Реферат, курсовой проект, дипломная работа, эссе, сочинение, контрольная, аналитическая справка на заказ
Главная
Рефераты на заказ
Типы работ
Предметы и темы
Гарантии
Цены
Заказ и оплата
В помощь студенту
Партнерство и реклама
ВУЗы Москвы
Вакансии
Разное





Rambler's Top100


Заказ диплома Заказ курсовой Заказ реферата Заказать диплом курсовой проект дипломнаую работу, эссе, сочинение на заказ
Заказать реферат, курсовую работу, дипломный проект, эссе, сочинение, контрольную работу, аналитическую справку, отчет по практике бизнес-план предприятия экономика право
 

 

* ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*

тел. 728 - 3241

БОГОСЛОВСКИЙ, МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ (1867–1929), русский историк, родился 13 (25) марта 1867 в Москве в семье служащего Московской сохранной казны. Окончил 5-ю городскую гимназию, в 1891 историко-филологический факультет Московского университета. Занимался у профессоров В.И.Герье, П.Г.Виноградова, В.О.Ключевского. По совету последнего темой выпускного сочинения избрал Писцовые книги, их происхождение, состав и значение в ряду исторических источников истории Московского государства ХV, ХVI и ХVII вв. Был оставлен при университете для приготовления к профессорскому званию. Из-за материальных затруднений подготовку диссертации совмещал с работой в качестве управляющего домами Олсуфьева. В 1902 защитил магистерскую (т.е. кандидатскую) диссертацию Областная реформа Петра Великого: Провинция 1719–1727 гг., в том же году вышедшую отдельной книгой. В отличие от П.Н.Милюкова, немногим ранее рассмотревшего хозяйственную и финансовую сторону преобразований Петра I, в диссертации анализировалось их политическое содержание. Используя огромный фактический материал и сравнительно-исторические обобщения, автор характеризовал политику Петра I как политику просвещенного абсолютизма, в его областной реформе видел попытку построения «идеального» государственного здания по европейскому образцу.
В годы первой русской революции и последующий период участия в общественно-политической жизни не принимал. Придерживался консервативных взглядов, считал прочность устоев и незыблемость самодержавного государства необходимыми условиями жизни России. Поэтому в 1911, когда преемник В.О.Ключевского на кафедре русской истории Московского университета А.А.Кизеветтер подал в отставку в знак протеста против реакционных мероприятий министра просвещения Л.А.Кассо, почти без колебаний занял эту должность. Занимался также преподаванием в Московской духовной академии, на высших женских курсах. В 1909 защитил в качестве докторской диссертации монографию Земское самоуправление на русском севере в ХVII в. (ч. 1–2, 1909–1912), в которой представил результаты исследований экономического и социального быта северных территорий, вопросов земельной собственности, расслоения крестьянства, финансовой, административной, судебной, церковной и других сфер земского самоуправления. К этому исследованию тематически примыкают многочисленные специальные очерки, посвященные истории крестьянства (о черносошных и государственных крестьянах, о псковских изорниках и др.).

Революционные события 1917 воспринял как пролог хаоса и анархии, считая Россию неготовой к буржуазному правлению, не говоря уже о социализме. От тягостных размышлений о судьбе отечества спасался работой в архивах и преподаванием в Московском университете, где оставался профессором до 1925. Именно тогда приступил к подготовке фундаментальной научной биографии Петра Великого (Петр Первый. Материалы для биографии, опубликована в 5 томах после смерти автора, уже в 1940–1948), в которой, как сообщал в письме к А.С.Лаппо-Данилевскому, «поставил себе задачею описать его жизнь за каждый день этой жизни». Труд остался незавершенным: изложение событий доведено до 1700.

Умер Богословский в Москве 20 апреля 1929, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

БОГОХУЛЬСТВО (греч. blasphemia), любой оскорбительный или непочтительный акт, слово или намерение в отношении Бога или святыни. Обычно этот термин ассоциируется с сознательным кощунством или поруганием святыни. В Ветхом Завете он часто подразумевает отрицание или отвержение Бога (Лев 24:16; Пс 74:18; Иез 20:27). В Новом Завете евреи обвиняли в богохульстве Христа (Мф 9:3, 16:65; Лк 5:21; Ин 10:36) на том основании, что он присвоил себе атрибуты и прерогативы Бога; однако отвержение евреями Христа здесь расценивалось также как богохульство (Лк 22:65; Деян 13:45, 18:6, 26:11). В Новом Завете говорится об особом виде богохульства – «хуле на Духа Святого» (Мк 3:28-29). В некоторых христианских странах богохульство ранее рассматривалось как гражданское преступление, хулиганство, нарушение общественного порядка, а если оно осуществлялось в печатном издании, приравнивалось к диффамации и клевете. В настоящее время богохульство редко преследуется в юридическом порядке.

БОГОЯВЛЕНИЕ (греч. epiphaneia), в Римско-католической церкви именуемое также «днем светов», «праздником трех царей» и «двенадцатым днем», один из великих христианских праздников (6 января), посвященный явлению родившегося Христа «народам». Канун Богоявления называется «двенадцатой ночью». Долгое время Рождество Христово праздновалось 6 января, но в 4 в. оно было перенесено на 25 декабря. Начиная с этого времени устанавливается праздник Богоявления – в воспоминание о явлении Христа язычникам в лице трех волхвов («царей»), о явлении его божественности в момент его крещения в Иордане и о явлении его могущества в чуде превращения воды в вино в Кане. В Восточных церквах на первый план выступает воспоминание о крещении Христа: в этот день (6 января по старому стилю) совершается обряд водоосвящения, когда освящаются моря, озера, реки и вода, раздаваемая верующим. На Западе основное значение придается поклонению волхвов, что отразилось во многих народных обычаях.

БОДЛЕР, ШАРЛЬ ПЬЕР (Baudelaire, Charles Pierre) (1821–1867), французский поэт и критик, один из писателей 19 в., определивших развитие современной поэзии. Родился 9 апреля 1821 в Париже.
Школьные годы Бодлера были ничем не примечательны и завершились конфузом: его изгнали из лицея Людовика Великого за мелкий проступок и приставили к нему опекуна. В 1839 Бодлер сдал экзамен на степень бакалавра. Поступив в Национальную школу Хартий, он погрузился в студенческую жизнь Латинского квартала, где наделал долгов. Семья терпела его в студентах два года. Отчим оплатил долги, после чего Бодлера послали на два года в Индию. Побитый штормом корабль добрался только до острова Маврикий, где Бодлер убедил капитана отправить его назад во Францию, и в начале 1841 он был уже в Париже.

Через два месяца после возвращения, достигнув совершеннолетия, Бодлер вступил во владение наследством, которое составляло примерно 75 тысяч франков. В 1844 семья с ужасом обнаружила, что он растратил половину капитала. Для распоряжения оставшимися деньгами был приставлен назначенный судом советник. Вероятно, в том же году он познакомился с мулаткой Жанной Дюваль, работавшей статисткой в маленьких парижских театрах. Она стала первой из трех известных любовниц Бодлера и прославилась как Черная Венера, вдохновив его на создание лучшего из трех циклов Цветов зла (Les Fleurs du mal, 1857). Около 1847 Бодлер познакомился с Мари Дебрен, второй своей любовницей. Как и Жанна Дюваль, она была актрисой. Их разрыв в 1859 ознаменовался созданием прекраснейшего стихотворения Мадонна (вошло во второе издание Цветов зла, 1861). С точки зрения славы, а не хронологии, второе место среди подруг Бодлера принадлежит Аполлонии Сабатье, вдохновившей его на цикл Белая Венера.

В 1846 или 1847 Бодлер познакомился с некоторыми рассказами Э.По во французском переводе. После краткого увлечения политикой в 1848 и участия в баррикадных боях на стороне восставших Бодлер в течение следующих семи лет переводил рассказы По и публиковал эссе о писателях и художниках, завоевав репутацию самого тонкого критика своей эпохи.

Два тома эссеистики Бодлера – Романтическое искусство (L'Art romantique, опубл. 1868) и Эстетические редкости (Curiosits esthtiques) – включают статьи о литературе и искусстве, написанные по случаю, с целью добыть денег на пропитание или отделаться от очередного кредитора. Столь же неровные, как и его стихи, они превосходят лучшие образцы своего времени благодаря гениальным прозрениям и умению проникнуть в самую суть проблемы, что обнаруживается в оценках романтизма и критических замечаниях о творчестве Гюго и Бальзака. С точки зрения психологии, большой интерес представляют дневниковые записи, опубликованные в книгах Рвота (Fuses) и Обнаженное сердце (Mon Coeur mis nu); подобно критическим статьям и поразительно длинному рассказу Фангарло (La Fangarlo), они в высшей степени способствуют пониманию его творчества.

В апреле 1857 скоропостижно умер его отчим. Через два месяца вышло первое издание Цветов зла, и Бодлера привлекли к суду как автора безнравственного сочинения. Согласно приговору, он должен был изъять шесть стихотворений и уплатить штраф в триста франков, позднее сокращенный до пятидесяти. При всем его презрении к буржуа Бодлер был потрясен вердиктом и попытался реабилитировать себя, выставив свою кандидатуру во Французскую Академию; позднее, по совету Ш.О.Сент-Бёва, он отказался от участия в конкурсе.

Цветы зла – не просто сборник стихотворений, но цельное поэтическое произведение, которое во втором издании было разделено на шесть «глав», составляющих своеобразную автобиографию современной души в ее жизненном странствии. Первая и самая длинная глава, Сплин и Идеал (Spleen et Idal), показывает поэта, раздираемого противоборствующими силами, которые либо увлекают его на дно, либо возносят на небеса. Это было предвестием циклов об искусстве и любви, но сама глава завершается безрассудным погружением в болото тоски, или «сплина». Во второй главе, Парижские картины (Tableaux Parisiens), поэт в течение суток блуждает по улицам Парижа, терзаясь своими бедами среди удручающего равнодушия современного города. В третьей главе, Вино (Le Vin), он пытается найти забвение в вине и наркотиках. Четвертая глава, Цветы зла (Fleurs du mal) – это цикл искушений, бесчисленных грехов, перед которыми он не устоял. В пятой главе, Мятеж (Rvolte), брошен яростный вызов судьбе. Последняя глава, Смерть (La Mort), означает конец странствия. Движение сюжета отражается в составляющих книгу «главах», в образующих «главы» различных циклах и, наконец, в отдельных стихотворениях, которые, подобно всему сборнику в целом, часто тоже заключают в себе некий цикл. Символом освобождения предстает море, занимающее столь важное место в поэзии Бодлера; одновременно это символ бесконечного, изнурительного кружения, которое не может дать покоя и отдохновения.

Цветы зла оказали огромное влияние на развитие современной поэзии. Французские последователи Бодлера – Ст.Малларме, А.Рембо, Т.Корбьер, Ж.Лафорг и др. – начинали с откровенных подражаний его манере. Сильное влияние Бодлера можно обнаружить в творчестве Р.М.Рильке, Г.фон Гофмансталя и Р.Демеля (Германия); Р.Дарио (Латинская Америка); А.К.Суинберна и А.Саймонса (Англия); Х.Крейна (США).

Второе издание Цветов зла появилось в 1861. Шесть осужденных стихотворений были изъяты, но среди заменивших их сочинений оказалось несколько шедевров. В течение какого-то времени Бодлер лелеял мечту переселиться в Бельгию, где не было цензуры. Он надеялся опубликовать там свой сборник без купюр, заработать денег лекциями и найти временное убежище от кредиторов. Со всех точек зрения эта поездка оказалась бедствием. Издательские планы Бодлера рухнули, лекции окончились провалом, бельгийцы обманули его при выплате гонорара. В апреле 1865 в иезуитской церкви Сен-Лу в Намюре с ним случился удар. Частично парализованный, он лишился речи. Его перевезли в Париж и поместили в частную лечебницу. Умер Бодлер в Париже 31 августа 1867.


БОДЛИ, ТОМАС (Bodley, Thomas) (1545–1613), английский дипломат, ученый и основатель знаменитой Бодлианской библиотеки в Оксфорде. Родился в Эксетере 2 марта 1545. Учился в Женеве и в Модлин-колледже в Оксфорде, выполнял дипломатические миссии в Дании, Германии, Франции и Голландии. Вернулся в Англию в 1597 и посвятил остаток дней восстановлению и расширению университетской библиотеки в Оксфорде, ставшей первой публичной библиотекой в Европе (1602). В 1610 «Стейшнерз компани» взялась доставлять библиотеке экземпляр каждой книги, выходящей в Англии. В 1604 Бодли был возведен в рыцарское достоинство, а библиотеке было присвоено его имя. Умер Бодли в Лондоне 28 января 1613.

БОДУЭН (Baudouin) (1930–1993), король бельгийцев (roi des Belges), старший сын короля Леопольда III. Родился 7 сентября 1930; получил домашнее образование, находясь вместе с отцом Леопольдом III сначала в военном плену в Бельгии (1940–1944), затем после германского и австрийского плена (март-май 1944) в эмиграции в Швейцарии (1944–1950), где учился в частных школах, в том числе в Женевском колледже. После отречения Леопольда III от престола 17 июля 1951 принц Бодуэн, по достижении совершеннолетия, был провозглашен королем бельгийцев. В декабре 1960 он женился на дочери знатного испанского гранда Фабиоле де Мора-и-Арагон; их брак оказался бездетным
В период правления Бодуэна Бельгия не раз сталкивалась с серьезными проблемами, но благодаря политическим компромиссам и дальновидной политике короля и правительства удалось успешно провести деколонизацию бельгийских владений в Африке и реформу политико-административной структуры Бельгии, предотвратив распад страны и создав федеративное государство, в котором на правовой основе теперь существуют три автономных региона – Фландрия, Валлония и Брюссель – и три языковых сообщества – французское, нидерландское (фламандское) и германоязычное.

Бодуэн стремился отдалить монархию от политики и взять на себя роль беспристрастного посредника между враждующими лингвистическими общинам и трения между которыми неоднократно приводили к падению коалиционных правительств. В 1990, не желая обострять отношения с католической церковью, он заявил, что по религиозным мотивам не может поддержать закон, разрешающий аборты; тогда с его согласия бельгийское правительство приняло отставку короля (на один день), и кабинет министров, взяв на себя всю полноту власти, утвердил закон. Такое решение вопроса предотвратило конфликт с Ватиканом. Умер Бодуэн в Мотриле (Испания) 31 июля 1993. Трон занял его брат Альберт II.

БОДХИСАТТВА (пали , санскр. – «cущество, стремящееся к просветлению»), в традиционном буддизме и буддизме махаяны, лицо, принявшее решение стать буддой, чтобы достичь нирваны и помочь другим существам выйти из безначальных реинкарнаций и страданий.
В «ортодоксальном» буддизме тхеравады образ бодхисаттвы занимает почетное, но сравнительно маргинальное положение. Бодхисаттвами были только бывшие будды (их насчитывается 24, последним был исторический Будда – Гаутама Шакьямуни), а также будда грядущего мирового порядка – Майтрея. На этом пути будущие будды культивировали все необходимые «совершенства» (парами), а также со-страдание к живым существам (каруна) и со-радование им (метта), а в собрании джатак описываются подвиги самопожертвования Будды в его прежних рождениях, наподобие знаменитого кормления голодной тигрицы собственным телом, – подвиги, явно противоречащие буддийской ориентации на срединный путь между любыми крайностями.

В сотериологии махаяны идеал бодхисаттвы становится приоритетным и определяющим. Его реализация возможна уже не только для 25 будд, но и для каждого буддиста. На то имеется и «космологическая санкция»: число бодхисаттв, как и будд, мыслится бесконечным, и они населяют не только земной, но и небесные миры. Будущий бодхисаттва, которым может быть не только человек, но и любое другое существо, дает однажды великий обет достичь «просветления» и избавить все существа от круговорота сансары. В поэме Шантидэвы Бодхичарьяватара (7–8 вв.) бодхисаттва торжественно обещает использовать накопленную им «заслугу» (пунья) для облегчения страданий живых существ (передача заслуги в традиционном буддизме была немыслимой) и служить лекарством, врачом и сиделкой всем, кто еще не избавился от болезней сансары; он хочет быть защитником нуждающихся в защите, проводником блуждающих в пустыне, кораблем, пристанью и мостом для ищущих берега в море сансары, светильником слепых, ложем уставших и слугой всех нуждающихся. Длительность пути бодхисаттвы исчисляется мировыми периодами. Бодхисаттва должен достичь 10 ступеней совершенства, которым посвящались отдельные трактаты и которые соответствуют 10 «совершенствам» – парамитам. Некоторые классификаторы вменяют ему также обретение 37 начал просветления, в числе которых четыре состояния внимания, четыре сверхспособности и пять сверхсил. Еще одно отличие махаянского бодхисаттвы – культивирование созерцания пустотности всего сущего (шуньята), которое мыслится необходимым условием сострадания, но на деле оказывается условием его «снятия»: поскольку все сущее пусто и преходяще и некого и нечего почитать или порицать, то нет ни радости, ни страдания, а потому и того, что следует любить или ненавидеть. «Ищите их, – увещевает Шантидэва, – и вы их не найдете!».

Бодхисаттвы занимают значительное место в пантеоне центральноазиатской и дальневосточной махаяны и включают ряд учителей буддизма (начиная с Нагарджуны и Асанги), но преимущественно – мифологические персонажи, список главных из которых варьирует от 8 до 10 (наиболее популярны Авалокитешвара, Манджушри, Ваджрапани, Кшитигарбха).

(40.42 Кб)

Путь бодхисаттвы. Иерархия ступенек лестницы достижений бодхисаттвы обнаруживается в Аштасахасрикапраджняпарамите (1–2 вв.), в Лалитавистаре (3–4 вв.), в современной ей Махаяанасутраланкаре, но специальным эссе на данную тему была Дашабхумикасутра (Наставление о десяти уровнях) – трактат протойогачары, составленный, вероятно, в 3 в., в котором иерархизируются уровни совершенства того, кто следует «путем бодхисаттвы», каждый из которых соотносится с определенным «совершенством» – парамитой, что позволяет составителю текста систематизировать практически всю сотериологию махаяны. 10 «ступеней» излагаются бодхисаттвой Ваджрагарбхой в ответ на просьбу Будды рассказать о них всем присутствующим.

На первой ступени – «радостной» (прамудита) – начинающий бодхисаттва овладевает совершенством щедрости (дана). Он доверяет буддам, заботится обо всех, прилежен в изучении дхармы; его щедрость «нематериальна», ибо он сострадает живым существам, которые не заботятся о своем «освобождении», и готов пожертвовать ради них женами, детьми, членами тела, здоровьем и самой жизнью. «Радостной» эта ступень оказывается потому, что он ликует из-за своего превосходства над «обычными людьми».

На второй ступени – «незагрязненности» (вимала), адепт овладевает совершенством нравственности (шила), который идентичен «профессиональному» освоению самодисциплины по методу классического восьмеричного пути (последний включается, таким образом, в виде «частного случая» в иерерахию достижений в махаяне). «Незагрязненность» означает освобождение от нечистоты аффектов, ибо практикующий на этой стадии становится свободным от желаний, другом, наставником и покровителем других существ.

На третьей ступени – «лучезарной» (прабхакари) – адепт становится «светильником учения», способным к уразумению сокровенных умозрительных истин. Здесь он овладевает совершенством терпения (кшанти), ибо денно и нощно изучает махаянские сутры. На этой же ступени он становится экспертом в четырех нормативных медитациях и достигает «обителей Брахмы», развивая благость, со-страдание (каруна), со-радование (майтри) и бесстрастие, и уже начинает излучать свет в небесных регионах.

Четвертая ступень – «пламенная» (арчишмати) – позволяет адепту созерцать истинную природу всех существ и населяемого ими мира. В его «огненном» видении отражаются преходящий характер сущего и значение «освобождения», и он бросает прощальный взгляд на остатки ложных воззрений, прежде всего связанных с представлением о своем Я. Здесь он овладевает совершенством мужества (вирья), так как окончательно укрепляется в истинной вере в «три драгоценности» буддизма – Будду, учение и общину.

Пятая ступень – «чрезвычайно труднодостижимая» (судурджая), ибо только теперь можно «реализовать» различие истины конвенциональной (самврити-сатья) и абсолютной (парамартхика-сатья) и, соответственно, конечную «пустотность» всего сущего. Поскольку адепт печется о благе живых существ, эта ступень соотносится с освоением совершенства медитации (дхьяна).

Шестая ступень – «перед лицом [полной ясности]» (абхимукхи), ибо на данной стадии адепт становится экспертом в совершенстве познания (праджня). Познание-премудрость позволяет ему видеть глубинное единство сансары и нирваны, а также то, что все вещи суть «только сознание».

На седьмой ступени – «далеко распространяющейся» (дурангама) – адепт становится настоящим бодхисаттвой. Он может войти в паранирвану, но медлит ради «освобождения» других существ, предпочитая «активную нирвану» (апратиштхита-нирвана). Теперь он овладевает сразу двумя новыми совершенствами: умением использовать любые средства ради помощи «сансарным» существам (упая) и способностью передавать им свой запас «заслуги» (пунья).

Восьмая ступень – «недвижимая» (ачала), ибо бодхисаттва непоколебим в своей решимости действовать в этом мире ради «освобождения» других существ. Соответствующим совершенством является поэтому верность великому обету (пранидхана). Бодхисаттва может принимать любой внешний облик, чтобы оказать помощь другим существам.

На девятой ступени – «благочестивого размышления» (садхумати) – бодхисаттва использует весь свой интеллектуальный потенциал для проповеди дхармы. Здесь реализуется совершенство всемогущества (бала), которое проявляется также в постижении бодхисаттвой магических формул (дхарани), этих «словесных талисманов», которые он передает дальше ищущим «освобождения».

Наконец, десятая ступень – «облако учения» (дхармамегха) – превращает его в небесного бодхисаттву. Он восседает, как «освященный» (абхишикта) на небе, на великом лотосе, и его тело излучает особый свет. Соответствующее совершенство – полнота знания (джняна), а с облаком он сравнивается потому, что, подобно тому, как оно проливает дождь, он, распространяя свои лучи на землю, смягчает печаль и страдание живых существ. Бодхисаттва становится Майтреей, который ожидает своего часа на небе, чтобы явиться на землю новым буддой. Восхождение адепта, начавшееся с ликования по поводу превосходства над «обычными людьми», завершается полнотой самообожествления.

Символика иерархии ступеней продвижения адепта по «пути бодхисаттвы» нашла отражение в буддийском зодчестве. Знаменитый храм архитектурного комплекса Боробудур (Центральная Ява), датируемый 8–9 вв., состоит из основания (символизирует мир), над которым надстроены шесть квадратных платформ (первые уровни-совершенства), а над ними три круглых (высшие уровни-совершенства), которые завершаются ступой (последняя ступень «небесного бодхисаттвы»). Последовательность ярусов совершенства должна внушать мысль, что можно, начав с щедрости, мало-помалу стать еще одним, новым божеством, способным «проливать» милости на землю.

БОДХИЧАРЬЯВАТАРА (санскр. – «Вхождение в жизнь, [ведущую] к просветлению»), основное произведение мадхьямика Шантидэвы (7–8 вв.), сына одного из царей, правившего на полуострове Саураштра (совр. Гуджарат), автора нескольких сочинений, систематизирующих учение махаяны. Одно из них – Шикшасамуччая (Свод учения) – представляло собой попытку кодифицировать в 27 стихах. Бодхичарьяватара написана в совершенно ином стиле – весьма прочувствованной поэзии и доверительного диалога автора с читателем – и вдохновила не менее 11 комментаторов (сочинения которых сохранились на тибетском языке).
Глава I открывается прославлением мысленного стремления к «просветлению» (бодхичитта), решимости стать буддой ради «освобождения» всех живых существ. Шантидэва сам принимает это решение, радуется всем добрым делам обитателей земли, молит будд всех частей света возжечь светильник дхармы для пребывающих в неведении и уговаривает бодхисаттв «отложить» свою нирвану, чтобы помочь достичь ее другим.

В главе III он уже обращается к самому себе как ставшему на путь бодхисаттвы, торжественно обещая использовать накопленную им «заслугу» (пунья) для облегчения страданий и служить лекарством, врачом и сиделкой всем, кто еще не избавился от болезней сансары. Он хочет быть защитником тех, кто нуждаются в защите, поводырем блуждающих в пустыне, кораблем, пристанью и мостом для ищущих берега в море сансары, светильником для слепых, ложем для уставших и слугой всех, кто в нем нуждается.

Главы IV–VIII посвящены обету бодхисаттвы и тем «совершенствам» (парамиты), которыми он призван овладеть. Прежде всего, он должен быть готов пожертвовать собой ради других, но ему следует также соблюдать и правила нравственного поведения (шила), изложенные в авторитетных текстах, которые он призван изучать. У людей три главных врага: гнев, ненависть и страсть. Ранят нас именно они, а не «внешние» враги. Последних мы должны любить так же, как и всех остальных, ибо если мы любим все создания, то этим радуем будд, а когда пытаемся нанести им ущерб, враждуем и с буддами. Когда кто-то обижает меня, это лишь результат его кармы – почему же я должен гневаться на него в ответ? Нельзя ненавидеть даже врагов религии – тех, кто осмеивает и уничтожает изображения Будды, ступы и даже пытается разрушить само учение (эта тема была весьма актуальной на стадии решающего вытеснения буддизма из Индии). Тот, кто желает добра другим, делает его буддам и бодхисаттвам, которые сами неоднократно сходили в ады ради блага живых существ. Бодхисаттва с самого начала не должен отличать себя от других, и именно полное отождествление себя с другими является тем духовным упражнением, которое он должен особенно прилежно выполнять. Подобно тому как человек любит свои руки и ноги, так он должен любить и другие существа. Шантидэва вдохновенно доказывает, что для благочестивого «ученика просветления» должно быть очевидно единство себя и других (паратмасамата), более того, он должен стремиться к «превращению других в себя» (паратмапаривартана).

Тональность энтузиастического альтруизма, однако, резко сходит на нет в главе IX. «Опьянение состраданием» завершается холодным отрезвлением под действием «негативной диалектики» мадхьямики. Все в мире тщетно и преходяще, но если иллюзия в связи с выполнением обязанностей (карьямоха) благотворна, то иллюзия в связи с собственным Я (атмамоха) вредоносна (при этом, однако, не уточняется, каким образом можно оправдать благотворную иллюзию, если она опирается на вредоносную, ибо обязанности по отношению к другим невозможны без различения Я и «другого»). После возвышенного изложения учения об активном сострадании Шантидэва приходит к выводу о том, что поскольку все сущее пусто и преходяще и некого почитать или порицать, то нет ни радости, ни страдания, а потому и того, что и кого следует любить или ненавидеть, – ищите их где угодно, и все равно не найдете! Как мадхьямик Шантидэва принимает учение о двух уровнях истины (см. ПРАДЖНЯПАРАМИТСКИЕ ТЕКСТЫ), и если на уровне конвенциональном были друзья (все живые существа) и враги (главные страсти), то на уровне абсолютном нет ни тех, ни других (а потому и само деятельное сострадание является «условным», полезным или вредным в зависимости от точки отсчета).

В Х главе поэт вновь начинает испытывать ностальгию по идеалу активного сострадания и необходимости работать для освобождения даже обитателей ада и просит для этого помощи у бодхисаттвы Манджушри. Во времена тибетского историка буддизма Таранатхи (16–17 вв.) высказывались сомнения относительно подлинности данной главы, и один из комментаторов Бодхичарьяватары воздержался от ее истолкования, хотя знал ее

БОЕВЫЕ ИСКУССТВА, различные системы единоборств и самозащиты преимущественно восточно-азиатского происхождения; развивались главным образом как средства ведения рукопашного поединка. В настоящее время практикуются во многих странах мира в основном в виде спортивных упражнений, ставящих своей целью физическое и духовное совершенствование. См. также АЙКИДО; ДЗЮДО; КАРАТЭ.Несмотря на то, что боевые искусства изначально преследовали цели самозащиты, в некоторых из них предусматривается использование холодного оружия. В этом случае оружие рассматривают как «продолжение руки». Существуют также боевые искусства, предполагающие владение конкретным видом оружия, например мечом.

БОЗАНКЕТ, БЕРНАРД (Bosanquet, Bernard) (1848–1923), британский философ, представитель неогегельянства. Родился в Рок-Холле (графство Нортамберленд, Англия) 14 июня 1848. Получил образование в Харроу и Бейллиол-колледже Оксфордского университета. С 1870 до 1881 был научным сотрудником и наставником в Юниверсити-колледже Оксфордского университета; затем, переехав в Лондон, принял самое деятельное участие в работе Общества милосердия, Лондонского этического общества, читал лекции в рамках просветительской деятельности университета. С 1903 до 1908 занимал должность профессора моральной философии в университете Сент-Андруса (Шотландия), а в 1911–1912 читал лекции в Эдинбургском университете. Наиболее значительные результаты были получены Бозанкетом в логике, метафизике и эстетике.
Вместе с Ф.Брэдли, своим другом и коллегой по Оксфорду, Бозанкет являлся главой английской школы абсолютного идеализма, черпая главные идеи из философии Платона и Гегеля. Сердцевиной его учения была идея, что только в рамках целого, в законченной и абсолютной системе вещей, мы находим подлинную истину и реальность. Рассматривать что-либо абстрактно, т.е. вне контекста, – значит не видеть реальности. Чтобы понять, что собой представляет какой-нибудь телесный орган, скажем желудок, мы должны увидеть его функцию внутри тела. Подобно этому, чтобы понять, что такое тело, мы должны установить его отношения с окружающей средой, и точно так же обстоит дело с каждой последующей целостностью. Каждая следующая целостность более понятна, и не столько в силу масштаба, сколько в силу своей организации; каждая все ближе к совершенной системе, в которой каждая из частей предполагается другими частями. Такого рода систему Бозанкет называл «конкретной универсалией», или «индивидуумом».

В его самой известной работе Принцип индивидуальности и ценность (The Principle of Individuality and Value, 1912) эта система служит мерой истины, добра и красоты. Истина заключается не в соответствии идей грубым фактам восприятия: таких фактов не существует. Само восприятие есть мыслительная конструкция, возведенная на фундаменте ощущений, и в меру своего масштаба и связности эта конструкция есть истина.

На тех же соображениях основывается бозанкетовский идеал самореализации в этике и политике. Разум по самой своей сущности есть попытка со стороны фрагментарного опыта сделать себя организованной целостностью. Сам по себе он этого достичь не может, так как является лишь органом в системе социального организма и его истинное назначение – служить сообществу. Поскольку благо этого сообщества является моральной целью каждого из его членов, законы сообщества – даже если они предполагают наказание – представляют собой «действительную волю» самого индивида. Для Бозанкета, как и для его учителя Т.Грина, политическое обязательство исходит из необходимости государства и служит общему благу; политика есть прикладная этика. Обвинение в тоталитарных наклонностях в отношении Бозанкета безосновательно: он был ярко выраженным либералом и интернационалистом. Умер Бозанкет в Лондоне 8 февраля 1923.

Среди других его работ отметим следующие: Познание и реальность (Knowledge and Reality, 1885); Логика (Logic, 1888); История эстетики (History of Aesthetics, 1892); Философия государства (Philosophical Theory of the State, 1899); Некоторые идеи в области этики (Some Suggestions in Ethics, 1918); Общественные и международные идеалы (Social and International Ideals, 1917); Три главы о природе сознания (Three Chapters on the Nature of Mind, 1923).

БОЙ БЫКОВ (торео, коррида, тавромахия), публичное зрелище, во время которого боец (тореро или матадор) дразнит быка красным полотнищем (мулетой), проделывая серию искусных телодвижений, а в завершение корриды, как правило, убивает быка шпагой.
Происхождение корриды уходит корнями в глубокую древность: по-видимому, она была связана с земледельческими обрядами, призванными повысить плодородие. В Испанию бои быков были принесены маврами, которые господствовали на Иберийском полуострове с 8 по 15 вв. Вместе с тем коррида в ее современной форме возникла в середине 1720-х годов, когда испанский тореро Франсиско Ромеро изобрел мулету – кусок ткани, укрепленный на палке. До 18 в. коррида проходила иначе: всадники, представители знати, убивали быка копьями.

В Испании бой быков стал излюбленным национальным развлечением. Этот обычай распространился также в Португалии и в ряде стран Латинской Америки.


БОЙЛЬ, РОБЕРТ (Boyle, Robert) (1627–1691), английский химик и физик. Родился 25 января 1627 в замке Лисмор (графство Уотерфорд, Ирландия). В 1635 в возрасте 8 лет поступил в Итон. В 1638 вместе с наставником отправился в путешествие по странам Европы, учился во Флоренции и Женеве. В 1644 вернулся в Англию и поселился в своем имении Стелбридж. Занимался исследованиями в области естественных наук, уделяя вместе с тем много времени религиозным и философским вопросам. В 1654 переехал в Оксфорд, где оборудовал лабораторию и с помощью специально приглашенных ассистентов проводил опыты по физике и химии. Одним из таких ассистентов был Р.Гук. В 1660 Бойль усовершенствовал воздушный насос Герике и поставил с его помощью ряд опытов: продемонстрировал упругость воздуха, определил его удельный вес и т.д. В 1662 открыл закон изменения объема воздуха с изменением давления, который независимо от него установил в 1676 Э.Мариотт (закон Бойля – Мариотта). В 1668 Бойль получил степень почетного доктора физики Оксфордского университета; в том же году переехал в Лондон. В 1673 опубликовал результаты опытов по обжигу металлов в запаянных сосудах, которые ошибочно объяснял поглощением «корпускул» огня металлами. Правильную интерпретацию эти опыты получили столетие спустя в трудах Лавуазье. Среди других работ Бойля – исследование упругости твердых тел, поведения воды при затвердевании, гидростатических эффектов. В 1663 он открыл цветные кольца в тонких слоях, названные впоследствии ньютоновскими.
Умер Бойль в Лондоне 30 декабря 1691.


БОККАЧЧО, ДЖОВАННИ (Boccaccio, Giovanni) (1313–1375), итальянский прозаик, поэт, гуманист. Незаконный сын купца Боккаччо дель фу Келлино, известного больше как Боккачино из Чертальдо, городка к юго-западу от Флоренции, Боккаччо родился в 1313 предположительно в Париже; его мать, Жанна, была француженкой.
Ко времени рождения сына Боккачино работал на флорентийский банкирский дом Барди. В 1316 или немногим позже работодатели отозвали его во Флоренцию. Он взял с собой сына, и ранние годы будущий писатель провел в благотворной атмосфере города, где к тому времени процветали коммерция и искусства. Под руководством Джованни да Страда, отца поэта Дзаноби, он изучал «грамматику» (латынь). Позднее отец решил ознакомить его с «арифметикой» – искусством вести счета.

В 1327 дом Барди послал Боккачино в Неаполь управляющим Неаполитанским отделением банка. В Неаполе Джованни, уже мечтавшего о славе поэта, отдали в ученики к флорентийскому купцу. В этой должности он, по его словам, потратил впустую шесть лет. Еще шесть лет было потрачено на изучение канонического права, вновь по настоянию отца. Лишь затем Боккачино назначил Джованни содержание.

Жизнь в Неаполе чрезвычайно развила Боккаччо. Сын влиятельного банкира, не раз ссужавшего деньгами короля Роберта Анжуйского (1309–1343), он имел доступ ко двору просвещенного монарха, где встречал солдат, мореплавателей, богатых купцов и философов. Тогда же Боккаччо пережил несколько любовных увлечений, пока 30 марта 1336 в маленькой церкви Сан Лоренцо не встретил женщину, Марию д'Аквино, вошедшую в историю литературы под именем Фьямметты. Для нее или о ней написаны практически все ранние книги Боккаччо. Поначалу роман развивался в лучших традициях куртуазной любви, но вскоре Мария стала любовницей Джованни. Она недолго хранила ему верность. Уязвленный изменой Боккаччо написал сонет – одно из самых злых обличений в итальянской литературе.

В 1339 дом Барди потерпел крушение. Боккачино потерял работу, Джованни лишился содержания. Какое-то время он пытался прожить на скудный доход от маленького имения под Пьедигротта, подаренного ему отцом. После смерти мачехи и единокровного брата, 11 января 1341, он вернулся во Флоренцию. В жизненных неурядицах Боккаччо поддерживали лишь дружба Петрарки, с которым он познакомился в 1350, когда тот приехал во Флоренцию, и нежная любовь к своей незаконной дочери Виоланте, смерть которой он оплакал в латинских стихах.

Флоренция назначила Боккаччо своим казначеем, поручила приобрести у Неаполя город Прато и по меньшей мере семь раз посылала с важными дипломатическими поручениями, из них трижды – к различным папам. По долгу службы он объездил всю Италию, бывал в Авиньоне и, вероятно, в Тироле. Последние годы жизни Боккаччо были безрадостными. Будучи немолодым человеком, он влюбился во вдову, которая выставила его на посмешище. В ответ Боккаччо написал небольшую книгу Ворон (Il Corbaccio, 1355) – шедевр женоненавистничества даже для эпохи, когда оно было в порядке вещей. Несколько лет спустя его посетил монах Иоахим Чани и, укоряя Боккаччо за «греховный» тон сочинений, убеждал его сжечь все свои книги. Лишь письмо Петрарки удержало писателя от этого шага. Затем Боккаччо предпринял поездку в Неаполь, но его там не ждали ни обещанная работа, ни сердечный прием. Тогда он уехал на родину отца, в Чертальдо.

В последний раз Боккаччо появился на людях в 1373, когда ему было поручено прочесть во Флоренции курс лекций о Данте. Но силы его покидали, и из задуманного курса он прочел лишь малую часть. Умер Боккаччо в Чертальдо 31 декабря 1375.

Творческое наследие Боккаччо обширно и разнообразно. Помимо романа в новеллах Декамерон (Decamerone, 1348–1351), он написал четыре больших поэмы, роман и повесть, аллегорию в духе Данте Амето (L'Ameto, 1342), сатиру Ворон, биографическую книгу Жизнь Данте Алигьери (Vita di Dante, 1360–1363) и комментарии к 17 песням его Божественной комедии, четыре трактата на латинском языке, множество стихотворений, письма и латинские эклоги.

Некоторые сочинения Боккаччо оказали немалое влияние на писателей последующих поколений. Так, поэма Филострато (Filostrato, 1338) вдохновила Чосера на создание Троила и Хризеиды, около 2700 строк которой – почти дословный перевод из Боккаччо. Другая большая поэма Боккаччо, Тезеида (Teseida, 1339), написанная октавами, дала тому же Чосеру сюжет для истории рыцаря в Кентерберийских рассказах. В 1344–1346 Боккаччо написал поэму Фьезоланские нимфы (Ninfale Fiesolano), изысканную идиллию, не превзойденную даже в пору расцвета литературы Возрождения.

Романы Филоколо (Filocolo, 1336) и Элегия мадонны Фьямметты (L'Elegia di madonna Fiammetta, 1343), несмотря на некоторое многословие, дают яркие и правдивые картины жизни Неаполя и представление о роли в ней Боккаччо. Первый является пересказом старинной французской легенды Флуар и Бланшефлор. Второй глубоко автобиографичен и считается первым психологическим романом. Из научных трудов Боккаччо лишь Жизнь Данте Алигьери и приложенные к ней Комментарии к Божественной комедии (Commento alla Commedia) сохраняют научную ценность. Они основаны на материалах, предоставленных племянником Данте Андреа Поцци, его близкими друзьями Дино Перини и Пьеро Джардино, его дочерью Антонией (в монашестве сестрой Беатриче) и, возможно, сыновьями Пьетро и Якопо. С Боккаччо берет начало культ Данте. Латинские трактаты Боккаччо О злоключениях знаменитых мужей (De casibus virorum illustribus), О знаменитых женщинах (De claris mulieribus), О генеалогии богов (De genealogia deorum gentilium) и О горах, лесах, источниках... (De montibus, silvis, fontibus, lacubus, etc.), многое теряя из-за традиционного для Cредневековья догматического подхода, интересны биографическими отсылками и имеют историческое значение как образцы предгуманистической литературы.

Примечательны события, послужившие толчком к созданию Декамерона. В 1348 в Европе свирепствовала эпидемия бубонной чумы, унесшая жизни 25 миллионов человек. Болезнь не обошла и Италию, включая Флоренцию. Чума затронула и нравы. Одни увидели в ней карающую руку Господню, и это стало причиной мощного всплеска религиозности. Другие – их было большинство – сделали жизненным принципом «carpe diem» – «лови мгновенье». К ним относился и Боккаччо.

Задолго до того он собирал забавные и любопытные притчи, истории и анекдоты. Источники были самые разные: восточные сказки и французские фаблио, Римские деяния (Gesta Romanorum) и ранние сборники новелл, такие, как Новеллино (Cento Novelle Antiche) и Похождения сицилийца (L'Avventuroso Ciciliano), дворцовые и уличные сплетни и, наконец, реальные события того времени. Умудренный жизненным опытом и пережитыми бедствиями, в расцвете творческих сил, Боккаччо был готов приступить к их обработке. Сделав рассказчиками трех юношей (каждый из них, возможно, представляет какую-то сторону личности автора) и семь молодых женщин (вероятно, его возлюбленных), которые, спасаясь от чумы, покидают Флоренцию, Боккаччо свел все новеллы в единое, цельное произведение.

Несмотря на очевидное влияние цицероновского маньеризма, язык Декамерона живой, красочный, богатый, изысканный и мелодичный. Боккаччо галантен, уравновешен, более искушен, порой циничен, но неизменно человеколюбив. Он оставил нам картину блестящей и бурной эпохи – осени Средневековья. Из Декамерона черпали образы и идеи Чосер, У.Шекспир, Мольер, мадам де Севинье, Дж.Свифт, Ж.Лафонтен, И.В.Гете, Д.Китс, Дж.Г.Байрон и Г.У.Лонгфелло.

БОККЕРИНИ, ЛУИДЖИ (Boccherini, Luigi) (1743–1805), итальянский виолончелист и композитор, родился 19 февраля 1743 в Лукке. Свои первые сочинения – шесть струнных квартетов – опубликовал в 1768 в Париже. Был придворным композитором прусского короля Фридриха Вильгельма II; после его смерти (1797) поселился в Мадриде, где умер в нищете 28 мая 1805. Боккерини написал множество камерных произведений, из которых в наши дни исполняются лишь немногие. Его знаменитый менуэт ля мажор входит в струнный квинтет ми мажор. Сочинения Боккерини отличаются свежестью звучания, мастерством и изяществом оркестрового письма, хотя им и недостает драматической выразительности.

БОКЛЬ, ГЕНРИ ТОМАС (Buckle, Henry Thomas) (1821–1862), английский историк, известный своим трудом История цивилизации в Англии (History of Civilization in England, 1857–1861). Родился в Ли (графство Кент) 24 ноября 1821. Из-за слабого здоровья вынужден был учиться в домашних условиях, и оригинальность работ Бокля во многом обязана отсутствию у него формального образования. Идея создания Истории цивилизации впервые пришла Боклю в голову, когда ему было 18 лет, но первый том появился только в 1857. Работа сразу же завоевала успех и сделала автора знаменитым. Второй том был опубликован четыре года спустя и был встречен с тем же одобрением. Однако Бокль никак не мог вполне оправиться после смерти матери в 1858. В 1861, желая укрепить душевное и телесное здоровье, он отправился в путешествие по Египту и Святой Земле. В 1862, заразившись тифом, умер в Дамаске (29 мая), оставив незавершенным труд своей жизни.
В Истории цивилизации Бокль утверждал, что человеческая история не является игрой слепого случая, свобода воли – лишь иллюзия. Поэтому к истории следует применить методы естествознания. «Я давно вынашивал убеждение, – писал он, – что прогрессивное развитие любого народа подчиняется законам, столь же правильным и достоверным, как законы материального мира. Найти эти законы – вот в чем цель моей работы». Климат, пища и почва, доказывал Бокль, определяют физическое и умственное развитие нации, и он обосновывал этот тезис, приводя примеры из истории различных стран и эпох. В его изложении история человечества является историей борьбы между обскурантизмом и просвещением, насилием и свободой, мертвящей ортодоксией и живым скептицизмом.


БОЛГАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Золотой век древнеболгарской литературы начался во второй половине 9 в., когда Болгария первой среди славян приняла христианство, а святые Кирилл (ум. 869) и Мефодий (ум. 885) и их последователи, прежде всего Иоанн Экзарх Болгарский (ум. ок. 930), перевели византийские христианские тексты на старославянский (церковнославянский) язык. Серебряный ее век завершился в 14 в., когда Второе Болгарское царство пало под натиском Османской империи в 1396. Литература свелась к рукописным сборникам религиозно-нравоучительных сочинений, т.н. дамаскинам (по образцу проповедей греческого епископа 16 в. Дамаскина Студита).
Национальное возрождение началось в 1762, когда монах Паисий Хилендарский (1722–1798?) завершил свою Славяно-болгарскую историю. Революционная антитурецкая агитация достигает наибольшей остроты к 1876 – году неудачного Апрельского восстания, во время которого погиб крупнейший поэт и революционный деятель Х.Ботев (1848–1876).

После освобождения Болгарии Россией в 1878 Апрельское восстание было воспето И.Вазовым (1850–1921) в классическом романе Под игом (1889). Автор многочисленных рассказов, путевых заметок, повестей, пьес и стихов, Вазов стал непревзойденным выразителем национального духа. Возросшего на национальной почве обывателя увековечил в образе Бая Ганю писатель-юморист А.Константинов (1863–1897).

В начале 20 в. критик К.Крыстев (1866–1919) и его журнал «Мысль» готовили выход болгарской культуры на международную арену. Особенно ценным было участие в журнале таких авторов, как П.Славейков (1866–1912), автор эпической поэмы Кровавая песня, посвященной Апрельскому восстанию; прозаик П.Тодоров (1879–1916), писавший элегические идиллии в прозе, и превосходный поэт и драматург П.Яворов (1877–1914). Следующим этапом литературного развития был символизм, представленный творчеством Н.Лилиева (1885–1960) и Т.Траянова (1882–1945). От имени обреченного поколения Первой мировой войны свидетельствовал лирический поэт Д.Дебелянов (1887–1916), погибший на фронте в возрасте 29 лет.

Литература между двумя мировыми войнами переживала период расцвета, что в значительной степени отражалось на страницах журнала «Золотой рог», который издавал критик В.Василев (1883–1963). Выдающимися деятелями литературы того времени были поэтесса Елисавета Багряна (1893–?) и прозаик Е.Пелин (1877–1949). Однако наиболее видным прозаиком 20 в. принято считать Й.Йовкова (1880–1937), чьи рассказы из сельской жизни вошли в сборники Старопланинские легенды (1927) и Вечера в Антимовском постоялом дворе (1927).

Приход коммунистов к власти в 1944 обескровил литературную жизнь. На какое-то время такие писатели, как Вазов, были преданы анафеме, и читателям приходилось довольствоваться либо небесталанными поэтами-коммунистами недавнего прошлого, как Х.Смирненский (1898–1923), Н.Вапцаров (1909–1942), либо литературными функционерами вроде Х.Радевского (р. 1903).

После политической «оттепели» 1956 началось возрождение культуры. Правда, многие писатели предпочли выбирать темы из прошлого. Э.Станев (1907–1979) писал о средневековой Болгарии; А.Дончев (р. 1930) создал волнующий роман о насильственной исламизации страны в 17 в. – Время выбора (1964); Д.Талев (1898–1965) опубликовал монументальную трилогию из болгарской жизни 19 – начала 20 вв. Явилось талантливое поколение лирических поэтов, боготворивших А.Далчева (1904–1978), никогда не склонявшегося перед сталинистами; среди этих поэтов Блага Димитрова (р. 1922) и К.Станишев (р. 1933). В популярной пьесе Тропинки Н.Хайтов (р. 1919) критиковал тупую бюрократическую косность. Талантливый рассказчик П.Вежинов (1914–1984) правдиво изображал житейские будни. Сатира нашла свое выражение в поэзии Р.Ралина (р. 1923) и прозе Й.Радичкова (р. 1929). Наконец, были литераторы-диссиденты вроде поэта К.Павлова (р. 1933), их почти не печатали, однако они пользовались широчайшей известностью.

Существует болгарская литература и в зарубежье. Х.Огнянов, поэт старшего поколения, живет в Германии, в Париже живут и пишут на французском языке Ц.Тодоров (р. 1939) и Юлия Кристева (р. 1941), ставшие признанными теоретиками литературы. Прозаик Георгий Марков (1929–1978), ставший в Лондоне жертвой политического убийства, оставил захватывающие воспоминания об интеллектуальной жизни Болгарии после 1944 – Правда, которая убита (опубл. 1988).


БОЛДИНИ, ДЖОВАННИ (Boldini, Giovanni) (1842–1931), итальянский живописец, портретист и жанрист. Родился в Ферраре 31 декабря 1842 в семье художника. Шесть лет учился во флорентийской Академии художеств, затем с 1869 работал в Лондоне, где получил известность как портретист. В 1872 поселился в Париже и стал выставлять свои работы в Салоне.
В жанровой и пейзажной живописи, а позднее в портрете Болдини использовал опыт мастеров пленэрной живописи и импрессионистов. Его работы отличаются виртуозностью живописной техники и замечательной гармонией колорита. Портреты Адольфа Менцеля (1895, Берлин – Далем) и Джеймса Уистлера (1897, Нью-Йорк, Бруклинский музей) характеризуют его как глубокого и проницательного портретиста. Между 1890 и 1910 Болдини создал ряд блестящих портретов известных общественных деятелей и людей искусства и театра. В этой области он был серьезным соперником Джона Сингера Сарджента.

Болдини дважды завоевывал гран-при на Всемирных выставках в Париже – в 1889 и 1900. В 1932, после смерти мастера, прошла его персональная выставка в рамках венецианской Биеннале; в 1933 была организована посвященная ему мемориальная выставка в Нью-Йорке. В 1935 на выставке итальянского искусства в Париже было представлено восемь картин Болдини, в том числе шесть портретов, среди которых были портреты композитора Дж.Верди и поэта графа Робера де Монтескье. Картины Болдини экспонировались вместе с работами Сарджента на специальной выставке во Дворце Почетного легиона в Сан-Франциско в 1959. Умер Болдини в Париже 12 января 1931.

БОЛДУИН, ДЖЕЙМС АРТУР (Baldwin, James Arthur) (1924–1987), американский писатель.
Родился 2 августа 1924 в Нью-Йорке. Старший ребенок в многодетной семье, детство провел в нищете, в трущобах Гарлема. В четырнадцать лет стал проповедником в церкви пятидесятников на Файрсайд, отразив этот опыт в первом, отчасти автобиографическом романе Иди и вещай с горы (Go Tell It on the Mountain, 1953). В 1945 выиграл первую из многочисленных стипендий и наград, позволивших ему заняться литературной работой. На Розенвальдовскую стипендию, по совету Р.Райта, уехал в Париж, где прожил девять лет. Написанные в те годы Иди и вещай с горы и роман Комната Джованни (Giovanni's Room, 1956) принесли ему известность в США.

Вернувшись на родину в 1957, активно включился в движение за гражданское равноправие – писал статьи, выступал по радио и на телевидении. Его следующий роман Другая страна (Another Country, 1962) воссоздает мучительные взаимоотношения группы белых и чернокожих, ведущих богемный образ жизни. Сборник эссе В следующий раз — пожар (The Fire Next Time, 1963) вызвал широкий отклик, в частности осуждением черного расизма. Умение глубоко проникнуть в мысли и чувства черного населения Америки еще отчетливее проявилось в пронизанной гневом и болью драме Блюз для мистера Чарли (Blues for Mr. Charlie, 1964). Среди других книг Болдуина — сборники эссе Заметки сына Америки (Notes of a Native Son, 1955), Никто не знает моего имени (Nobody Knows My Name, 1961) и Цена билета (The Price of the Ticket, 1985), книга рассказов Предстоящая встреча (Going to Meet the Man, 1965), романы Если Бийл-стрит могла бы заговорить (If Beale Street Could Talk, 1974) и Над самой головой (Just Above My Head, 1979), большое эссе об американском кино У дьявола есть работа (The Devil Finds Work, 1976), очерк-расследование насилий над детьми в Атланте Очевидность невидимого (The Evidence of Things Not Seen, 1985). Умер Болдуин в Сент-Поль де Ванс 1 декабря 1987.

БОЛДУИН, СТЭНЛИ (Baldwin, Stanley) (1867–1947), британский государственный деятель. Родился 3 августа 1867 в Бьюдли (графство Вустер), в семье крупного промышленника. Учился Болдуин в Харроу (1881–1885) и Тринити-колледже Кембриджского университета (1885–1888). В 1908, после смерти отца, который был членом парламента от избирательного округа, где располагались принадлежавшие ему сталелитейные предприятия, Болдуина избрали на его место от партии консерваторов.
В 1916 Болдуин стал парламентским секретарем Б.Лоу, затем финансовым секретарем казначейства и вошел в кабинет министров послевоенного коалиционного правительства Ллойд Джорджа как министр торговли. В октябре 1922, став спикером от Консервативной партии, он решил выйти из коалиции и вести предвыборную борьбу самостоятельно. Ллойд Джордж ушел в отставку и консерваторы уговорили Лоу вернуться в политику в качестве их лидера, получив на декабрьских выборах 1922 большинство голосов. Лоу стал премьер-министром, а Болдуин – министром финансов. В 1923 как министр финансов он подписал соглашение об уплате долгов США по военным кредитам, которое вызвало волну критики в Англии.

Первое премьерство Болдуина (он занял этот пост в мае 1923 в связи с болезнью Лоу) продолжалось всего несколько месяцев. На всеобщих выборах Болдуин потерпел поражение, и к власти пришло первое лейбористское правительство Р.Макдональда. Третьи выборы 1924 вновь привели его к победе; второе премьерство Болдуина продолжалось с 1924 по 1929. В 1926 в Англии была проведена первая всеобщая забастовка. В 1927 был принят закон «О промышленных конфликтах и тред-юнионах», запрещавший всеобщую стачку и рассматривавший ее как уголовное преступление. Второе лейбористское правительство, сменившее консерваторов, вынуждено было действовать в условиях экономического кризиса 1929. В 1931 было сформировано коалиционное правительство во главе с Макдональдом. Болдуин возглавлял самую крупную правительственную фракцию – Консервативной партии, занимал пост лорда-председателя Совета, заместителя премьера. В третий раз он стал премьер-министром в 1935, после отставки Макдональда.

В области внешней политики Болдуин придерживался тактики выжидания, оказавшейся абсолютно неприемлемой в напряженной обстановке конца 1930-х годов. Болдуин не прислушивался к предупреждениям У.Черчилля и других политиков, которые указывали на опасность, исходящую со стороны гитлеровской Германии. В 1937 Болдуин отошел от политики, прежде завершив дело по отречению короля Эдуарда VIII.

Когда началась Вторая мировая война, Болдуина стали обвинять в том, что он допустил ослабление обороноспособности страны. Умер Болдуин в Эстли-Холле (Стоурпорт-он-Северн) 14 декабря 1947.

БОЛДЫРЕВ, ДМИТРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1885–1920), русский философ. Родился в Петербурге 20 апреля (2 мая) 1885. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета и был оставлен при кафедре философии. Стажировался в Гейдельбергском и Марбургском университетах. С 1918 – приват-доцент Пермского университета. В 1919 – директор пресс-бюро Русского бюро печати при правительстве Колчака. После падения Омского правительства был арестован большевиками. Умер Болдырев в тюремном госпитале в Иркутске 12 мая 1920.
Основная философская работа Болдырева – Знание и бытие – осталась незавершенной и была опубликована его вдовой в Харбине в 1935 с предисловием Н.О.Лосского. Последний видел в Болдыреве своего последователя и яркого представителя интуитивизма. Действительно, Болдырев считал, что интуитивистские концепции Н.О.Лосского и С.Л.Франка открыли новые перспективы для философии, поскольку «преодолевают» дух субъективизма. Собственную гносеологическую теорию он называл «объективизмом», подчеркивая ее антипсихологическую направленность. В своей книге Болдырев обосновывал принципиальную несводимость знания к субъективному психологическому опыту, утверждал онтологизм познания, фундаментальную особенность бытия мира: «Единственный субъект, держатель знания, есть его объект, т.е. весь мир... Знание, очевидность есть свойство самого мира». Субъективизм, согласно Болдыреву, не может претендовать и на возникающие в человеческом сознании образы действительности. Он настаивал на том, что «между образом и предметом нет разницы по существу». Образ столь же объективен, хотя объективность эта и может иметь «ослабленный» характер. Знание и бытие по существу едины, и относительная вторичность знания определяется различием отношений в самом бытии. Даже в своих фантазиях человек не утрачивает связи с реальным, «объективным» бытием. Отношение Болдырева к российскому революционному опыту 20 столетия было последовательно отрицательным. Он был убежден в необходимости и плодотворности духовного «первенства» православной Церкви в общественной жизни России.

БОЛИВАР, СИМОН (Bolvar, Simon) (1783–1830), государственный деятель, один из руководителей Войны за независимость испанских колоний в Южной Америке. Родился 24 июля 1783 в Каракасе в знатной семье. В 1799 отправился в Испанию, чтобы завершить образование; пять лет спустя наблюдал в Париже церемонию коронации Наполеона. Покинув Париж, Боливар вместе со своим наставником Симоном Родригесом путешествовал по Италии.
В 1810, после оккупации Испании наполеоновскими войсками, Боливар вернулся на родину и вместе с Ф.Мирандой сформировал вооруженные отряды, вскоре разгромленные испанцами. 31 июля 1812 Миранда подписал акт о капитуляции, после чего был заключен в тюрьму. Боливар бежал в Новую Гранаду (совр. Колумбия), провозгласившую независимость. Новый военный поход в Венесуэлу завершился 6 августа 1813 триумфальным вступлением в Каракас. Популярный в народной среде и в кругах креольской аристократии, Боливар был осыпан почестями и получил титул Освободителя Венесуэлы. В 1814, после реставрации Фердинанда VII, испанцы вернули власть в Венесуэле. Боливар покинул страну, отправившись сначала на Кюрасао, а затем в Новую Гранаду. Здесь по поручению конгресса разгромил «унитарную республику» Кундинамарка и основал партию федералистов. В мае 1815 ушел в отставку и обосновался на Ямайке.

Сформировав небольшой отряд из добровольцев на Гаити, Боливар 1 января 1817 высадился на венесуэльском побережье. На этот раз он вел военные действия на равнинах к северу от Ориноко, где был поддержан партизанами-льянеро. Одержав ряд побед над испанцами, был избран главнокомандующим освободительной армии. Реорганизовал армию, совершил переход через Анды в Новую Гранаду и разбил испанцев в битве при Бояке 7 августа 1819. Конгресс патриотических сил, созванный в Ангостуре в декабре 1819, провозгласил республику Великая Колумбия, включавшей Венесуэлу, Колумбию и Эквадор, и избрал Боливара президентом. Освобождение Венесуэлы завершилось после битвы при Карабобо в июне 1821, а к июлю 1922 Боливар и генерал Антонио Хосе де Сукре освободили Эквадор.

В то время как Боливар освобождал север, аргентинский генерал Хосе де Сан-Мартин воевал с испанцами на юге. Сан-Мартин разбил испанцев в Чили и успешно продвигался к столице Перу Лиме. 26 и 27 июля 1822 состоялось знаменитое «Гуаякильское свидание». После этой встречи Сан-Мартин покинул Перу и оставил политическую деятельность, а Боливару досталась почетная миссия завершить Войну за независимость. Армии Боливара и Сукре вторглись в Перу и в 1824 в битвах при Хунине и Аякучо разгромили испанские войска. В 1825 Сукре довершил разгром испанцев в Верхнем Перу (ныне Боливия).

Политические воззрения Боливара нашли воплощение в принятой 16 мая 1825 конституции Верхнего Перу, которое в его честь было переименовано в Республику Боливия. Конституция предусматривала избрание президента и четырех законодательных палат, а также вводила избирательную и административную систему, вскоре показавшую свою несостоятельность. По инициативе Боливара в Панаме был созван Континентальный конгресс (22 июня – 25 июля 1826), на который приехали только представители Колумбии, Перу, Мексики и Центральной Америки и ни одно из решений которого не было ратифицировано национальными парламентами. Вскоре начались распри в правительстве Великой Колумбии. В ноябре 1826 Боливар приехал в Боготу, а в начале 1827, после пятилетнего отсутствия, вернулся в Каракас, чтобы подавить антиправительственный мятеж. В сентябре 1828 объявил о проведении выборов в учредительное собрание, которое начало работу в апреле следующего года.

Стремление Боливара утвердить поправки к конституции для укрепления и централизации власти натолкнулось на ожесточенное сопротивление вице-президента Колумбии Франсиско де Сантандера и его сторонников-федералистов. Убедившись в невозможности достижения цели законным путем, Боливар совершил государственный переворот, что, однако, уже не могло остановить распада Великой Колумбии. В январе 1830 он подал в отставку, несколько месяцев спустя на короткий срок вновь занял президентский пост, а 27 апреля 1830 окончательно отошел от политической деятельности. Колумбия, Венесуэла и Эквадор выделились в самостоятельные государства. Боливар направился в Картахену с намерением эмигрировать на Ямайку либо в Европу. Умер Боливар близ Санта-Марти (Колумбия) 17 декабря 1830.


БОЛИНГБРОК, ГЕНРИ СЕНТ-ДЖОН (Bolingbroke, Henry Saint-John) (1678–1751), виконт, английский государственный деятель и писатель. Родился 16 октября 1678 в Баттерси (графство Суррей). После обучения в Итоне, а затем в Оксфордском университете около двух лет путешествовал за границей, в 1701 был избран в парламент от округа Вутон-Бассет. Способности и дарования оратора вскоре привлекли к нему внимание высокопоставленных тори, и в 1704 он был назначен военным секретарем. На этом посту он работал в тесном сотрудничестве с главнокомандующим – герцогом Мальборо. Последний был доволен его деятельностью, но в 1708, когда ключевые позиции в правительстве заняли виги, Болингброк подал в отставку вместе с Робертом Харли, графом Оксфордским. В 1710 тори во главе с Харли вернулись к власти, и в ведение Болингброка перешла внешняя политика. Он сыграл важную роль в заключении Утрехтского мира 1713, завершившего войну за Испанское наследство. За свои заслуги Болингброк в 1712 был возведен в пэры, а затем получил титул виконта.
В 1714, за несколько месяцев до кончины королевы Анны, Болингброк разошелся с графом Оксфордским в мнениях о тактике тори. 27 июля 1714 граф Оксфорд был лишен власти. Болингброк на несколько дней занял пост премьер-министра, но был смещен после смерти королевы, последовавшей 1 августа, и вступления на престол Георга I. Когда отставка усугубилась подозрением в причастности к попыткам восстановить на троне Стюартов, Болингброк бежал во Францию, был заочно приговорен к изгнанию, а имя его было вычеркнуто из списка пэров (1715). Во Франции после некоторых колебаний он присоединился к Джеймсу Стюарту – Старшему Претенденту. В 1715 Болингброк по заданию Стюарта пытался поднять восстание в Англии, но мятеж провалился, и в начале 1716 Претендент отказался от услуг своего секретаря. Болингброк пытался заслужить милость Георга I и вернуться в Англию, но получил разрешение только в 1723, без права занимать место в палате лордов. Болингброк стал лидером внепарламентской оппозиции и написал ряд блестящих памфлетов в «Крафтсмене» – еженедельнике, подвергавшем критике правительство вигов в 1726–1735. В 1735, не добившись отставки Уолпола, Болингброк отбыл в Париж – на родину своей второй жены, маркизы де Виллетт. В 1743, после смерти отца, вернулся в Англию и поселился в семейном владении в Баттерси, где и умер 12 декабря 1751.

Болингброк был человеком разносторонне одаренным, проявил себя как способный дипломат и администратор, блестящий оратор и писатель. Наиболее известные труды Болингброка – Письмо к сэру Уильяму Уиндхему (Letter to Sir William Wyndham, 1717, опубл. 1753), в котором он обрушивался на систему подкупов и партийные интриги; Король-патриот (An Idea of a Patriot King, 1738), где представил идеал «короля-патриота», облеченного сильной властью, стоящего выше партий и регулирующего парламентскую жизнь в интересах народного блага; а также публиковавшиеся в «Крафтсмене» Заметки об истории Англии (Remarks on the History of England, 1730–1731) и Трактат о партиях (Dissertation Upon Parties, 1733–1734).

БОЛЛАНДИСТЫ, ассоциация иезуитов в Брюсселе (Бельгия), осуществляющая издание Acta Sanctorum, собрания житий святых, публикация которых была предпринята в начале 17 в. и продолжается по сей день. Замысел этой серии принадлежал Х.Росвейде, задумавшего издать все существующие оригинальные рукописи житий святых и связанных с ними легенд. В 1643, спустя 14 лет после смерти Росвейде, Иоганн Болланд (отсюда название «болландисты») опубликовал первые два тома серии. Агиографический материал организован по календарному принципу: жития расположены в порядке следования дней памяти соответствующих святых. Acta Sanctorum начинаются с 1 января и доведены до 10 ноября (всего 64 тома in folio). С 1882 болландисты издают также ежеквартальное обозрение «Analecta Bollandiana», в котором знакомят ученый мир с не издававшимися ранее агиографическими памятниками. В «Subsidia hagiographica» (еще одно издание болландистов) публикуются диссертации по агиографическим проблемам.

БОЛЬТРАФФИО, ДЖОВАННИ АНТОНИО (Boltraffio, Giovanni Antonio) (1467–1516), итальянский живописец, представитель ломбардской школы; родился в Милане в 1467. Происходил из знатной семьи, учился у мастеров старой миланской школы – Винченцо Фоппы (ок. 1428 – ок. 1515) и Винченцо Чиверкио (1470–1544), но решающее значение имело общение с Леонардо да Винчи. Больтраффио учился у Леонардо в Милане в 1485, и большинство его полотен отмечены влиянием великого мастера, хотя колорит в картинах ученика ярче, а контрасты света и тени более резкие. Среди его самых известных произведений – Мадонна семейства Казио (ок. 1500, Париж, Лувр); Мужской портрет (ок. 1500, Лондон, Национальная галерея), Св. Варвара (1502, Берлин, Картинная галерея) и несколько картин с изображением Мадонны. Умер Больтраффио в Милане 15 июня 1516.

БОЛЬЦМАН, ЛЮДВИГ (Boltzmann, Ludwig) (1844–1906), австрийский физик. Родился 20 февраля 1844 в Вене в семье служащего. По окончании гимназии в Линце поступил в Венский университет, где учился у Й.Стефана и Й.Лошмидта. В 1866 защитил докторскую диссертацию, работал ассистентом у Стефана, затем стал приват-доцентом Венского университета. В 1869–1873 и 1876–1889 – профессор теоретической физики в университете Граца. К этому времени относится расцвет творческой деятельности Больцмана. В 1886–1872 он провел важнейшие исследования в области кинетической теории газов, вывел закон распределения молекул газа по скоростям, обобщив распределения Максвелла на случай, когда на газ действуют внешние силы (статистика Больцмана). Формула равновесного больцмановского распределения послужила основой классической статистической физики. В 1872, применив статистические методы к кинетической теории газов, вывел основное кинетическое уравнение газов.Установил фундаментальное соотношение между энтропией физической системы и вероятностью ее состояния, доказал статистический характер II начала термодинамики, что указало на несостоятельность гипотезы «тепловой смерти» Вселенной. В том же году доказал так называемую Н-теорему, утверждавшую, что Н-функция, характеризующая состояние замкнутой системы, не может возрастать во времени. Эти исследования Больцмана заложили основу термодинамики необратимых процессов.
Больцман впервые применил законы термодинамики к процессам излучения и в 1884 теоретически вывел закон теплового излучения, согласно которому энергия, излучаемая абсолютно черным телом, пропорциональна четвертой степени абсолютной температуры. В 1879 этот закон был экспериментально установлен Й.Стефаном и известен теперь как закон Стефана – Больцмана.

Больцман был не только теоретиком, но и экспериментатором. Он провел первые опыты по проверке справедливости максвелловской теории электромагнетизма, измерил диэлектрические постоянные различных веществ, исследовал поляризацию диэлектриков.

В 1890 ученый переехал из Граца в Мюнхен, где до 1894 занимал кафедру теоретической физики. Затем работал в Венском и Лейпцигском университетах. В последние годы жизни читал лекции по физике.

Основные результаты исследований ученого представлены в его фундаментальных лекционных курсах – Лекции о максвелловской теории электричества и света (Vorlesungen uber Maxwells Theorie der Elektrizitat und des Lichtes, Bd. 1–2, 1891–1893); Лекции по теории газов (Vorlesungen uber Gastheorie, Bd. 1–2, 1896–1898); Лекции о принципах механики (Vorlesungen uber die Prinzipien der Mechanik, Bd. 1–3, 1897–1920).

Жизнь Больцмана оборвалась трагически: он покончил с собой 5 сентября 1906 в Дуино (Италия).

БОМАРШЕ, ДЕ (Beaumarchais, de; псевд.; наст. имя – Пьер Огюстен Карон, Pierre Augustin Caron) (1732–1799), крупнейший французский драматург второй половины 18 в. Родился 24 января 1732 в Париже, в семье богатого часовщика. Обучался семейному ремеслу, однако за экстравагантные выходки отец отстранил его от дел. Cтав учителем музыки у дочерей Людовика XV, он позднее приобрел должность секретаря при монархе и благодаря придворным связям принял активное участие в разнообразных финансовых операциях, которые принесли ему громадное состояние и одновременно вовлекли в целый ряд громких судебных процессов. Несколько дней Бомарше пришлось провести в тюрьме; чтобы оправдаться, он издал свои блистательные Мемуары (Mmoires, 1774), где язвительно высмеял судебный произвол.
Любовь к театру побудила его написать две драмы – Евгения (Eugnie, 1767) была встречена благожелательно, Двух друзей (Les Deux amis, 1770) ожидал сокрушительный провал. Громкий успех Севильского цирюльника (Le Barbier de Sville, 1775) сделал Бомарше лидером национального театра. Поставленная в «Театр Франсе» 23 февраля 1775 пьеса была испанской по антуражу, но совершенно французской по духу. Выдающееся значение она приобрела не столько благодаря искрометному юмору и блестящим диалогам, сколько образу Фигаро – хитроумного, неистощимого на выдумки, проницательного слуги. На ее основе написано либретто оперы Дж.Россини Севильский цирюльник (1816).

Этот же персонаж появится в следующей пьесе Бомарше, Женитьба Фигаро (Le Mariage de Figaro, 1784), где феодальные привилегии подверглись столь яростной атаке, что король не разрешил показывать ее публично. С присущей ему ловкостью Бомарше использовал цензурный запрет короля для того, чтобы возбудить еще больший интерес к пьесе. Когда она была наконец поставлена в «Театр Франсе» 27 апреля 1784, трое человек погибли, задавленные в дверях обезумевшей толпой. Демократизм Цирюльника в Женитьбе наполняется революционным пылом. Фигаро уже не воплощает образ верного слуги, каким его вывел Мольер, – теперь это свободный человек, он соперничает со знатным хозяином и ясно сознает свое место в новых обстоятельствах. Появившись на сцене почти в канун Французской революции, Фигаро символизирует торжество тенденций, вызревавших на протяжении десятилетий в творчестве Вольтера, Ж.Ж.Руссо, Д.Дидро и других философов. Хлесткие реплики Фигаро и внятные намеки снискали комедии неувядаемую славу на театральных подмостках. На ее основе было написано либретто оперы В.А.Моцарта Свадьба Фигаро (1786). Бомарше попытался использовать те же персонажи в третий раз, однако тяжеловесная мелодрама Преступная мать (La Mre coupable, 1792) не имела успеха.

Революция внесла в биографию Бомарше очередной штрих: посланный революционным правительством в Голландию, он исполнил ряд поручений, но затем был брошен в тюрьму. Выйдя на свободу, стал агентом Комитета Общественного Спасения и подвергался преследованиям как эмигрант. Имущество его конфисковали, семья была арестована. В 1796 ему разрешили вернуться во Францию. Умер Бомарше в Париже 18 мая 1799.

БОМОНТ, ФРЭНСИС (Beaumont, Francis) (ок. 1584–1616), английский поэт и драматург. Сын гражданского судьи при монастыре Грейс Дье в Лестершире, Бомонт в 1597 был зачислен в оксфордский колледж Броудгейтс-Холл (ныне Пембрук-колледж), а с 1600 изучал право в Лондоне, в «Иннер-темпл». Первым его произведением считается поэма Салмакида и Гермафродит (Salmacis and Hermaphroditus), опубликованная анонимно в 1602.
К моменту издания Женоненавистника (The Woman Hater, 1607) Бомонт был уже известен как драматург. Эта пьеса, написанная, по-видимому, в 1606, в основном принадлежит ему, хотя в ней чувствуется и рука Д.Флетчера; таким образом, знаменитое впоследствии сотрудничество Бомонта и Флетчера началось уже тогда. Однако над следующей пьесой – Рыцарь Пламенеющего Пестика (The Knight of the Burning Pestle, ок. 1607), блестящей сатирой на литературные вкусы лондонского общества, Бомонт работал вполне самостоятельно.

Большинство последующих пьес Бомонта написаны в соавторстве с Флетчером. Почти все они не имеют точной датировки. Ранние пьесы (приблизительно до 1610) – Лекарство от любви (Love's Cure; впоследствии существенно переработана Ф.Мессинджером), Дворянин (The Noble Gentleman), Капитан (The Captain), Фат (The Coxcomb), Любовное паломничество (Love's Pilgrimage) – относятся к чисто комедийному жанру, переходящему в бурлеск. Однако и в них (особенно в Фате и Любовном паломничестве) уже различима та романтическая тональность, которая стала определяющей в позднейшем творчестве Бомонта и Флетчера. Месть Купидона (Cupid's Revenge, между 1607 и 1612) – их первый опыт в трагедии. Довольно крупный успех принесла пьеса Филастр (Philaster, ок. 1610). В этой трагикомедии уже сформировался стиль шедевров Бомонта и Флетчера – Трагедия девушки (The Maid's Tragedy, ок. 1611) и Король и не король (A King and No King, 1611 – единственное их произведение, имеющее точную датировку). Следом появилась комедия Насмешница (The Scornful Lady, ок. 1613). Две последние пьесы Бомонта и Флетчера были созданы с участием Мессинджера – Куст нищего (The Beggar's Bush) и Тьерри и Теодорет (Thierry and Theodoret). В 1614 Бомонт перестал писать. Он женился на Урсуле Айли, владелице поместья Сандридж-Холл в графстве Кент и, согласно обычаю, оставил театр. Умер Бомонт 6 марта 1616, похоронен в Вестминстерском аббатстве.

В союзе с Флетчером Бомонту принадлежала ведущая роль. Он превосходил соавтора как поэтическим мастерством, так и сатирическим талантом. Для их романтических трагикомедий типичны ситуации, чреватые трагическим исходом, который по мере развития действия кажется все неизбежнее, однако в последний момент перед готовой уже разразиться катастрофой неожиданно наступает счастливая развязка. Сюжеты Бомонта и Флетчера, как правило, строятся на цепи случайных событий, а не на органичном развитии действия и характеров. Их пьесы, не сходившие с лондонских сцен вплоть до закрытия театров (1642) в период правления пуритан, после Реставрации (1660) вновь стали пользоваться огромным успехом.

* ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*

тел. 728 - 3241

 








 


 

 



 

* ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*

тел. 728 - 3241

 

ЗАКАЗАТЬ РЕФЕРАТ

ЗАКАЗАТЬ КУРСОВУЮ

ЗАКАЗАТЬ ДИПЛОМ

Новости образования

Все о ЕГЭ

Учебная литература on-line

Статьи о рефератах

Образовательный софт


   E-mail:info@troek.net

Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
 Тел: (495) 728- 32-41

| Главная | Рефераты на заказ | Типы работ | Предметы и темы | Гарантии | Цены | Заказ и оплата | В помощь студенту |
| Партнерство и рекламма | Вузы Москвы | Вакансии | Разное |

Copyright © 2002 " ТРОЕК НЕТ". All rights reserved.
Web - master: info@troek.net