трактовке Рихарда Вагнера, как и весь сюжет его оперной тетралогии Кольцо нибелунга восходят к Саге о Вёльсунгах. Валькирию не стоит путать с франкской королевой Брунгильдой.

БРЮС, СТЭНЛИ (Bruce, Stanley) (1883–1967), премьер-министр Австралии. Родился 15 апреля 1883 в Мельбурне. В 1906 получил право на адвокатскую практику, в годы Первой мировой войны служил в британской армии. Был избран в австралийскую палату представителей в 1918. Был руководителем австралийской делегации на ассамблее Лиги наций в 1921 и министром финансов Австралийского Союза в 1921–1923. После падения в 1923 правительства У.Хьюза стал премьер-министром и министром внешних сношений. На Имперской конференции 1923 пытался добиться более выгодных условий деятельности австралийских предпринимателей на британских рынках. В 1929 попытался добиться отмены австралийского законодательства о промышленном арбитраже и передать соответствующие полномочия законодательным органам штатов, что привело к его отставке.
Брюс вернулся в австралийский парламент в 1931, в 1932–1933 занимал пост министра без портфеля. Представлял Австралию на Оттавской конференции в 1932 и на Всемирной экономической конференции в Лондоне в 1933. В 1933–1945 был верховным комиссаром Австралии в Лондоне. Председательствовал на конференции в Монтрё, созванной в 1936 для разрешения вопроса о черноморских проливах. С 1942 по 1945 представлял Австралию в военном кабинете Соединенного Королевства и в военном совете Тихоокеанского театра военных действий. Был посланником Австралии при правительстве Нидерландов в изгнании, находившемся в Лондоне. В 1946 и 1947 руководил работой подготовительной комиссии по выработке всемирной продовольственной программы, в 1947–1951 был председателем Всемирного продовольственного совета. В 1947 получил титул виконта. В 1952 лорд Брюс стал первым канцлером Австралийского национального университета в Канберре. Умер Брюс в Лондоне 25 августа 1967.

БРЮС, ДЖЕЙМС БРЮС (Bryce, James Bryce) (1838–1922), виконт Брюс Дечмонд, британский государственный деятель, историк. Родился 10 мая 1838 в Белфасте (Ирландия), сын Джеймса Брюса, школьного учителя, выходца из Шотландии. В 1862 окончил Тринити-колледж Оксфордского университета, продолжил образование в Гейдельбергском университете. В 1867 получил право на занятия адвокатской практикой. В 1870 ему была присвоена степерь доктора, в 1870–1893 преподавал гражданское право в Оксфорде. В 1880 был избран в палату общин, входил в правительства, сформированные либералами; в 1886–1892 – заместитель министра иностранных дел; в 1892 – канцлер герцогства Ланкастерского; в 1894–1895 – министр торговли; в 1905–1907 – секретарь по делам Ирландии. В 1870 Брюс совершил путешествие в Америку; в 1876 посетил Кавказ, позднее стал основателем Англо-армянского общества. В 1907–1913 – посол Великобритании в США. В 1913 Брюсу было пожаловано звание пэра, в 1914 он получил титул виконта. В том же году стал членом Международного суда в Гааге, в годы Первой мировой войны возглавлял комитет, расследовавший преступления нацистов на территории Бельгии и Франции, поддерживал образование Лиги наций.
Сочетая жизнь ученого и государственного деятеля, Брюс предпринимал длительные путешествия по США, Южной Америке, Европе и британским доминионам. Его первый труд Священная Римская империя (The Holy Roman Empire, 1864) был написан, когда Брюс преподавал в Оксфорде. Самое известное его сочинение – Американское Содружество (The American Commonwealth, 1888) остается классическим научным трудом в данной области. Другая известная работа – Современные демократии (Modern Democracies, 1921). В числе прочих трудов Брюса – Исследования по истории и юриспруденции (Studies in History and Jurisprudence, 1901) – вклад в область сравнительной юриспруденции. Умер Брюс в Сидмуте (графство Девоншир) 22 января 1922.

БРЮСОВ, ВАЛЕРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ (1873–1924), русский поэт, прозаик, драматург и критик. Родился 1 (13) декабря 1873 в Москве, сын богатого купца. Начал писать стихи в 1881 и еще студентом Московского университета представил свои стихотворные опыты в антологии Русские символисты (1894). В том же году опубликовал свой перевод Романсов без слов П.Верлена. До окончания университета (1899) Брюсов издал две книги стихов – Chefs d'oeuvre (Шедевры,1895) и Me eum esse (Это – я, 1897); в дальнейшем почти каждый год был ознаменован новым стихотворным сборником. На протяжении десяти лет он был возмутителем спокойствия в российской литературе, в конце концов стяжав признание как мастер стиха и величайший эрудит.
В 1904 Брюсов основал знаменитый журнал «Весы». С 1910 по 1912 был литературным редактором влиятельного ежемесячника «Русская мысль», открывавшего и поощрявшего новые таланты. Он много путешествовал за границей, где встречался почти со всеми выдающимися поэтами и писателями своего времени, в том числе с Э.Верхарном, оказавшим большое влияние на его поэтическое творчество. В 1913 Брюсов издал собрание своих сочинений в двадцати пяти томах. Помимо поэзии, это собрание включало два его романа – Алтарь победы (из жизни Рима 4 в.) и Огненный ангел (из жизни Германии 16 в.), а также рассказы и литературную критику. Брюсову принадлежат многочисленные стихотворные переводы и одна значительная пьеса – Земля (1904). Во время Первой мировой войны Брюсов был военным корреспондентом. Приветствовал большевистский переворот. Умер Брюсов в Москве 9 октября 1924.

БРЯНЦЕВ, АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ (1749–1821), русский философ. Родился в Одигитриевской пустыни Вологодской губернии в семье священника. Окончил Вологодскую семинарию, а затем Славяно-греко-латинскую академию в Москве (1770). Получил также юридическое образование в Московском университете. В 1787 защитил в университете диссертацию О критерии истины и стал магистром философии. С 1795 – ординарный профессор логики и метафизики. В своих лекционных курсах и сочинениях Брянцев следовал преимущественно принципам философии Х.Вольфа. Ему принадлежит также ряд переводов трудов европейских ученых и мыслителей: Истолкование английских законов У.Блэкстона, Начальные основания нравственной философии Г.Фергюссона и др.
Умер Брянцев в Москве 26 января (7 февраля) 1821.


БУАЛО-ДЕПРЕО, НИКОЛА (Boileau-Despraux, Nicolas) (1636–1711), французский поэт и критик. Родился 1 ноября 1636 в Париже. Был пятнадцатым ребенком в семье состоятельного судейского клерка, лишился матери в двухлетнем возрасте. С 1643 по 1652 учился в коллежах Аркур и Бове, где получил основательное классическое образование. По настоянию семьи в 1646 принял сан, однако карьера священнослужителя его не привлекала и он приступил к изучению права (1652–1656).
Благодаря полученному в 1657 скромному наследству Буало оставил занятия юриспруденцией, целиком посвятив себя поэзии и литературной критике. Между 1660 и 1666 он написал свои первые Сатиры (Satires), отчасти подражание Горацию и Ювеналу, но вместе с тем свидетельство несомненной оригинальности автора. Главное новшество состояло в том, что Буало стал называть скверных поэтов поименно, не считаясь со светскими условностями своего времени. Сатиры пользовались успехом, во Франции и Голландии вскоре появились пиратские издания. Между 1668 и 1677 была опубликована серия стихотворных Посланий (Epistles).

В 1674 Сатиры и некоторые из Посланий были переизданы в Собрании сочинений (Oeuvres). Там же впервые напечатаны перевод анонимного (обычно приписываемого Лонгину) греческого трактата О возвышенном (Traite de sublime) и Поэтическое искусство (Art potique).

Cамое знаменитое произведение Буало – Поэтическое искусство, долгое время считалось учебником классических «правил», которым неразумные современники якобы вынуждены были подчиниться. Буало действительно удалось заключить многие предписания и определения в изумительные александрийские строфы, но гораздо более значительным и оригинальным было его настойчивое утверждение роли страсти и силы в эстетическом опыте. Этими же соображениями объясняется и его давний интерес к греческому трактату О возвышенном.

В 1677 вместе со своим близким другом Ж.Расином Буало получил почетную должность историографа при дворе Людовика XIV, а в 1684 – также по настоянию короля – был избран во Французскую Академию. В 1685 он купил дом в Отейле (ныне модный парижский пригород). Ведя почти затворническую жизнь, он принимал у себя самых прославленных литераторов и богословов своего времени. Роль Босуэлла при стареющем поэте в последние годы его жизни играл молодой лионский юрист К.Броссет, который в 1716 выпустил Полное собрание сочинений Буало (Oeuvres compltes) со своими комментариями.

Большинство из написанных в Отейле работ носит полемический характер. В январе 1687 Ш.Перро прочел на заседании Французской Академии поэму, в которой провозглашалось духовное превосходство «Века Людовика Великого» над античностью. В ответ на эту и последующие попытки опорочить классическое наследие Буало выпустил Критические размышления по поводу некоторых мест у ритора Лонгина (Rflexions critiques sur Longin), где с убийственной иронией привел свидетельства почти неправдоподобного невежества Перро.

Умер Буало в Париже 13 марта 1711.


БУБЕР, МАРТИН (Buber, Martin) (1878–1965), еврейский философ и деятель образования. Известен также как переводчик и комментатор Библии и теоретик сионизма. Родился в Вене 8 февраля 1878. Вырос в Лемберге (ныне Львов). Получил образование в университетах Вены, Берлина, Цюриха и Лейпцига. С 1901 был редактором сионистской газеты «Ди вельт», затем стал одним из основателей издательства «Юдишер ферлаг» и Еврейского национального комитета. Основал ежемесячник «Дер юде» («Der Jude», 1916). В 1933 возглавил Центр еврейского образования во Франкфурте-на-Майне. В 1938 эмигрировал в Палестину. Был профессором Еврейского университета до 1951, первым президентом Академии наук Израиля в 1960–1962.
Ключевым моментом формирования философских взглядов Бубера является переход от мистицизма к религиозному экзистенциализму, от идеи «слияния» человека с божественнымп началом к идее «встречи» человека с Богом, предполагающей отдельное существование и «диалог» обеих сторон. Эта отдельность не означает, однако, дистанцирования, отношения к Богу просто как объекту созерцания, размышления и поклонения. Подлинная встреча человека с Богом, как и человека с человеком, – это не отношение «Я – Оно», а отношение «Я – Ты». Эта мысль с необычайной глубиной и поэтической силой воплощена в самом знаменитом творении Бубера – Я и Ты (Ich und Du, 1923). Мировое Ты есть Бог, и только если человек способен предстать перед Божьим Ты, он способен возлюбить Ты тварных существ. Иначе отношения людей деградируют до уровня Я – Оно, обращения с человеком как объектом манипулирования, средством достижения целей, и способны возвыситься до уровня Я – Ты лишь в редких случаях сильной любви или идеальной дружбы, когда во встречу человека с человеком вовлечена вся полнота их существования. В книге Между человеком и человеком (Between Man and Man, 1947) рассматриваются социальные и педагогические аспекты этой философии человеческих взаимоотношений.

Принцип Я-Ты, т.н. «диалогический принцип», Бубер использует и в интерпретации Библии. В работах Учение пророков (Торат ха-неви'им, 1942) и Моисей (Моше, 1945) отношение Бога и Израиля рассматривается как диалог, в котором Бог обращается к человеку и человек внимает Слову Божьему. «Диалогический дух» библейского мироощущения Бубер противопоставлял греческому «монологизму». Диалогическое отношение в Библии понимается как экзистенциальная встреча человека и Бога. Позднее Бубер обнаружил, что диалогический принцип уже применялся хасидскими мудрецами и входил в традицию позднего иудаизма. Хасиды, как и Библия, подчеркивали момент непосредственности, спонтанности встречи, открытости Богу и говорили о прямом контакте с Ним. Исследования Бубером хасидизма были изложены в целом ряде его произведений.

Как один из первых сионистов Бубер надеялся, что его философские и религиозные принципы будут использованы в решении проблем Израиля, а также более широких проблем социальной и политической организации современного мира. В работах на эту тему, в частности, в книге Пути в Утопию (Нетивот бе-утопия, 1947) он исследовал возможности применения диалогического принципа не только к отношениям индивидов, но и к человеческим общностям и миру в целом. Умер Бубер в Иерусалиме 13 июня 1965.

БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ, группа русских живописцев-авангардистов, оформившаяся в 1910–1912 на базе одноименной московской выставки 1910; на следующий год преобразовалась в общество с собственным уставом. Первоначальный его состав был достаточно пестр, объединяющим началом служили общая воля к «новому искусству» и неприязнь к консервативным традициям академизма и передвижничества (впрочем, модерн и символизм тоже вызывали у «валетов» реакцию отторжения). Программа группы уточнилась во время ее раннего раскола, когда радикально настроенные художники во главе с М.Ф.Ларионовым (которому «Бубновый валет» обязан своим эпатажным названием) отделились, устроив самостоятельную выставку «Ослиный хвост» (1912). Более умеренные авангардисты составили прочное ядро объединения.
Главным руслом поисков «умеренных» стал «русский сезаннизм» (с Полем Сезанном как верховным вдохновителем) и ранний, «аналитический» кубизм, сохраняющий предметную натурность изображения. Наиболее характерные из «бубнововалетцев» (П.П.Кончаловский, А.В.Куприн, А.В.Лентулов, И.И.Машков, А.А.Осмеркин, В.В.Рождественский, Р.Р.Фальк) стремились выявить первозданную «вещность» мира, подчеркивая пластические, фактурные свойства цвета, момент красочной лепки форм. Отсюда – своеобразная «натюрмортность» их искусства, даже если речь и не шла о натюрмортах как таковых. Материальная и как бы «плотская» стихия их произведений иной раз не исключала, впрочем (в особенности у Фалька), и острого психологизма.

Формально группа распалась в 1917, но в 1925 его «коренные» члены создали объединение «Московские живописцы» (с 1928 – «Общество русских художников»), тем самым закрепив привычку считать фактурную, сочную живописность «сугубо московской» эстетической традицией. Если в 1910-е годы мастера этого круга пребывали в живом диалоге с другими авангардными течениями (как это было, в частности, в случае с футуризмом Лентулова), то позднее они, следуя общей тенденции, приняли программу «тематической картины» в духе соцреализма. Параллельно сохранялся, однако, и их действенный неофициально-«подпольный» творческий потенциал, ярко проявившийся в годы «оттепели».

БУГАЕВ, НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1837–1903), русский математик и философ. Родился в г.Душет Тифлисской губернии 14 (26) сентября 1837. Отец поэта Андрея Белого. В 1859 окончил физико-математический факультет Московского университета, а затем Николаевское инженерное училище. В 1863 защитил магистерскую, а в 1886 – докторскую диссертации. С 1867 – профессор Московского университета. В 1891 был избран президентом Московского математического общества. В этом кругу возникает Московская философско-математическая школа, основателем которой был Бугаев. В своих математических трудах он разрабатывал теорию «прерывных функций». Теории непрерывных и прерывных функций (соответственно – математический анализ и аритмология) образуют, по Бугаеву, полноту математического знания. Однако его понимание прерывности (аритмологичности) не исчерпывалось «чисто» математическим подходом и носило гораздо более универсальный характер. Бугаев приходит к определенным метафизическим выводам, доказывая, что нравственные и эстетические идеи человека отражают подлинную онтологическую реальность мира и коренятся «в самой сущности вещей». В конечном счете «аритмология» становится у Бугаева принципом обоснования своеобразной монадологической метафизики лейбницианского типа. Он называет собственное учение эволюционной монадологией, в ряде существенных моментов отличающейся от монадологии Лейбница. Так, Бугаев признавал разнообразные взаимодействия монад. В этих своих отношениях монады, к числу которых относятся атом – физическая монада, клетка – биологическая монада, государство – социальная монада, человек и человечество подчиняются законам «монадологической инерции» и «монадологической солидарности». Оба закона фиксируют необходимость взаимосвязей между этими индивидуальными элементами мира для их совершенствования и «поднятия их психического содержания». Высшей точкой такой динамической иерархии космоса является абсолютное, безусловное начало.
Умер Бугаев в Москве 29 мая (12 июня) 1903.

БУДДА И БУДДИЗМ. Буддизм – религия, основанная Гаутамой Буддой (6 в. до н.э.). Все буддисты почитают Будду как основателя духовной традиции, носящей его имя. Почти во всех направлениях буддизма имеются монашеские ордена, члены которых выступают для мирян учителями и священнослужителями. Однако за вычетом этих общих черт многочисленные направления современного буддизма демонстрируют разнообразие как верований, так и религиозной практики. В своем классическом варианте (тхеравада, «школа старейшин», или хинаяна, «малая колесница») буддизм представляет собой главным образом философию и этику. Цель верующих – достижение нирваны, блаженного состояния прозрения и освобождения от оков своего «я», мира и бесконечного круга рождений, смертей и новых рождений в цепи новых жизней. Состояние духовного совершенства достигается через смирение, щедрость, милосердие, воздержание от насилия и самоконтроль. Для направления буддизма, известного под названием махаяны («большая колесница»), характерно почитание пантеона божественных будд и будущих будд. В других формах буддизма обычны представления о целой иерархии демонов. Некоторые разновидности буддизма махаяны сулят верующим настоящий рай. Ряд направлений придает значение скорее вере, чем делам. Существует вид буддизма, стремящийся привести адепта к парадоксальному, интуитивному, внерациональному постижению «истинной реальности».
В Индии буддизм процветал примерно до 500 н.э. Затем он постепенно пришел в упадок, был поглощен индуизмом и к 11 в. почти полностью исчез. К тому времени буддизм успел распространиться и приобрести влияние в других странах Центральной и Восточной Азии, где сохраняет жизнеспособность по сей день. Сегодня буддизм существует в двух основных формах. Хинаяна распространена в Шри-Ланке и в странах Юго-Восточной Азии – в Мьянме (бывшей Бирме), Таиланде, Лаосе и Камбодже. Махаяна преобладает в Китае, включая Тибет, во Вьетнаме, в Японии, Корее и Монголии. Значительное число буддистов проживает в гималайских королевствах Непал и Бутан, а также в Сиккиме на севере Индии. Гораздо меньше буддистов (менее 1%) живет в самой Индии, в Пакистане, на Филиппинах и в Индонезии. За пределами Азии несколько тысяч буддистов живут в США (600 тыс.), в Южной Америке (160 тыс.) и в Европе (20 тыс.). Данные по общей численности буддистов в мире (от 200 млн. до 500 млн.) расходятся в зависимости от методики и критериев подсчета. Во многих странах буддизм смешался с элементами

БУДДАГХОСА (пали Buddhaghosa), комментатор основных текстов Палийского канона, авторитетный экзегет в истории буддизма, живший в 5 в. Биографические сведения о Буддагхосе, за исключением его собственных предисловий к его комментариям, позднесредневекового происхождения: тридцатистишье в продолжении Махавансы (Великая хроника [Шри-Ланки]), написанном в 13 в., – Дхаммакитти и жизнеописание Буддагхосуппатти (Прибытие Буддагхосы [на Шри-Ланку]), составленное бирманским монахом Маха Мангалой в 16 в.
По преданию, Буддагхоса родился в Индии во время правления на Шри-Ланке Маха Намы (406–428) в семье домашнего жреца-пурохиты царя Сангамы, в деревушке Гхоса близ Гайи (Магадха), расположенной неподалеку от дерева Бодхи. Буддагхоса получил хорошее образование и исходил всю Индию, вызывая на полемические состязания мастеров диспута. Однажды, после диспута с буддийским монахом Реватой, он заинтересовался его учением и вступил в буддийскую общину. В общине обратился в буддизм и написал первые сочинения – трактат Джнянодая (Восхождение знания) и Аттхасалини (Полнота смысла), комментарий к абхидхармическому компендиуму Дхаммасангани. Видя, что новообращенный готовится к великим трудам, Ревата предложил ему отправиться в столицу Шри-Ланки Анурудхапуру, где хранились сингальские комментарии к Палийскому канону, чтобы перевести и их на пали. Буддагхоса последовал этому совету, учился у наставника Сангхапали и получил разрешение на перевод. При этом ему дали откомментировать два двустишия, из вдохновенного истолкования которых вырос знаменитый трактат Висуддхимагга (Путь очищения).

Современные исследователи сомневаются в месте рождения Буддагхосы, которым могла быть, по их мнению, помимо северо-восточной Гайи, и юго-западная Андхра, и южный Канчипурам. Очевидно, что Буддагхоса не был переводчиком всех сингальских комментариев и что это не были переводы в современном смысле, но скорее переложения. Те тексты, которые перелагал Буддагхоса, составляли в общей сложности порядка 25 сингальских источников и один дравидийский (время создания оригиналов Буддагхосы следует отнести к первым векам новой эры). Вероятно, Буддагхоса покинул Шри-Ланку из-за иноземных вторжений в ее столицу и потому не завершил всех своих начинаний.

Трактат Путь очищения можно рассматривать в качестве введения к комментариям на палийские тексты. Это компендиум буддийского учения в целом, результат серьезного изучения канонических текстов на пали, а также внеканонических и сингальских комментариев. В Пути очищения Буддагхоса следует традиции тхеравады («учение старцев», буддийская «ортодоксия»), связанной со школой махавихары («Великий монастырь»). Путь очищения систематизирует буддийскую доктрину под тремя основными рубриками: моральный тренинг (сила), созерцательная практика (джхана) и высшая мудрость (панна). Трактат начинается с изложения основных поведенческих предписаний, аскетической и медитативной практики. Далее Буддагхоса в стиле Абхидхармических текстов систематизирует буддийское учение о «сверхспособностях» (иддхи), об умо-зрении (абхинна), о трех основных классификациях точечно-динамичных «атомов бытия»-дхаммах (5 «групп»-скандх, 12 «опор сознания»-аятан, 18 «элементов»-дхату), о деятельности чувств (индрии) и о знаменитых четырех «благородных истинах» (сачча) буддизма – о страдании, его происхождении, его прекращении и средствах достижения этой задачи. В учении о высшей мудрости различаются ее уровни (паннабхуми), рассматриваются «очищение» (в соответствии с названием компендиума) воззрений, устранения сомнений, «видение», познание пути и преимущества культивирования мудрости.

Буддагхосе приписывается палийское переложение комментариев на основные разделы Палийского канона – Виная-питаку, четыре собрания-никаи Сутта-питаки (Дигха-никая, Маджджхима-никая, Самъютта-никая и Ангуттара-никая) и на все семь трактатов Абхидхамма-питаки. В комментариях к суттам Буддагхоса пытается всякий раз восстановить те обстоятельства, при которых они были произнесены Буддой. Педантичный Буддагхоса истолковывает каждую фразу или слово, которые он считает вызывающими сомнение или заслуживающими специального внимания с экзегетической, философской или религиозной точки зрения. Буддагхоса «разбавляет» истолкование анекдотами, притчами, легендами, благодаря чему сохранился значительный материал по истории общественных нравов, экономики, фольклору, народным верованиям. Влияние Буддагхосы на последующую палийскую письменность было исключительно велико.

БУДДАПАЛИТА (санскр. ), индийский философ (ок. 470–540), комментатор трудов Нагарджуны, основатель одного из двух основных направлений в мадхьямике – школы мадхьямика-прасангика.
Буддапалита родился в Хамсакриде (округ Тамбалы) – в Южной Индии. Получив посвящение, узнал о сочинениях Нагарджуны от Сангхаракшиты, ученика мадхьямика Нагамитры. В монастыре Буддапалита произносит множество проповедей о буддийском учении (дхарме) и составляет комментарии к текстам Нагарджуны и Арьядэвы.

Буддапалите приписывается множество комментариев, до нас дошел один из них – комментарий к Мулямадхьмика-карике Нагарджуны под названием Мулямадхьямика-вритти. Санскритский первоисточник утрачен, и текст комментария сохранился только в тибетском переводе, сделанном в 9 в. Джнянагарбхой совместно с тибетским «книжником». В традиции мадхьямики комментарий Буддапалиты считается одним из группы «восьми комментариев» к основному сочинению Нагарджуны, остальные принадлежали самому Нагарджуне (Акутобхая), а также Бхававивеке, Чандракирти, Гунашри, Гунамати и Стхирамати (на деле сохранилось, помимо комментария Буддапалиты, только пять истолкований). Мулямадхьямика-вритти входит в состав тибетского Танджура. Как и сам комментируемый текст, она состоит из 27 глав и очень близка к тексту автокомментария Нагарджуны: последние пять глав почти идентичны в обоих комментариях. Считается, что Буддапалита вначале написал 22 главы, а пять оставшихся были заимствованы из Акутобхайи.

Метод Буддапалиты – разъяснение положений Нагарджуны посредством диалектического приема прасангавакья (reductio ad absurdum). Не пытаясь приводить положительных аргументов в пользу того или иного тезиса мадхьямики, он ограничивался демонстрацией тех необходимых, хотя и нежелательных для оппонента следствий из его контртезисов, которые вступают в неразрешимое противоречие либо с другими его положениями, либо с опытом и здравым смыслом, либо с буддийской доктриной в целом. Метод этот не был изобретением Буддапалиты: он мог его заимствовать из классической Абхидхармы, уже из древней Катхаваттху, где точно таким же образом опровергаются воззрения оппонентов тхеравады. Операции с опровержением оппонента разрабатывались и самим Нагарджуной в приписываемых ему учебниках по ведению диспута.

Данный метод, весьма напоминавший древнюю витанду – способ ведения эристической дискуссии, целью которой была только победа в споре вызвал серьезную критику со стороны Бхававивеки, основоположника школы мадхьямика-сватантрика, отстаивавшего необходимость положительной аргументации через раскрытие собственных тезисов мадхьямики. С другой стороны, он был одобрен и продолжен Чандракирти – наиболее авторитетным комментатором сочинений Нагарджуны.


БУДЕН, ЭЖЕН (Boudin, Eugne) (1824–1898), французский живописец. Творчество Будена является связующим звеном между искусством его учителей – представителей барбизонской школы (Труайона, Милле, Коро и Теодора Руссо) и его последователей-импрессионистов, среди которых следует назвать прежде всего Моне.
Буден родился 12 июля 1824 в Онфлёре, старом портовом городке в Нормандии. Учился живописи в Гавре, затем в Париже у известного мариниста Эжена Изабе. Большую часть своей жизни Буден прожил на севере Франции; посещал Бельгию, Голландию, Италию.

Ранние работы Будена представляют собой яркие сцены фешенебельной курортной жизни, исполненные в импрессионистической манере. Более поздние произведения – в основном морские пейзажи без изображений людей. В пейзажах с видами гаваней ему удалось передать состояние неба, тревожное перед штормом или ясное и чистое; море в них написано широкими мазками и наполнено множеством самых разных кораблей со сложной оснасткой. Хотя художник не считал себя импрессионистом, он принял участие в первой выставке импрессионистов, проходившей в 1874.

Признание пришло к нему, когда он был уже смертельно болен. В 1892 Буден был награжден орденом Почетного легиона. Умер Буден в Довиле 8 августа 1898.


БУДЕННЫЙ, СЕМЕН МИХАЙЛОВИЧ (1883–1973), советский военачальник, Маршал Советского Союза (1935), трижды Герой Советского Союза (1958, 1963, 1968). Родился 13 (25) апреля 1883 на хуторе Козюрин Сальского округа Донской области в семье батрака. В 1903 призван в армию; служил в Приморском драгунском полку. Участник русско-японской и Первой мировой войн. Имел известность лихого кавалериста, был награжден «полным бантом» Георгиевского креста, старший унтер-офицер.
Летом 1917 прибыл с дивизией в Минск, где был избран председателем полкового комитета и заместителем председателя дивизионного комитета. Принимал участие в разоружении частей Кавказской туземной дивизии в Орше. После Октябрьского переворота Буденный, не принимавший участия в политической жизни, вернулся к родителям в станицу Платовскую. Как авторитетный боевой кавалерист был избран членом окружного исполкома и заведующим земельным отделом Сальского округа. В феврале 1918 сформировал конный отряд, с которым начал боевые действия против белых. Постепенно полк вырос в бригаду, а затем в дивизию. При этом, хотя отряды Буденного отличались высокими боевыми качествами, они в то же время представляли собой недисциплинированные части Красной Армии. Обычным делом здесь были мародерство, грабежи, расстрелы, еврейские погромы, против чего Буденный не выступал.

В 1919, после долгих уговоров, Буденный вступил в РКП(б). В июне того же года его части были развернуты в конный корпус. В августе 1919 в верховьях Дона корпус Буденного разгромил основные силы кавказской армии Врангеля и повстанческой группы генерала Сутулова. В сентябре 1919 корпус Буденного, применив искусный маневр, наголову разгромил казачьи дивизии генерала Мамонтова и Шкуро, занял Воронеж и тем самым закрыл 100-километровую брешь в позициях советских войск на московском направлении. Для рассечения вражеских войск на юге России в ноябре 1919 была создана 1-я Конная армия, командование которой поручили Буденному, членом Реввоенсовета (РВС) был назначен К.Е.Ворошилов. Армия, нанеся стремительный удар по противнику через Донбасс на Ростов, справилась с возложенной на нее задачей.

Являясь средством стратегического маневра, 1-я Конная армия использовалась на многих фронтах Гражданской войны. В январе 1920 в составе Кавказского фронта она участвовала в разгроме белогвардейских войск на Северном Кавказе. Совершив в апреле-мае 1920 1000-километровый переход на Юго-западный фронт, она включилась в борьбу с польскими войсками. Осенью 1920 1-я Конная армия под командованием Буденного участвовала в разгроме войск Врангеля на юге Украины. Армия с ходу вступила в сражение и стремительным ударом с каховского плацдарма отрезала группировку врангелевских войск от Крымского перешейка, а затем совместно с другими армиями фронта нанесла ей решительное поражение в Северной Таврии.

Необходимо отметить, что, будучи блестящим кавалерийским тактиком, Буденный не обладал стратегическим талантом выдающегося полководца и не мог мыслить масштабно, что сказалось позже. За свои успешные действия в Гражданскую войну Буденный был награжден тремя орденами Красного Знамени, почетным революционным холодным и огнестрельным оружием.

В октябре 1923 1-я Конная армия была расформирована, а Буденный назначен помощником главкома Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) по кавалерии и членом Реввоенсовета СССР. В 1924–1937 инспектор кавалерии РККА. В 1932 Буденный, наконец, получил официальное высшее образование, формально окончив Военную академию имени Фрунзе. На февральско-мартовском (1937) пленуме ЦК ВКП(б) при обсуждении вопроса о Н.И.Бухарине и А.И.Рыкове выступил за их исключение из партии, «предание суду и расстрел», в мае 1937 при опросе об исключении из партии М.Н.Тухачевского и Я.Э.Рудзутака написал: «Безусловно, за. Нужно этих мерзавцев казнить». Вошел в состав Специального судебного присутствия Верховного суда СССР, которое 11 июня 1937 рассмотрело дело так называемого «военно-фашистского заговора» (дело М.Н.Тухачевского и других) и приговорило военачальников к расстрелу.

С 1937 командующий войсками Московского военного округа, депутат Верховного Совета СССР, с 1938 член Президиума Верховного Совета СССР. С 1934 кандидат в члены, с 1939 член ЦК ВКП(б). С августа 1940 первый заместитель наркома обороны СССР.

В условиях массовых чисток в армии сталинской пропагандой Буденный и К.Е.Ворошилов были превращены в чуть ли не единственных героев Гражданской войны. Буденный стал просто легендарной фигурой советского фольклора. Занимая высокие посты, будучи убежденным кавалеристом и поклонником тактики Гражданской войны, Буденный во многом несет ответственность за то, что руководство страны тормозило развитие танковых и моторизованных войск, были «положены под сукно» многие новые стратегические разработки.

Во время Великой Отечественной войны входил в состав Ставки Верховного главнокомандования. В июле – сентябре 1941 главнокомандующий войсками Юго-Западного направления. В сентябре-октябре 1941 командовал Резервным фронтом, в апреле-мае 1942 главнокомандующий Северо-Кавказским направлением, в мае – августе 1942 командующий Северо-Кавказским фронтом. На всех постах Буденный проявил отсутствие талантов полководца и неумение приспособиться к новой, изменившейся стратегии войны. В 1942 был окончательно отстранен Сталиным от командных должностей и больше никогда их не получал. В 1943 Буденный был назначен на почетный, но формальный пост командующего кавалерией РККА и члена Высшего военного совета Наркомата обороны СССР.

После войны в 1947–1953 одновременно был заместителем министра сельского хозяйства СССР по коневодству. В 1952 окончательно потерял благоволение Сталина и из членов ЦК был понижен до кандидата в члены ЦК КПСС. В 1954 был уволен в почетную отставку – назначен в состав Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.

Умер Буденный в Москве 26 октября 1973, похоронен на Красной площади.

БУЗОНИ, ФЕРРУЧЧО БЕНВЕНУТО (Busoni, Ferruccio Benvenuto) (1866–1924), итальянский композитор, пианист, дирижер, автор многочисленных фортепианных транскрипций произведений разных авторов. Родился 1 апреля 1866 в Эмполи близ Флоренции. Известность Бузони обусловлена в первую очередь талантом пианиста-интерпретатора, сочетавшего превосходную технику с исключительной музыкальностью. Он был также плодовитым композитором, однако его музыка, которая не делала уступок вкусам публики или господствовавшим в искусстве течениям, не получила широкого признания. В наследии Бузони оперы, оркестровые произведения, концерты для фортепиано, скрипки и кларнета, хоровая и камерная музыка, романсы, пьесы для фортепиано разных жанров и множество транскрипций, которые часто носят творческий характер и сильно преображают оригинал. Умер Бузони в Берлине 27 июля 1924.

БУКОВСКИЙ, ВЛАДИМИР КОНСТАНТИНОВИЧ (р.1942), политический и общественный деятель, публицист.
Родился 30 декабря в г.Белебей (Башкирская АССР).

Сын известного советского писателя и журналиста; воспитывался матерью.

Учился в Москве, куда семья возвратилась из эвакуации. Услышав доклад Хрущева о сталинских преступлениях, четырнадцатилетний Буковский стал убежденным противником коммунистической идеологии. Первый его конфликт с властью произошел в 1959 – за участие в издании рукописного журнала был исключен из школы. Образование он продолжил в вечерней школе.

В 1960 он вместе с Юрием Галансковым, Эдуардом Кузнецовым и др., становится одним из организаторов регулярных собраний молодежи у памятника поэту Маяковскому в центре Москвы (т.н. «Маяковка»). Он был самым молодым из активистов «Маяковки». После арестов нескольких активистов «Маяковки» у Буковского был проведен обыск и изъято его сочинение о необходимости демократизации ВЛКСМ (впоследствии этот документ был квалифицирован следователем как «тезисы о развале комсомола»).

Буковского, который к тому времени поступил на биолого-почвенный факультет Московского университета, не допустили к сессии, и в конце 1961 отчислили из университета. В 1962 в ходе суда над активистами «Маяковки» возникла угроза возбуждения уголовного дела против него, и он уехал в геологическую экспедицию в Сибирь, где провел полгода.

В отличие от многих своих друзей Буковский рано пришел к ключевой для диссиденства идее открытого противостояния коммунистическому тоталитаризму, хотя рассматривал возможности различных методов борьбы, в том числе и конспиративных (впоследствии в советской печати его обвиняли даже в организации подпольных групп).

В мае 1963 он был впервые арестован за попытку размножить фотоспособом несколько экземпляров книги югославского инакомыслящего Милована Джиласа «Новый класс», запрещенной в СССР. Его признали невменяемым и отправили на принудительное лечение в Ленинградскую спецпсихбольницу (СПБ), там он познакомился с опальным генералом Петром Григоренко, а вспоследствии ввел его в диссидентский круг. На свободу Буковский вышел в феврале 1965.

В начале декабря 1965 он принял активное участие в подготовке «митинга гласности» в защиту Андрея Синявского и Юлия Даниэля, за это снова был задержан и насильственно госпитализирован, на этот раз его освободили через полгода – в июле 1966.

В третий раз был арестован за организацию демонстрации протеста против ареста Александра Гинзбурга, Юрия Галанскова и их друзей, состоявшейся 22 января 1967 на Пушкинской площади в Москве. На этот раз власти предпочли осудить его как вменяемого (психически здорового). На процессе в Московском городском суде (состоялся 30 августа – 1 сентября 1967, вместе с Буковским судили других участников демонстрации Вадима Делоне и Евгения Кушева). Буковский не только отказался признать себя виновным, но произнес резкую обличительную речь – его последнее слово широко распространялось в Самиздате. Суд приговорил его к трем годам лагерей по ст. 1903 УК РСФСР (активное участие в групповых действиях, нарушающих общественный порядок).

Отбыв срок в уголовном лагере, Буковский в январе 1970 вернулся в Москву, и сразу же стал одним из одним из лидеров сформировавшегося за годы его отсутствия диссидентского круга. Недолгое время своего пребывания на свободе (чуть больше года) он работал литературным секретарем, среди его работодателей был писатель Владимир Максимов.

Буковский дал несколько интервью западным корреспондентам, в которых рассказал о политических заключенных, подвергающихся психиатрическим репрессиям, сделав проблему карательной медицины достоянием гласности. Ему было сделано официальное предостережение с угрозой, что если он не прекратит передавать на Запад информацию о нарушениях прав человека в СССР, то будет привлечен к уголовной ответственности. За ним велась демонстративная наружная слежка. Несмотря на это он в начале 1971 обратился с открытым письмом к зарубежным врачам-психиатрам, и приложил к нему копии заключений судебно-психиатрических экспертиз известных инакомыслящих, признанных в СССР невменяемыми: П.Григоренко, Натальи Горбаневской, Валерии Новодворской и др.

В марте 1971 Буковского в четвертый и последний раз арестовали. Аресту предшествовала статья в газете «Правда», в которой он был назван злостным хулиганом, занимающимся антисоветской деятельностью. Статья принесла Буковскому всесоюзную известность.

Процесс над Буковским состоялся 5 января 1972 в Московском городском суде. За «антисоветскую агитацию и пропаганду» его приговорили к 7 годам заключения (с отбыванием первых двух лет в тюрьме) и 5 годам ссылки – максимальный срок наказания по статье 70 ч.1. УК РСФСР.

Срок отбывал во Владимирской тюрьме, затем в пермских политических лагерях, возглавлял акции протеста заключенных против произвола администрации. Находясь в заключении, в соавторстве со своим солагерником, психиатром Семеном Глузманом, написал «Пособие по психиатрии для инакомыслящих» — руководство, призванное помочь тем, кого власти пытаются объявить невменяемыми. В 1974 Буковского возвратили во Владимирскую тюрьму как «злостного нарушителя режима».

Международная кампания в защиту Буковского приобрела тем временем необычайный размах. В декабре 1976 его обменяли на самого известного политзаключенного Запада – лидера коммунистической партии Чили Луиса Корвалана. Обмен произошел в Швейцарии, куда Буковский был привезен под конвоем и в наручниках.

Вскоре после высылки из СССР Буковский был принят в Белом доме президентом США Д. Картером. Он поселился в Великобритании, закончил Кембриджский университет по специальности «нейрофизиология». Написал книгу воспоминаний «И возвращается ветер», изданную на многих языках.

Буковский продолжал активно заниматься политической деятельностью: он стал одним из организаторов кампании по бойкоту московской Олимпиады 1980. В 1983 вместе с В.Максимовым и бывшим политзаключенным Э.Кузнецовым участвовал в создании международной антикоммунистической организации «Интернационал сопротивления», был избран ее президентом. Участвовал в организации пропаганды на «ограниченный контингент» советских войск, введенных в Афганистан. Приложил много усилий к освобождению советских солдат, попавших в плен к моджахедам.

После распада СССР новые власти отменили указ о лишении его советского гражданства. В ходе подготовки к слушаниям в Конституционном суде РФ «дела КПСС» (июль-октябрь 1992) Буковского пригласили выступить там в качестве свидетеля. Он приехал в Москву, получил доступ к секретным документам КПСС из Архива Президента РФ и по собранным материалам написал книгу Московский процесс.

В 1994 Буковский отказался от российского гражданства. Живет в Англии. Активно занимается публицистикой.


БУКСТЕХУДЕ, ДИТРИХ (Buxtehude, Dietrich или Diderik) (ок. 1637–1707), самый крупный представитель северогерманской органной школы добаховской эпохи. Предполагается, что он родился ок. 1637 в Дании. Один из биографов композитора, А.Пирро, местом рождения Букстехуде называет Хельсингборг – на том основании, что отец его, Ханс Йенсен Букстехуде (1602–1674), был органистом церкви св. Марии в Хельсингборге до 1642. Однако большинство других исследователей полагают, что Букстехуде родился в Хельсингёре (в шекспировском Гамлете это место называется Эльсинором), где его отец в течение многих лет занимал пост органиста в церкви св. Олафа. В любом случае Букстехуде был датчанином по рождению, хотя позднее Хельсингборг стал шведским городом. Возможно также, что предки Букстехуде переселились в Данию из Германии.
Как все немецкие музыканты его поколения Букстехуде испытал сильное влияние нидерландской композиторской и органной школы, в особенности Яна Свелинка, стиль которого, в свою очередь, являлся синтезом фламандских и итальянских традиций (последние были наиболее отчетливо представлены в творчестве Дж.Фрескобальди и Дж.Царлино). В наследии Букстехуде имеется несколько композиций на итальянские тексты, вообще черты итальянского стиля явственно проступают во многих его произведениях.

Однако преобладающим оставалось немецкое влияние. Оно шло непосредственно через отца Дитриха, который стал его первым учителем; через И.Тайле – ученика великого композитора Генриха Шютца; через Ф.Тундера – предшественника Букстехуде в Любеке.

1 апреля 1668 церковный совет Любека предложил Букстехуде место органиста в церкви св. Марии. Музыкант принял предложение, связав свою судьбу с этим городом (там он и умер 9 мая 1707). Пост органиста Мариенкирхе считался одним из лучших в Европе. Однако предшественник Букстехуде Тундер, полагавший, что жалованья органиста недостаточно для достойного содержания семьи, в 1647 взял на себя и обязанности смотрителя. Букстехуде унаследовал обе должности. Другая особенность полученного им места состояла в том, что по традиции новый органист должен был жениться на старшей из незамужних дочерей своего предшественника, и Букстехуде женился на дочери Тундера Анне Маргарете (в этом браке родилось семеро детей). В старости Букстехуде испытывал некоторые затруднения при выборе преемника: многие органисты, в том числе И.С.Бах, Г.Ф.Гендель и И.Маттесон отказались работать в Любеке, их смутила необходимость жениться на старшей дочери Букстехуде.

Наибольшую славу принесли музыканту его воскресные «Вечерние концерты» (Abendmusik) в предрождественский период: на них собирались музыканты со всей Европы. Большая часть органных и вокально-хоровых произведений композитора была написана для таких концертов. Среди слушателей был и молодой И.С.Бах, который в 1705 проделал немалый путь, добираясь до Любека из Арнштадта.

Хотя Букстехуде является автором сочинений в разных жанрах – например, скрипичных сонат, пьес для клавесина, светской вокальной музыки, духовных кантат и других видов церковной музыки, – все же главным в его наследии является органное творчество: именно оно отличается наибольшей самобытностью и оказало мощное влияние на следующее поколение немецких музыкантов. Стиль Букстехуде отмечен большой смелостью, богатством фантазии, он весьма индивидуален и часто ярко виртуозен. Свободно модулирующие импровизационные разделы (некоторые ученые считают их даже чересчур свободными) чередуются в органных пьесах Букстехуде с превосходными фугами и другими полифоническими формами.

Вокально-хоровое наследие композитора опубликовано в семитомном собрании его сочинений под редакцией Келькена (Dietrich Buxtehude Werke, 1925–1937); его клавирные пьесы (Klavervaerker D.Buxtehude) вышли в Копенгагене в 1942; собрание органных произведений в 4-х томах (Dietrich Buxtehude Saemtliche Orgelwerke) – там же в 1952.

БУЛГАКОВ, СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ (1871–1944), русский философ и богослов. Родился в Ливнах Орловской губернии 16 (28) июня 1871. Окончил юридический факультет Московского университета, в 1890-х годах увлекался марксизмом, был близок к социал-демократам. Смысл дальнейшей мировоззренческой эволюции Булгакова вполне определенно передает заглавие его книги От марксизма к идеализму (1903). Он участвует в сборниках Проблемы идеализма (1902) и Вехи (1909), в религиозно-философских журналах «Новый путь» и «Вопросы жизни», издательстве «Путь». Религиозно-метафизическая позиция Булгакова нашла вполне последовательное выражение в двух его сочинениях: Философия хозяйства (1912) и Свет Невечерний (1917). В 1918 он стал священником, в 1922 был выслан из России. С 1925 и до конца своих дней руководил Православным богословским институтом в Париже.
В философских и богословских трудах Булгакова центральную роль играет софиология. Увидев в учении Вл.С.Соловьева о Софии «наиболее оригинальный» элемент метафизики всеединства, но «незаконченный и недоговоренный», Булгаков развивал софийную тему уже начиная с Философии хозяйства и вплоть до своих последних богословских творений: Утешитель (1936) и Невеста Агнца (1945). Его богословский опыт трактовки Софии как «идеальной основы мира», Души мира, Вечной Женственности, нетварного «вечного образа» и даже «четвертой ипостаси» был воспринят резко критически в церковных православных кругах и осужден, причем как в России, так и за рубежом. В метафизическом плане софиология Булгакова – это онтологическая система, развитая в русле метафизики всеединства и восходящая своими корнями к платонизму, в которой предпринята попытка радикального – в границах христианской парадигмы – обоснования онтологической реальности тварного мира, космоса, как обладающего собственным смыслом, способностью к творческому развитию, «живым единством бытия». В Свете Невечернем утверждается, что «онтологическая основа мира заключается в сплошной, метафизически непрерывной софийности его основы». Мир в софиологии Булгакова не тождествен Богу – это именно тварный мир, «вызванный к бытию из ничто». Но при всей своей «вторичности» космос обладает «собственной божественностью, которая есть тварная София». Космос – живое целое, живое всеединство, и у него есть душа («энтелехия мира»). Выстраивая онтологическую иерархию бытия, Булгаков различал идеальную, «предвечную Софию» и мир как «становящуюся Софию». Идея Софии (в ее многообразных выражениях) играет у Булгакова ключевую роль в обосновании единства (всеединства) бытия, единства, не признающего в конечном счете никакой изоляции, никаких абсолютных границ между божественным и тварным миром, между началом духовным и природным (мыслитель видел в собственной мировоззренческой позиции своего рода «религиозный материализм», развивал идею «духовной телесности» и др.). Софиология Булгакова в существенной мере определяет характер его антропологии: природа в человеке становится «зрячей» и в то же время человек познает именно «как око Мировой Души», человеческая личность «придана» софийности «как ее субъект или ипостась». Смысл истории также «софиен»: историческое творчество человека оказывается «сопричастным» вечности, будучи выражением универсальной «логики» развития живого, одушевленного (софийного) космоса. «София правит историей.., – утверждал Булгаков в Философии хозяйства. – Только в софийности истории лежит гарантия, что из нее что-нибудь выйдет». В антропологии и историософии русского мыслителя, как, впрочем, и во всем его творчестве, граница между метафизическими и богословскими воззрениями оказывается достаточно условной.

Умер Булгаков в Париже 13 июля 1944.


БУЛЕ (греч. «совет»), совещательный орган в древнегреческих городах. В Афинах это был созданный Солоном в противовес совету Ареопага (который, впрочем, также назывался буле) Совет четырехсот, позднее замененный в соответствии с реформой Клисфена Советом пятисот. Основная задача буле Солона и Клисфена состояла в подготовке законопроектов, которые должны были выноситься на рассмотрение Народного собрания. Знаменитый законодатель Солон, реформировавший в начале 6 в. до н.э. конституцию Афин, назначил в буле, вероятно пожизненно, по 100 человек от каждой из четырех фил (древних племенных групп, на которые делилось население Аттики) и видел в нем гаранта непринятия скороспелых законов. Позднее в том же столетии отбор в кандидаты проходил по демам (сельским общинам), сами же выборы проходили по филам (число которых достигло к тому времени десяти) с помощью жребия. Членами буле могли стать граждане не моложе тридцати лет, принадлежавшие к трем первым цензовым разрядам. Срок членства в буле был ограничен годом, и переизбираться можно было не более чем на один срок. Совет делился по филам на десять групп, каждая из которых постоянно заседала в течение одной десятой года, ведя все дела и созывая Совет в полном составе в случае экстренных надобностей.
В 462 до н.э. Ареопаг был лишен политической власти, и Совет сделался главным исполнительным органом демократии. Его члены, прошедшие подготовку на местах, в органах местного управления демов, в народном собрании и в суде, заведовали всеми государственными службами, распоряжались государственной собственностью, арсеналом и налогами, в первой инстанции решали политические и межгосударственные вопросы, а также готовили законопроекты для народного собрания. В 4 в. до н.э. народное собрание отняло у Совета часть исполнительной власти, однако буле оставался наиболее действенным органом афинской демократии и излюбленной мишенью олигархических мятежников.


БУЛЕЗ, ПЬЕР (Boulez, Pierre) (р. 1925), французский композитор и дирижер. Родился 26 мая 1925 в Монбризоне (Франция). Изучал математику и музыку в Сент-Этьене и Лионе, затем стал учеником Оливье Мессиана в Парижской консерватории, С 1946 по 1956 Булез – музыкальный руководитель театральной труппы Жана-Луи Барро и Мадлен Рено. С помощью Барро он основал в 1953 т.н. «Концерты Мариньи», позже получившие название «Музыкальные горизонты» («Domaine Musical») – один из первых в Европе фестивалей музыкального авангарда.
Первым произведением Булеза, получившим международную известность, стала оркестровая пьеса Молоток без мастера (Le Marteau sans matre), исполненная на фестивале Международного общества современной музыки в Баден-Бадене в начале 1950-х годов. Среди выдающихся партитур последующих лет можно назвать Pli selon pli (Складка на складку) и Ритуал (Rituel).

Булез первоначально занялся дирижированием с целью обеспечить точную интерпретацию собственных партитур. Затем он много работал с оркестром Би-Би-Си, дирижировал на вагнеровских фестивалях в Байройте, с 1969 по 1972 выступал с Кливлендским оркестром.

В июне 1969, через два месяца после пробного четырехнедельного ангажемента в Нью-Йоркском филармоническом оркестре, Булез стал его художественным руководителем – первым французом на этом посту. В 1977 Булез вернулся во Францию и полностью посвятил себя организации Координационно-исследовательского института акустики и музыки (IRCAM) в Париже.

БУЛЛ, ДЖОН (Bull, John) (1563–1628), английский органист, один из крупнейших композиторов елизаветинской эпохи. Родился в 1563 в графстве Сомерсет. После обучения в Королевской капелле был назначен органистом Херифордского собора (1582), в 1585 – регентом детского хора Королевской капеллы, а в 1591 стал в капелле личным органистом королевы. По ее указанию был направлен профессором музыки в Грешем-колледж (1596); после женитьбы в 1607, следуя школьным правилам, ушел в отставку. В 1611 служил музыкантом при дворе принца Уэльского. Вскоре переехал в Бельгию, где получил место органиста вначале в капелле эрцгерцога в Брюсселе (1613), а затем в Антверпенском соборе (1617). В Бельгии Булл познакомился с Я.Свелинком. Оба они в значительной мере способствовали развитию полифонической музыки для клавишных инструментов. Буллу принадлежит более 200 сочинений для органа, вёрджинела и голоса. Многие из них невероятно сложны технически: по общему мнению, сам композитор мог бы исполнять их, лишь обладая виртуозной техникой. Умер Булл в Антверпене 13 марта 1628.

БУЛЛА ПАПСКАЯ (лат. bulla - свинцовая печать), вид официального папского послания. До 11 в. буллы писались на папирусе, а впоследствии на пергаменте. Начиная с 9 в. автор буллы неизменно подписывает ее как «епископ, слуга слуг Божьих». Свое название булла получила от свинцовой печати с именем папы на одной стороне и ликами апостолов Петра и Павла на другой, которая прикреплялась к документу на пеньковом или шелковом шнуре. Древнейшая из сохранившихся папирусных булл датирована 22 января 788, хотя сохранились печати от утраченных документов, которые были на два века старше. Различие «великих булл» и «малых булл» начали проводить в 11 в. Последние были менее торжественными; в частности, некоторые из них содержали административные декреталии, которые впоследствии легли в основу канонического права. Отсюда со временем развилась еще более простая форма документа, известная с 1431 как папское бреве.
Редкие bullae aureae (золотые буллы) были снабжены золотыми, а не свинцовыми печатями, в знак их чрезвычайной важности. Знаменитый образец - булла, дарующая титул защитника веры королю Генриху VIII. Вплоть до 1878 буллы продолжали писать так же, как и в Средние века, древним готическим письмом с многочисленными сокращениями и без знаков препинания; поскольку такое письмо было трудно читать, вошло в обыкновение сопровождать его копией, написанной обычными буквами. Начиная с понтификата папы Льва XIII (1878–1903) при написании булл пользуются обычным латинским письмом и, дабы облегчить их пересылку по почте, иногда заменяют свинцовую печать красным оттиском печати с тем же изображением.

БУЛЛЬ, УЛЕ (Bull, Ole) (полное имя Уле Борнеманн Булль) (1810–1880), норвежский скрипач и композитор. Родился 5 февраля 1810 в Бергене. Не имея почти никакой профессиональной подготовки, стал одним из виднейших виртуозов 19 в. Его техническое мастерство было феноменальным: он мог бы соперничать с Паганини. Из сочинений Булля сохранились лишь немногие.
Убежденный патриот, Булль во многом содействовал возрождению норвежской культуры в 19 в. Основал в Бергене Норвежский национальный театр (1850) и привлек к работе в качестве драматурга и режиссера 23-летнего Х.Ибсена. Был первым, кто поддержал талант Э.Грига.

Около 40 лет Булль пользовался необычайной популярностью в США, где в 1843 состоялись его первые гастроли. В 1852 он предпринял неудачную попытку основать норвежскую колонию в Пенсильвании, потратив значительную часть личных средств. Умер в своем доме в Люсё близ Бергена 17 августа 1880.

БУЛФИНЧ, ЧАРЛЗ (Bulfinch, Charles) (1763–1844), американский архитектор. Родился 8 августа 1763 в Бостоне (шт. Массачусетс). Окончив Гарвардский университет в 1781, уехал в Европу, где много путешествовал и совершенствовал свои знания. По возвращении на родину в 1786 получил заказ на проектирование первого в Новой Англии жилого квартала с единой планировкой, получившего название Тонтин-Креснт (Бостон). Булфинч построил несколько домов в фешенебельном районе Бикон-Хилл в Бостоне, а в возрасте 32 лет создал проект нового здания администрации штата Массачусетс (Дом штата). В 1818 президент США Дж.Монро назначил его главным архитектором здания конгресса США (Капитолия в Вашингтоне) вместо Б.Латроба. Прежде всего Булфинчу пришлось перестраивать те части здания, которые были сожжены англичанами в 1814. Булфинч является также автором Домов штата в Хартфорде (шт. Коннектикут, 1792–1796) и в Огасте (шт. Мэн, 1829–1831). В 1830 он вернулся в Бостон. Стиль Булфинча представлял собой оригинальное сочетание ренессансных мотивов и отдельных деталей, заимствованных из построек братьев Адам. Умер Булфинч в Бостоне 4 апреля 1844.

БУЛЬТМАН, РУДОЛЬФ (Bultmann, Rudolf) (1884–1976), немецкий протестантский теолог, возможно, наиболее влиятельный исследователь Нового Завета в 20 в. Бультман родился 20 августа 1884 в Вифельштеде (на северо-западе Германии) в семье лютеранского пастора. Окончив гимназию в Ольденбурге, он учился в Тюбингенском и Берлинском университетах. В 1910 защитил докторскую диссертацию в Марбургском университете. Вел преподавательскую деятельность в Марбургском университете (1912–1916), в университетах Бреслау (1916–1920) и Гисена (1920–1921) и, наконец, в качестве ординарного профессора – снова в Марбурге (1921–1951).
Бультман (параллельно с Мартином Дибелиусом, 1883–1947) разработал т.н. форм-анализ, или метод исследования форм и жанров (Formgeschichte), и применил его к Новому Завету. В период между крестной смертью Иисуса (ок. 30) и написанием четырех евангелий (ок. 65–100) изречения Иисуса и рассказы о нем распространялись в раннехристианской общине либо путем устной передачи, либо в виде не дошедших до нас текстов. На этот процесс, по-видимому, оказывали влияние религиозные и социальные реалии жизни первых христиан. С помощью метода форм-анализа Бультман выявлял небольшие единицы текста (перикопы), из которых составлены евангелия, классифицировал их в соответствии с жанровой природой и пытался определить «место в жизни» (Sitz im Leben) каждой перикопы, т.е. ее функцию в жизни раннехристианской общины – проповедническую, вероучительную, богослужебную или полемическую (в спорах с приверженцами других религиозных течений). Очищая новозаветные тексты от последующих наслоений, связанных с редакторской и теологической обработкой в ходе составления евангелий, Бультман надеялся выйти на уровень устной традиции и реконструировать первоначальную керигму (возвещение) раннехристианской церкви. Согласно Бультману, керигма в евангелиях была заключена в мифологическую оболочку, характерную для ментальности людей того времени. Исходя из этого Бультман предложил программу «демифологизации» евангелий: отделения сущностной составляющей провозвестия от мифов, которыми она обросла в ходе устной передачи.

Большинство исследователей евангелий приняли тезис Бультмана о том, что традиция, нашедшая выражение в евангелиях, приобрела окончательную форму под влиянием раннехристианской общины. Более консервативные критики Бультмана, однако, были встревожены вытекающим из его концепции предположением, что традиции, составившие основу Нового Завета, представляют собой продукт творчества общины, так что из евангелий мы можем узнать об Иисусе очень мало.

Бультман был не только крупным экзегетом, исследователем Св. Писания, но и оригинальным теологом. На его мышление сильное влияние оказали теология либерального протестантизма и экзистенциальная философия Мартина Хайдеггера, его коллеги по Марбургскому университету в 1920-е годы. Бультман стремился дать «экзистенциальную интерпретацию» керигмы, которая раскрывала бы «такой подход к человеческому существованию, или экзистенции, который может предложить возможность самопонимания и немифологически мыслящему человеку». Программа демифологизация как бы предваряла эту задачу. «Вера, – писал он в 1928, – не означает простого принятия провозвестия о всепрощающей любви Бога, простой убежденности в истинности этого провозвестия, но подразумевает необходимость строить жизнь в соответствии с ней... то есть жить так, чтобы мое конкретное «сейчас» определялось этим провозвестием».

Выйдя на покой (1951), Бультман не покинул Марбург. Умер Бультман в Марбурге 30 июля 1976. Среди наиболее важных экзегетических работ Бультмана – История синоптической традиции (Die Geschichte der synoptischen Tradition, 1921), Евангелие Иоанна (Das Evangelium des Johannes, 1941) и Теология Нового Завета (Theologie des Neuen Testamentes, 1953).

БУМАГА И ПРОЧИЕ ПИСЧИЕ МАТЕРИАЛЫ. Первые способы получения бумаги отрабатывались на протяжении длительного времени. Известны довольно ранние (868 н.э.) китайские оттиски на бумаге с искусно выполненных на религиозные темы резных изображений по дереву. Производить бумагу в Европе начали в середине 12 в. н.э., но никто не попытался изобразить специалиста-бумажника в процессе труда вплоть до 1568, когда в немецкой книге о ремеслах была помещена изящная гравюра «Бумажник» работы Й.Аммана (1539–1591) в сопровождении стихов об изготовлении бумаги, написанных автором книги, поэтом из Нюрнберга Х.Заксом (1494–1576).

БУМЕДЬЕН, ХУАРИ (Boumedienne, Houari) (1927–1978), руководитель алжирской Армии национального освобождения (АНО) и президент Алжира с 1965 по 1978. Родился близ Гельмы (Алжир) 23 августа 1927 в крестьянской семье. Учился в Тунисе, в 1951 поступил в университет ал-Азхар в Каире, где сошелся с офицерами из организации Насера «Свободные офицеры» и перед возвращением в Алжир в 1955 прошел курс обучения методам партизанской войны. В 1958 Бумедьен был назначен командующим всех баз Фронта национального освобождения (АНО) в западном Алжире и Марокко, в 1960 стал начальником штаба АНО.
После завоевания независимости в 1962 находившаяся под контролем Бумедьена армия поддержала Ахмеда Бен Беллу. Бумедьен стал министром обороны в правительстве Бен Беллы, а после выборов 1963 – вице-президентом Алжирской Республики. 19 июня 1965 совершил государственный переворот, возглавив Революционный совет и объявив себя президентом.

Бумедьен создал ряд новых государственных институтов, начиная с местных собраний (1967) и кончая Национальным народным собранием (1977). В 1976 обнародовал Национальную хартию политических целей и новую конституцию страны, принятые на референдуме. Завершил начатую Бен Беллой национализацию (прежде всего нефтяной отрасли) и приступил к осуществлению аграрной реформы, в соответствии с которой была перераспределена земля и введены новые методы земледелия. В 1975 пытался получить доступ к Атлантическому побережью, заявив о претензиях Алжира на Западную Сахару. Умер Бумедьен в Алжире 27 декабря 1978.


БУНЗЕН, РОБЕРТ ВИЛЬГЕЛЬМ (Bunsen, Robert Wilhelm) (1811–1899), немецкий химик. Родился в Гёттингене 31 марта 1811. Окончил Гёттингенский университет (1830), в возрасте 19 лет получил степень доктора за разработку гигрометра. Во время путешествия по Европе в 1832–1833 познакомился со многими знаменитыми химиками своего времени, посетил промышленные предприятия, прослушал курс лекций в Политехнической школе в Париже. В 1833–1836 был приват-доцентом Гёттингенского университета, в 1836–1839 – преподавателем химии в Высшей промышленной школе в Касселе. В 1839–1851 – профессор химии Марбургского университета, в 1852–1889 – Гейдельбергского. В 1889 ушел в отставку и посвятил себя геологии (еще в 1848 он провел несколько месяцев в Исландии, где изучал гейзеры и дал объяснение этому природному явлению).
Первая крупная работа Бунзена – изучение какодила – относится к пограничной области между органической и неорганической химией. Полученный им здесь важный результат – обнаружение, что какодил является сложным радикалом, – вместе с работами Гей-Люссака по изучению циана и Либиха и Вёлера по исследованию соединений бензола послужил основой теории радикалов. Кроме какодила, Бунзен исследовал другие мышьяковистые органические вещества, что способствовало созданию химии металлоорганических соединений. Во время одного из опытов произошел взрыв сосуда с соединением мышьяка, что едва не стоило ученому жизни: он отравился ядовитыми парами и ослеп на один глаз, в который попал осколок стекла.

Следующая важная область науки, в которой Бунзен оставил свой след, – электрохимия. В 1841 он изобрел угольно-цинковый гальванический элемент («элемент Бунзена»), имевший наибольшую электродвижущую силу из всех известных тогда химических источников тока (~ 1,7 В). С помощью батареи, составленной из таких элементов, получил чистые хром и марганец электролизом растворов их хлоридов, из расплавов хлоридов выделил магний (1852), алюминий, натрий, кальций (1854–1855).

Большую известность получили работы Бунзена по фотохимии, которые он выполнил совместно с английским химиком Г.Роско (1855–1863). Ученые исследовали действие солнечного света на смесь водорода и хлора, превращавшихся в хлорид водорода, а в 1862 ими был сформулирован количественный закон фотохимии, согласно которому количество фотопродукта определяется произведением интенсивности падающего света на время его воздействия на вещество (закон Бунзена – Роско).

В 1854 Бунзен совместно с Г.Кирхгофом начал изучение спектров пламени, окрашенного парами разных металлических солей. В 1860 ученые опубликовали свою совместную работу, где дали описание первого спектрографа и обосновали возможность обнаружения с его помощью неизвестных элементов. Эти исследования привели к созданию метода спектрального анализа, с помощью которого Бунзен и Кирхгоф открыли два новых элемента, содержащихся в водах соляных источников, цезий (1860) и рубидий (1861). Кроме того, Бунзен отыскал противоядие против мышьяковистой кислоты (1834), изучал химию доменного процесса, разработал методы газового анализа (1845). Будучи искусным экспериментатором, он изобрел много лабораторных приборов: газовую горелку (горелка Бунзена), водоструйный насос, ледяной калориметр, паровой калориметр, фотометр с масляным пятном. Эти и другие изобретенные им приборы можно и сейчас найти в любой химической лаборатории. Лаборатория Бунзена в Гейдельберге, подобно лаборатории Либиха в Гиссене, стала научной школой для многих молодых химиков – впоследствии знаменитых ученых (Роско, Тиндаль, Байер и др.).

Умер Бунзен в Гейдельберге 16 августа 1899.

* ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*

тел. 728 - 3241


 

 

 


 

 

 



 

 

 



 

* ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*

тел. 728 - 3241

 

ЗАКАЗАТЬ РЕФЕРАТ

ЗАКАЗАТЬ КУРСОВУЮ

ЗАКАЗАТЬ ДИПЛОМ

Новости образования

Все о ЕГЭ

Учебная литература on-line

Статьи о рефератах

Образовательный софт


   E-mail:info@troek.net

Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
 Тел: (495) 728- 32-41

| Главная | Рефераты на заказ | Типы работ | Предметы и темы | Гарантии | Цены | Заказ и оплата | В помощь студенту |
| Партнерство и рекламма | Вузы Москвы | Вакансии | Разное |

Copyright © 2002 " ТРОЕК НЕТ". All rights reserved.
Web - master: info@troek.net