Реферат, курсовой проект, дипломная работа, эссе, сочинение, контрольная, аналитическая справка на заказ
Главная
Рефераты на заказ
Типы работ
Предметы и темы
Гарантии
Цены
Заказ и оплата
В помощь студенту
Партнерство и реклама
ВУЗы Москвы
Вакансии
Разное





Rambler's Top100


Заказ диплома Заказ курсовой Заказ реферата Заказать диплом курсовой проект дипломнаую работу, эссе, сочинение на заказ
Заказать реферат, курсовую работу, дипломный проект, эссе, сочинение, контрольную работу, аналитическую справку, отчет по практике бизнес-план предприятия экономика право
 

 

* ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*

тел. 728 - 3241

БРЕТОН, ЖЮЛЬ АДОЛЬФ ЭМЭ ЛУИ (Breton, Jules Adolphe Aim Louis) (1827–1906), французский живописец, один из основоположников пленэрной живописи. Родился в Курьере (департамент Па-де-Кале) 1 мая 1827. В своих работах Бретон создал идеализированные изображения крестьянской жизни. Среди наиболее известных его произведений – Возвращение с жатвы (1853), Песня жаворонка (1885), Первое причастие (1886). Ему принадлежит также сборник стихотворений Жанна (1880) и автобиографическое произведение Жизнь художника (1890). Умер Бретон в Париже 5 июля 1906.

БРЕТОНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, литература бретонцев, кельтского народа, населяющего полуостров Бретань во Франции. Полуостров был заселен в 5–6 вв. бриттами, бежавшими из Британии от вторгшихся саксонских захватчиков, и с того времени эта территория стала называться Малой Британией, или Бретанью. Бретонцы во многом сохранили свою этническую обособленность, и до сих пор значительная часть населения Бретани говорил на языке, близком к валлийскому. Из-за исторических превратностей никаких литературных памятников на бретонском языке, созданных ранее 1450, не сохранилось, хотя существовало богатое устное народное творчество: поэтические произведения создавались сначала на бретонском языке, а затем, по завоевании бретонскими менестрелями признания за пределами родного края, перелагались на французское наречие.
Влияние бретонских сказаний на становление эпического комплекса, который известен под именем Артуровских легенд, было весьма значительным. Около 1000 бретонцы начали перелагать перенимаемые у своих валлийских собратьев многочисленные мифы и легенды на французский язык. Сообразуясь с французским вкусом, декламация этих прозаических сочинений поддерживалась выразительными жестами и интонацией.

Другая важная черта бретонской словесности – распространенность кратких песен (лэ), представляющих собой связный рассказ, обычно о каком-то событии. Лэ сочинялись бретонскими певцами на народном языке и исполнялись под аккомпанемент арфы, скрипки или лиры. Однако ни стихотворные лэ, ни прозаические переложения до нашего времени не дошли, и судить о них остается лишь по примерно 25 поэтическим переложениям бретонских лэ во французские куплеты, датируемые 1150–1250, а также по считанным переводам на английский и скандинавские языки. Некоторые из этих французских лэ звучат грубо и скабрезно; другие в романтичных тонах повествуют о любви между феями и смертными; третьи более реалистичны: описывают сложности жизни в супружестве, учат испытанию воздыхателей и ухажеров и сообщают о неявном соперничестве между отцами и сыновьями.

Самые ранние письменные памятники на бретонском языке очень разнообразны по содержанию. Чаще всего это затянутые и напыщенные драмы религиозного характера, основывающиеся на латинских житиях святых или французских мистериях. Житие св. Нонны, повествующее о матери св. Давида Уэльского, датируется концом 15 в.; представление о Страстях Господних Великая мистерия об Иисусе возникло в 1530; Мистерия о святой Варваре – в 1557. В 17 в. к продолжавшейся традиции сочинения благочестивых драм присоединилось увлечение фарсами и романтическими сюжетами.

Предметом гордости бретонской литературы является обширный свод сказаний и народных песен, собранных в 19–20 вв.

БРЕХТ, БЕРТОЛЬТ (Brecht, Bertolt) (1898–1956), немецкий драматург и поэт. Родился 10 февраля 1898 в Аугсбурге. Закончив реальное училище, в 1917–1921 изучал философию и медицину в Мюнхенском университете. В студенческие годы написал пьесы Ваал (Baal, 1917–1918) и Барабаны в ночи (Trommeln in der Nacht, 1919). Последняя, поставленная Мюнхенским камерным театром 30 сентября 1922, завоевала премию им. Клейста. Брехт стал драматургом Камерного театра.
Осенью 1924 переехал в Берлин, получив аналогичное место в Немецком театре у М.Рейнхардта. Примерно в 1926 стал свободным художником, изучал марксизм. В следующем году вышла первая книга стихов Брехта, а также короткая версия пьесы Махагони, первая его работа в сотрудничестве с композитором К.Вайлем. Их Трехгрошовая опера (Die Dreigroschenoper) была с огромным успехом показана 31 августа 1928 в Берлине, а затем по всей Германии. С этого момента вплоть до прихода к власти фашистов Брехт написал пять мюзиклов, известных как «учебные пьесы» («Lehrstucke»), на музыку Вайля, П.Хиндемита и Х.Эйслера.

28 февраля 1933, на следующий день после поджога рейхстага, Брехт покинул Германию и поселился в Дании. В 1935 он был лишен немецкого гражданства. Брехт писал стихи и скетчи для антинацистских движений, в 1938–1941 создал четыре самые крупные свои пьесы – Жизнь Галилея (Leben des Galilei), Мамаша Кураж и ее дети (Mutter Courage und ihre Kinder), Добрый человек из Сезуана (Der gute Mensch von Sezuan) и Господин Пунтила и его слуга Матти (Herr Puntila und sein Knecht Matti). В 1940 нацисты вторглись в Данию, и Брехт был вынужден уехать в Швецию, а затем в Финляндию; в 1941 он через СССР уехал в США, где написал Кавказский меловой круг (Der kaukasische Kreidekreis, 1941) и еще две пьесы, а также работал над английской версией Галилея.

Покинув Америку в ноябре 1947, писатель оказался в Цюрихе, где создал свое главное теоретическое произведение Малый органон (Kleines Organon, 1947) и последнюю завершенную пьесу Дни Коммуны (Die Tage der Commune, 1948–1949). В октябре 1948 он переехал в советский сектор Берлина, и 11 января 1949 там состоялась премьера Мамаши Кураж в его постановке, с женой Еленой Вайгель в заглавной роли. Тогда же они основали собственную труппу, «Берлинер Ансамбль», для которой Брехт адаптировал или поставил примерно двенадцать пьес. В марте 1954 коллектив получил статус государственного театра.

Брехт всегда был спорной фигурой, особенно в расколотой Германии последних лет его жизни. В июне 1953, после беспорядков в Восточном Берлине его упрекали в лояльности режиму, и многие западногерманские театры бойкотировали его пьесы. В 1954 Брехт получил Ленинскую премию.

Умер Брехт в Восточном Берлине 14 августа 1956.

БРИАН (Brian) (941–1014), король Ирландии, известный также как Бриан Бороиме или Бриан Бору. Свою молодость Бриан провел, сражаясь с датчанами в родном Манстере; он стал королем в Кашеле, завоевав его в 978. Бриан подчинил себе весь Манстер, вторгался в другие области Ирландии и к 1002 стал верховным королем (ард-риагом) Ирландии. Он одержал решающую победу над датчанами при Клонтарфе близ Дублина 23 апреля 1014, но погиб в битве.

БРИАН, АРИСТИД (Briand, Aristide) (1862–1932), премьер-министр Франции. Родился 28 марта 1862 в Нанте. Изучал право в Париже. В молодости придерживался синдикалистских взглядов. Его политические успехи в Бретани, а затем в Париже способствовали установлению контактов с социалистами, в частности с Р.Вивиани и Ж.Жоресом. Участвовал в основании Французской социалистической партии, находившейся в оппозиции марксистам во главе с Ж.Гедом. Выступил в защиту Дрейфуса. В 1904 вместе с Жоресом основал газету «Юманите» («L'Humanit») – в то время издание социалистов (спустя 15 лет – орган коммунистов).
В 1901 стал генеральным секретарем Социалистической партии, а в 1902 был избран в палату депутатов от Луары. Такт и дипломатичность Бриана, проявленные при подготовке закона об отделении церкви от государства (1905–1906), снискали ему симпатии многих католиков и способствовали репутации умеренного политика. В 1906 он был назначен министром образования и культуры. В 1909 в первый раз занял пост премьер-министра.

В период до 1914 Бриан сблизился с правыми и поддержал «новый национализм» Р.Пуанкаре. В 1914–1917 был первым вице-премьером, затем премьер-министром. В 1921 Бриан вновь появился на политической сцене как адвокат национального единства (без социалистов) и международного взаимопонимания. Боролся с попытками усовершенствовать систему налогообложения, что могло повлиять на закрепленные законом имущественные права; поддержал требования католиков, восстановив посольство Франции в Ватикане. Стремился к заключению мирного договора с Германией. В Лиге наций, а также на международных конференциях, в декларациях и при заключении соглашений (Локарно, октябрь 1925; Тойри, сентябрь 1926; пакт Бриана – Келлога 1928) выступал за укрепление франко-германской дружбы. Выступал также за создание Федерального Европейского союза. Умер Бриан в Париже 7 марта 1932.

БРИЛЛ, АБРАХАМ АРДЕН (Brill, Abraham Arden) (1874–1948), американский психиатр. Родился в Канцуге (Австрия) 13 октября 1874. В юности переехал в Соединенные Штаты, в 1901 получил степень бакалавра в Нью-Йоркском университете, а в 1903 – степень доктора медицины в Колумбийском медицинском колледже. Проработав четыре года ординатором больницы в Сентрал-Айслипе (шт. Нью-Йорк), Брилл отправился в Европу, где учился в Париже и Цюрихе, а также работал под руководством Фрейда. Вернулся в США в 1912.
Изданная в 1909 на английском языке книга Фрейда Исследования истерии (Studien ber Hysteria) стала первым из десяти переводов Брилла трудов основоположника психоанализа. Среди других переводов – Три очерка по теории пола (Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie; перевод 1910), Толкование сновидений (Die Traumdeutung, 1900; перевод 1913). В 1909 Брилл перевел Психологию старческого слабоумия (ber die Psychologie der Dementia Praecox) Карла Густава Юнга. Собственные работы Брилла включают Психоанализ: теории и практическое применение (Psychoanalysis – Its Theories and Practical Application, 1921), Основные концепции психоанализа (Fundamental Conceptions of Psychoanalysis, 1922), Вклад Фрейда в психиатрию (Freud's Contribution to Psychiatry, 1944). Умер Брилл в Нью-Йорке 2 марта 1948.

БРИМНЕР, УИЛЬЯМ (Brymner, William) (1855–1925), шотландский и канадский живописец-пейзажист, родился в Гриноке в Шотландии 14 декабря 1855; в 1857 его семья переехала в Канаду. В 1878 Бримнер поступил в Академию Жюлиана в Париже, где проучился пять лет в классах Адольфа Вильяма Бугро и Жозефа Робер-Флери. В 1886–1921 был директором классов с программой повышенной сложности в Художественном институте в Монреале. В 1886 был избран членом Королевской канадской академии искусств, в 1907 стал ее вице-президентом, а в 1909–1917 – президентом. В Национальной галерее Оттавы находятся его картины: Долли у башмачника, Ранний восход луны в сентябре, Вечер, Туман над побережьем, Обнаженная и Венок цветов. Творчество художника оказало большое влияние на канадское искусство. Умер Бримнер в Уолласи (Англия) 18 июня 1925.

БРИТАНСКАЯ ВОСТОЧНАЯ АФРИКА (British East Africa), название, которое до 1920 употреблялось по отношению к региону, который впоследствии стал Кенией. После 1920 это название применялось к четырем зависимым территориям – Уганде, Кении, Танзании и Занзибару. Термин вышел из употребления после того, как эти территории стали независимыми.

БРИТАНСКАЯ ЗАПАДНАЯ АФРИКА, название британской колониальной империи в Западной Африке, которая в пору расцвета состояла из Нигерии, Британского Камеруна, Золотого Берега, Тоголенда, Сьерра-Леоне и Гамбии. Все эти территории больше не принадлежат Британии. Золотой Берег вместе с Тоголендом стал независимым государством Гана в марте 1957. Нигерия получила независимость в октябре 1960, в феврале северная часть Британского Камеруна (Северный Камерун) проголосовала за слияние с Нигерией, тогда как южная часть (Южный Камерун) высказалась за присоединение к соседнему государству Камерун. Сьерра-Леоне стала независимой в апреле 1961, Гамбия – в 1965.
Проникновение европейцев. Португальцы занялись торговлей рабами почти сразу после появления в Западной Африке; с началом плантационного хозяйства в Америке работорговля стала главным экономическим интересом португальцев в этом регионе. Английские экспедиции появились в Западной Африке с середины 16 в., но до 1618 основными соперниками португальцев были голландцы. Позднее на побережье Гвинейского залива французами, датчанами, шведами и немцами были созданы фактории.

Попытка англичан установить постоянную факторию в эстуарии реки Гамбия окончилась неудачей. Вплоть до конца 18 в. этот район, включая острова в прибрежной полосе Сьерра-Леоне, оставался местом пиратских сходок. Английское проникновение на Золотой Берег происходило с помощью привилегированных торговых компаний, крупнейшими из которых были Королевская африканская компания (1672–1750) и Африканская купеческая компания, получившая монопольное право на торговлю в 1750. Основным предметом торговли были рабы.

В 1772 главный судья лорд Уильям Мэнсфилд постановил, что любой раб, оказавшийся в Англии, немедленно становится свободным. После Войны за независимость много рабов, принадлежавших противникам отделения американских колоний от Британии, были привезены в Англию, где вскоре оказались без средств к существованию. В 1787 Британское общество за отмену рабства учредило компанию Сьерра-Леоне с полномочиями основать колонию в Африке для приема этих бывших рабов. С местным вождем был заключен договор о продаже переселенцам участков побережья. Так возникла колония Сьерра-Леоне.

Установление британского контроля. В 1807 рабство было запрещено во всей Британской империи. В 1808 компания Сьерра-Леоне из-за финансовых трудностей утратила контроль над основанным ею поселением, и Сьерра-Леоне стала колонией британского правительства. Когда работорговля была прекращена, британское правительство установило контроль также над Гамбией в 1816, Золотым Берегом в 1821 и Лагосом в Нигерии в 1861. В 19 в. делались попытки объединить британские колонии в Западной Африке, сделав административным центром Фритаун в Сьерра-Леоне. Но в 1874 Золотой Берег был окончательно отделен от Сьерра-Леоне. Лагос оставался в составе Золотого Берега до 1886. В 1888 Гамбия была в последний раз отделена от Сьерра-Леоне. Следует заметить, что объединение британских колоний в Западной Африке пришлось на время, когда их ценность для Британии подвергалась сомнению, и дальнейшая британская экспансия в этом районе была приостановлена.

Развитие событий в 20 в. В 1901 в состав Золотого Берега вошли Ашанти и Северные территории. Во время Первой мировой войны Великобритания и Франция оккупировали две германские колонии в Западной Африке, и в конце войны Тоголенд и Камерун были поделены между ними как территории, управляемые по мандату Лиги наций. (После Второй мировой войны их статус был повышен до подопечных территорий ООН под наблюдением Совета по опеке.) Война не оказала существенного влияния на Британскую Западную Африку, поскольку со времени открытия Суэцкого канала в 1869 она находилась в стороне от главного пути на Восток. Некоторые африканцы несли воинскую службу в отдаленных частях мира, вернувшись домой, они принесли новые идеи и профессиональные умения. В то же время родилось панафриканское движение, первый Панафриканский конгресс был созван в 1918, чтобы предотвратить раздел германских колоний между победившими колониальными державами. Эти усилия оказались тщетными.

С началом Второй мировой войны регион приобрел важное стратегическое значение. Созданные в Тропической Африке военно-морские и военно-воздушные базы стали для нее дверью в современный мир. В 1939–1945 численность вооруженных сил Западной Африки возросла с 8 до почти 375 тыс. Многие соединения участвовали в боевых действиях в таких отдаленных районах, как Малайя и Европа. Приобретенный там опыт, а также технические знания и навыки способствовали общественному брожению, начавшемуся после войны. Уже успевшие привыкнуть к импортным продуктам питания, особенно к рису, африканцы были вынуждены во время войны ограничиваться местными продуктами. Необходимость удовлетворять потребности находившихся в Западной Африке союзных войск заставила власти предпринять некоторые меры по экономическому развитию. Нигерийское олово стало важным сырьем для военной промышленности, после того как Япония завоевала Малайю в 1942.

В первое послевоенное десятилетие благодаря британскому закону «О развитии и благосостоянии колоний» ускоренное развитие получили система образования, транспортная сеть, система социальных услуг. Доходы населения быстро росли благодаря чрезвычайно выгодной мировой конъюнктуре на продукты западноафриканского экспорта – какао и продукцию горнодобывающей промышленности. В то же время на британском рынке ощущался острый дефицит потребительских товаров, что пагубно сказывалось на населении колоний, зависевших от этого рынка, и стимулировало движение за национальное самоопределение. Первую победу националисты одержали в Золотом Береге, добившись больших полномочий во внутреннем самоуправлении в 1951. В 1957 Золотой Берег (вместе с британским Тоголендом) стал независимой Ганой. К 1965 все территории, входившие в состав британской Западной Африки, освободились от британской опеки.


БРИТТЫ, кельтские племена, населявшие Британию в эпоху римского завоевания. Первые кельты, происходившие с низовий Рейна, осели на юге и востоке Британских островов в период поздней бронзы (в середине 8 в. до н.э.). За ними в 5 в. до н.э. последовали другие кельтские племена из бассейна Роны, которые принесли с собой гальштадскую культуру периода раннего железного века. В начале 3 в. до н.э. на Британские острова нахлынула новая волна кельтских завоевателей, на сей раз представителей латенской культуры позднего железа из Бретани. Последние кельтские пришельцы, белги, прибыли в Англию из северной Франции в 75 до н.э. и продолжали поддерживать контакты с соплеменниками на другом берегу Ла-Манша. К эпохе римского завоевания в Британии сложилось несколько воюющих друг с другом племенных объединений: белги в Уилтшире и Гэмпшире, думноны в Корнуолле и Девоне, канты в Кенте, тринованты и ицены в восточной Англии, силуры в Уэльсе, бриганты в Йоркшире. По-видимому, к тому времени первые волны кельтских завоевателей уже полностью ассимилировали аборигенов Британских островов, стоявших на более примитивной стадии развития.
Бритты возводили на холмах крепостные поселения, окруженные стенами, а по деревням жили в круглых хижинах, заглубленных в землю, в состоявших из нескольких комнат землянках или в свайных постройках на болотах. На юге Британии, где существовали зачатки торговли и городской жизни, обнаруживаются остатки более совершенных типов жилищ. Искусство бриттов отличается от континентальной латенской культуры и демонстрирует в изделиях из бронзы и эмалях более высокую степень развития. Огромное влияние на духовную жизнь бриттов оказывали жрецы-друиды с их древними обрядами и человеческими жертвоприношениями.

Армия Юлия Цезаря вторгалась в Британию в 55 и 54 до н.э., но подлинное завоевание острова произошло лишь при императоре Клавдии в 43 н.э. После крушения Западной римской империи в 5 в. романизированные британцы были покорены нахлынувшими с континента англами и саксами.

БРОД, ЧАРЛИ ДАНБАР (Broad, Charlie Dunbar) (1887–1971), английский философ. Родился 30 декабря 1887 в Лондоне. Получил образование в Далидж-колледже и Тринити-колледже Кембриджского университета, где впоследствии стал профессором моральной философии (1933–1953). Преподавал в течение ряда лет в университетах Данди, Дублина, Мичигана и в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе. В 1935 стал президентом Общества парапсихологических исследований.
Брод различал критическую и спекулятивную философию, предполагающие разные предметы и методы исследования. С его точки зрения, главной задачей критической философии является прояснение значений таких общих понятий, как «причина», «изменение», «место» и «вещь». Эти понятия постоянно используются в обыденной жизни и науке, однако нигде, кроме философии, они не являются явным предметом изучения. Обычное их понимание «крайне запутанно», и когда мы оказываемся в непривычных ситуациях, то не знаем, насколько оправданно их употребление. Например, хотя мы и знаем обыденный смысл понятия «место», однако встаем в тупик перед вопросом: «В каком месте находится зеркальное отображение булавки?» Задачей критической философии является прояснение значений таких слов с помощью анализа и определения. Критическая философия также подвергает анализу фундаментальные допущения науки, например допущение о том, что всякое изменение имеет причину.

Спекулятивная философия более амбициозна в своих целях, стремясь построить теорию Вселенной, в которой учитываются как результаты различных наук, так и импликации нашего морального и религиозного опыта. Скептический настрой Брода, его любовь к точности в мышлении и выражении мыслей, призывы к тщательной их проверке – все это привело к тому, что его интерес сместился от спекулятивных проблем к проблемам критической философии. Последние обсуждаются в ряде его исключительно ясных работ: Восприятие, физика и реальность (Perception, Physics, and Reality, 1914); Сознание и его место в природе (The Mind and Its Place in Nature, 1925); Пять типов этической теории (Five Types of Ethical Theory, 1930); Исследование философии Мак-Таггарта (Examination of McTaggart's Philosophy, 1933–1938); сборник эссе Этика и история философии (Ethics and the History of Philosophy, 1952) и Лекции о парапсихологии (Lectures on Psychical Research, 1963). Умер Брод в Кембридже 11 марта 1971.



БРОДЕЛЬ, ФЕРНАН (Braudel, Fernand) (1902–1985). Французский историк и организатор науки. Фернан Бродель родился 24 августа 1902 в Люмевилле (Lumeville) (департамент Мейс), недалеко от Вердена. Сын сельского учителя, он провел детство в деревне, на ферме своей бабушки. В 1908 семья переехала в Париж. В 1913–1920 Бродель учился в Вольтеровском лицее, затем поступил в Сорбонну, которую окончил в 1923. Он надеялся получить должность преподавателя высшей школы в Бар-ле-Дюк (Bar-le-Duc), городке, недалеко от родного дома, но эти надежды не оправдались. В 1923 отправился в Алжир, который был тогда французской колонией, и стал преподавателем истории сначала в Константине (Constantine), а затем в лицее г.Алжир (Algiers). Там он работал до 1932 и там же встретил свою будущую жену, Паулу. В тот же период (1925–1926) Бродель прошел военную службу в группе оккупационных французских войск в Германии.
Однако он стремился к научной карьере. Вопреки рекомендациям профессуры Сорбонны, которая советовала посвятить его докторскую диссертацию истории Германии, он занялся изучением прошлого Испании. Уже летом 1927 Бродель проводит свои изыскания в архивах и библиотеках Саламанки (Испания), собирая исторический материал для диссертации Филипп II, Испания и Средиземноморье. Кроме того, он посещает другие места Средиземноморья, в частности, в 1934 – Дубровник (Югославия), где, по его словам, собственными глазами видит XVI век.

В 1932 Бродель начинает преподавать в Париже. В это же время зарождается его дружба и сотрудничество с Люсьеном Февром (1878–1956), профессором истории Коллеж де Франс (College de France). Дальнейшая судьба Броделя крепко связана с Люсьеном Февром и его журналом «Анналы экономической и социальной истории» (Annales d'histoire economique et sociale), который Февр и Марк Блок организовали в 1929. Общая направленность журнала подвергала пересмотру тематику, исследовательские методы и само понимание предмета исторической науки. Февр взывал к «другой истории», включающей в себя не только истории войн и воцарений на престолах, но и изучение всех сторон обыденной жизни человека в межвоенные периоды.

В 1935 Бродель уехал в Бразилию, где ему предложили должность профессора университета в Сан-Паоло. В 1937 он возвращается во Францию, и в следующем году приступает к работе в Практической школе высших исследований (Ecole Pratique des Hautes Etudes) в Париже. Его дружба с Люсьеном Февром крепнет, и Бродель решает написать под руководством Февра книгу о средневековом Средиземноморье. Но война помешала этим планам.

В 1939 Бродель вступает в французскую армию. В 1940 попадает в плен и проводит следующие пять лет в лагерях для военнопленных, сначала в Майнце, затем, с 1943, в концлагере строгого режима на балтийском побережье (недалеко от Любека). В плену им написан труд Средиземноморье и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II (La Mediterranee et le monde mediterraneen a l'epoque de Philippe II), который в 1947 был защищен в качестве диссертации, а в 1949 вышел в свет и открыл Броделю дорогу в большую науку. Рассказывают, что в течении пяти лет он работал на обрывках школьных тетрадей, на уголке стола, без каких-либо документов и книг, по памяти, по тем знаниям, которые он накопил, работая в архивах и библиотеках Испании, Венеции, Рагусы (Дубровника). Не менее удивительно, что ему удавалось пересылать эти записи из концлагеря во Францию, Февру. К тому времени Февр остается единственным главой «школы Анналов», – в 1944 за участие в движении Сопротивления Марк Блок был расстрелян.

После окончания войны и своего освобождения Бродель возвращается во Францию и работает в Сорбонне. В ноябре 1947 Февр и Шарль Моразе (Charles Moraze) на деньги фонда Рокфеллера основывают VI секцию (социальные и экономические науки) Практической школы высших исследований (VI section de l'Ecole pratique des hautes etudes).

В 1949 Бродель перешел из Сорбонны в Коллеж де Франс, где стал заведующим кафедрой современной цивилизации.

После смерти Люсьена Февра в 1956 Бродель становится президентом IV секции Практической школы высших исследований и остается им вплоть до 1973. Он занял должность Февра в Коллеж де Франс и стал главным редактором «Анналов» (с 1946 по 1994 журнал назывался «Анналы. (Экономика. Общества. Цивилизации.)» («Annales. Economies. Societes. Civilisations»).

В 1958 выходит в свет основополагающая методологическая статья Броделя История и социальные науки: время большой длительности.

В 1959 он задумывает создание открытого научного центра и библиотеки под названием «Дом наук о человеке» («Maison des sciences de l'homme»). В 1970, с помощью фонда Форда, «Дом наук о человеке» наконец открывается, и Бродель становится его главным администратором.

В 1967 Бродель публикует первый вариант 1-го тома сочинения Материальная Цивилизация, экономика и капитализм (of Civilization and Capitalism), но он не полностью удовлетворен им. Он напряженно работает вплоть до 1979, когда наконец публикует окончательный вариант своего трехтомного труда.

Ф.Бродель воспитал плеяду замечательных французских историков: Г.Дюби (Georges Duby), М.Ферро (Marc Ferro), Ф.Фурье (Francois Furet), Ж. Ле Гофф (Jacques Le Goff), Е.Лерой-Ладюрье (Emmanuel Leroy-Ladurie), Ж.Ривель (Jacques Revel) и др. Бродель поддерживал и продвигал таланты в своей академической империи, но и внимательно следил за своими потенциальными соперниками и конкурентами.

В 1970 из-за разногласий с сотрудниками «Анналов» он ушел с поста главного редактора, оставаясь лишь номинальным членом нового коллективного руководства журнала. Всю свою энергию с этого момента ученый отдает «Дому наук о человеке» и своему последнему многотомному труду Самобытность Франции, который ему не удалось завершить.

Бродель скончался 28 ноября 1985 в Коте д'Азур (Cote d'Azur) в южной Франции.

Влияние Броделя на мировую историографию сложно переоценить. С его именем связывают не только изменения во французской историографии (затронувшие непосредственно и школу Анналов), но и серьезные изменения парадигмы современной исторической науки во всем мире. Ф.Бродель изменил предмет исторической науки, введя новые пространственно-временные границы объекта и субъекта исторического исследования. При этом он сохранил традиционные для научной истории методы получения позитивных (объективных) знаний об объекте. Ученый предложил новую методологию синтеза социальных наук на основании выделения структуры социального времени. Традиционно исторические исследования строились либо вокруг конкретных событий во времени, таких как история политической революции (например, Великой французской революции), истории войны (Столетняя война) или больших исторических периодов (история Средневековья), либо вокруг какого-то пространственно-исторического образования, например, государства (история Англии), религиозного движения (история христианства) или общественно-экономических формаций (история античности). Бродель критикует традиционную историографию, основанную на описании исторических событий, которые напрямую связаны с политической историей и измеряются относительно короткими хронологическими единицами. Для своего исследования он вводит понятие времени больших длительностей (la longue durtee). С помощью этого понятия предметом исторического исследования становятся демографические прогрессии, изменения экономических и социальных коньюнктур, цикличные колебания производства, обмена и потребления, т.е. понятия, широко используемые такими социальными науками, как демография, этнология, экономика социология и т.д. Субъектом истории при подобном подходе оказываются не отдельные исторические индивиды, а медленно изменяющиеся во времени структуры – «системы достаточно устойчивых отношений между социальной реальностью и массами». Такими субъектами выступают городские экономики Венеции в 15–16 вв. или Антверпена – Амстердама 16–17 вв., производство риса в Китае 13–17 вв. или агротехническая революция в Англии 17–18 вв., морская торговля на длительных расстояниях или квазиавтономная торговля России 16–18 вв. Это позволяет преодолеть определенный антропоцентризм идеализированных объектов исторической науки, который заставляет нас искать в качестве главного действующего лица на исторической сцене конкретную историческую личность, тем самым придавая случайности решающее значение в описании истории (анекдот о насморке Наполеона как фатального фактора для французов во время сражения под Бородином). С другой стороны, преодолевается телеологизм в исторической науке, возникающий от перенесения историком на выделенную по каким-то признакам группу лиц (например, носителей протестантской этики или передового классового сознания) признаков, присущих лишь отдельному индивиду. Широко используя экономическую статистику и ретроспективную географию, Бродель создает широкую историческую панораму «бессобытийной истории», в которой в качестве событий фиксируется не локальные явления политической жизни общества, а обнаруженные историком «аномалии» естественного течения исторической жизни общества. Таковы, например, таможенная загадка Нарвы, или финансовая устойчивость английского фунта стерлингов с 1561 по 1920 год. Именно они требуют своего объяснения в истории возникновения капитализма.

Выделение нового измерения истории и специфического исторического субъекта в виде исследуемых структур позволили Броделю создать оригинальную модель исторического исследования. Сначала рассматриваются географические, демографические, агротехнические, производственные и потребительские условия материальной жизни, или, как их назвал Бродель – «структуры повседневности» предмета исследования. Это – то, что не изменяется в течение длительного времени, исчисляемого столетиями, и составляет материальные условия существования человека в данной географической и социальной среде. Затем анализируются собственно экономические структуры общества, связанные со сферой обмена (рынки, ярмарки, биржи и кредиты, торговля и промышленность) и возникающие на их основе социальные структуры, начиная от простейших торговых иерархий и заканчивая, если того требует предмет исследования, государством. Наконец, в последней части исследования показывается, как в результате взаимодействия выявленных ранее структур возникает собственно предмет исследования, будь то мир экономики современного капитализма (Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV–XVIII вв., тт. 1–3. М., 1986–1992) или современная Франция (Что такое Франция. М., 1994–1997). В связи с тем, что предметом исследований Броделя являются цивилизации Средиземноморья, возникновение капитализма или самобытность Франции, рассматриваемые как моменты больших временных длительностей, полученные ученым результаты выходят за рамки нарративного изложения истории. По своему воздействию на развитие исторической науки Фернана Броделя можно поставить в один ряд с такими фигурами как Леопольд фон Ранке, Теодор Моммзен, Якоб Буркхард, Фюстель де Куланж, Люсьен Февр, Марк Блок и Арнольд Тойнби.

Несмотря на то, что конкретная научная работа в соответствии с разработанной Броделем методологией, предполагающей масштабные дорогостоящие изыскания, для современной российской науки в условиях ее недостаточного финансирования пока довольно затруднительна, труды Ф.Броделя являются образцами современного исторического исследования также и для многих российских историков и коллективов ученых.


БРОЙЛЬ, ЛУИ ДЕ (Broglie, Louis de) (1892–1987), французский физик, удостоенный Нобелевской премии 1929 по физике за открытие волновой природы электрона. Родился 15 августа 1892 в Дьепе в аристократической семье. В 1909 получил степень бакалавра истории в Парижском университете. Заинтересовался точными науками. После службы в армии в годы Первой мировой войны работал в лаборатории брата – Мориса де Бройля, где занимался исследованием высокочастотных излучений. Результатом этих работ стала докторская диссертация Исследования в области квантовой теории (Recherches sur la theorie de quanta), которую де Бройль защитил в 1924. В 1923, распространив идею А.Эйнштейна о двойственной природе света на вещество, предположил, что поток материальных частиц должен обладать и волновыми свойствами, связанными с их массой и энергией (волны де Бройля). Экспериментальное подтверждение этой идеи было получено в 1927 в опытах по дифракции электронов в кристаллах, а позже она получила практическое применение при разработке магнитных линз для электронного микроскопа. Концепцию де Бройля о корпускулярно-волновом дуализме использовал Э.Шредингер при создании волновой механики.
С 1928 по 1962 де Бройль был профессором Парижского университета. В 1933 стал членом Французской академии наук, а в 1942 – одним из ее постоянных секретарей. Много занимался вопросами образования, организовал при Институте Анри Пуанкаре центр по изучению современной теоретической физики. Автор популярных изданий по физике, в том числе известной книги Новая физика и кванты (La physique nouvelle et les quanta, 1936). Умер Луи де Бройль в Париже 19 марта 1987.

БРОКА, ПОЛЬ (Broca, Paul) (1824–1880), французский антрополог и хирург. Родился 28 июня 1824 в Сен-Фуа-ла-Гранд (департамент Жиронда). Получил медицинское образование и уже в молодые годы опубликовал ряд работ по медицине и хирургии. Наиболее известные из его трудов в этой области – серия публикаций по патологии суставных хрящей (1848–1851) и аневризмам и Трактат об опухолях. С исследования в 1850 эксгумированных скелетов на старинном кладбище в Париже началось его увлечение физической антропологией. В 1859 Брока основал Парижское общество антропологии, главой которого оставался до конца жизни. В 1867 стал профессором и вскоре был избран в Медицинскую академию. Продолжая преподавательскую и организационную деятельность, проводил исследования головного мозга, которые привели к обнаружению центра речи, известного как «извилина Брока». Публикации ученого по антропологии стимулировали развитие этой науки, особенно много он сделал для разработки инструментария физической антропологии. В 1872 Брока основал журнал «Антропологическое обозрение» («Revue d'anthropologie»), а в 1876 – Высшую школу антропологии. Принимал активное участие в научной жизни Франции, был основателем Французской ассоциации содействия развитию науки. Умер Брока в Париже 9 июля 1880.

БРОНЗИНО, АНЬОЛО (Bronzino, Agnolo) (1503–1572), итальянский художник, представитель флорентийской школы, известный также под именем Аньоло (или Анджело) ди Козимо ди Мариано (Agnolo di Cosimo di Mariano); иногда его называют Анджело Аллори (на самом деле это имя принадлежит наиболее известному из его учеников). Родился 17 ноября 1503 в Монтичелли близ Флоренции, был любимым учеником и помощником Якопо Понтормо, испытал влияние Микеланджело. В 1530 получил заказ в Пезаро, но через два года вернулся во Флоренцию. В искусстве Бронзино маньеризм достигает наивысшего расцвета. Картины заполнены фигурами, образующими своими очертаниями красивый, сложный рисунок; они расположены фризами, параллельными картинной плоскости; при этом мастер не стремится передать реальное трехмерное пространство. Вертикали и диагонали подчеркнуты, фигуры искусственно удлинены, их моделировка жесткая, скульптурная. Эти черты хорошо заметны в картинах Пьета (1565) и Сошествие во Ад (обе в галерее Уффици). Литературные пристрастия и теоретические воззрения, характерные для эпохи маньеризма, нашли отражение в картинах Бронзино, написанных на сложные аллегорические сюжеты, например Венера, Амур, Глупость и Время (1544–1545, Лондон, Национальная галерея). В портретах, особенно таких, как Элеонора Толедская с сыном (ок. 1545), Молодой человек с лютней (ок. 1530) и Бартоломео Панчатики (ок. 1540) (все – в Уффици), художник последовательно применяет маньеристические живописные приемы для достижения декоративности и изящества форм. Картины Бронзино отличаются тщательностью исполнения и аристократической сдержанностью образов. Многие из его моделей – члены семейства Медичи, придворным художником которого он был с 1539. Умер Бронзино во Флоренции 23 ноября 1572.

БРОНК, ДЕТЛЕВ ВУЛФ (Bronk, Detlev Wulf) (1897–1975), американский физиолог и биофизик. Родился 13 августа 1897 в Нью-Йорке. В 1921 окончил Пенсильванский университет. Работал там же (с 1929 – профессор этого университета). В 1929–1949 – директор научного фонда Джонсона при Пенсильванском университете. Во время Второй мировой войны был координатором научных исследований, проводимых по заказу военно-воздушных сил США. В 1949–1953 – ректор университета Джонса Хопкинса, в 1953–1968 – ректор Рокфеллеровского университета. Умер Бронк в Нью-Йорке 17 ноября 1975.

БРОНЬЯР, АЛЕКСАНДР (Brongniart, Alexandre) (1770–1847), французский минералог и геолог. Родился 5 февраля 1770 в Париже. Член Парижской Академии наук (1815). С 1797 профессор естественной истории в Школе четырех наций, с 1822 – профессор минералогии Парижского музея естественной истории. Предложил минералогическую классификацию горных пород. Изучая третичные породы Парижского бассейна, Броньяр совместно с Ж.Кювье разработал палеонтологический метод исследований в стратиграфии, впервые показав, что отдельные геологические слои можно распознавать по содержащимся в них «руководящим» ископаемым. Броньяр и его ученики заложили основы химии керамики и воссоздали забытое искусство рисунка на стекле, ему принадлежит классический труд Трактат по искусству керамики (Trait des Arts cramiques, 1845). Умер Броньяр в Париже 7 октября 1847.

БРОУН, РОБЕРТ (Brown, Robert) (1773–1858), английский ботаник. Родился 21 декабря 1773 в Монтроузе (Шотландия). Изучал медицину в Абердинском и Эдинбургском университетах (1789–1795). В течение пяти лет работал ассистентом хирурга в Британской армии. В 1798 в Лондоне познакомился с Дж.Бэнксом, президентом Королевского общества, и в 1801 по его рекомендации был приглашен принять участие в экспедиции, направлявшейся в Австралию. В 1805 возвратился в Англию с коллекцией растений, насчитывавшей более 4000 видов. В 1810 опубликовал труд, посвященный флоре Австралии. В том же году стал личным библиотекарем Бэнкса. После смерти последнего в 1820 его библиотека и все коллекции перешли по завещанию в пожизненное владение Броуна. В 1827 он передал их Британскому музею и стал хранителем его ботанического отдела. С 1849 по 1853 Броун был президентом Линнеевского общества.
Основные работы Броуна посвящены морфологии и систематике растений. Ученый впервые описал строение семяпочки и установил различие между голосеменными и покрытосеменными растениями (1825), обнаружил процесс полового скрещивания (опыления) у высших растений. Наблюдая под микроскопом поведение частиц пыльцы, взвешенных в воде, обнаружил, что они совершают хаотические зигзагообразные движения (1827). Впоследствии показал, что подобным же образом ведут себя суспензии любых других веществ. Это явление позже получило название броуновского движения. В 1831 Броун изучил и описал ядро растительной клетки. Умер Броун в Лондоне 10 июня 1858.

БРОУН, ТОМАС (Browne, Thomas) (1605–1682), английский писатель, знаток древностей, врач. Родился 19 октября 1605 в Лондоне. Учился в Уинчестер-колледже и Бродгейт-Холле (ныне Пембрук-колледж) Оксфордского университета, закончил образование в 1626. Путешествовал по Ирландии, изучал медицину в университетах Монпелье и Падуи, защитил докторскую диссертацию в Лейдене, впоследствии обосновался в Галифаксе, где занялся врачебной практикой. В 1637, получив звание доктора наук в Оксфорде, перебрался в Норидж, где прожил всю оставшуюся жизнь.
Броун был выдающимся терапевтом, однако его международная слава писателя еще при жизни затмила славу врача. Первая книга Религия врача (Religio Medici, 1642) втайне от автора была дважды напечатана с одной из рукописей, ходивших среди его друзей. В 1646 вышла книга Эпидемия ложных мнений (Pseudodoxia Epidemica), больше известная под названием Распространенные заблуждения, в которой собраны весьма занимательные рассуждения о науке, древностях и истории. В 1658 была опубликована последняя книга Броуна – Погребение в урнах и сад Кира (Urne Burial and The Garden of Cyrus).

Хотя по убеждениям Броун был роялистом и в 1671 Карл II посвятил его в рыцари, единственным отзвуком Гражданской войны в его сочинениях является беглое упоминание об «этом неразумном веке». Умер Броун в Норидже 19 октября 1682.

БРОУН-СЕКАР, ШАРЛЬ ЭДУАР (Brown-Squard, Charles-duard) (1817–1894), французский физиолог и невропатолог. Родился 8 апреля 1817 в Порт-Луи на о.Маврикий. Окончил Парижский университет, получив в 1846 степень доктора медицины. В 1860–1863 работал в Лондонском национальном госпитале, в 1864–1867 читал лекции по физиологии в Гарвардском университете в США, в 1868–1872 был профессором экспериментальной и сравнительной патологии Парижского университета, в 1878–1894 – профессором кафедры физиологии в Коллеж-де-Франс.
Именем Броун-Секара названы ряд явлений, связанных с патологией нервной системы. Ученый исследовал также функции надпочечников и процессы старения организма.

Броун-Секар основал в Париже «Журнал физиологии человека и животных» («Journal de la Physiologie de l'homme et des animaux», 1858–1863) и «Архивы нормальной и патологической физиологии» («Archives de Physiologie normale et pathologique», 1868–1894). Кроме того, в Нью-Йорке в 1873 основал журнал «Архивы научной и практической медицины» («Archives of Scientific and Practical Medicine»). В 1887 стал президентом Биологического общества. Умер Броун-Секар в Париже 1 апреля 1894.

БРУК, РУПЕРТ (Brooke, Rupert) (1887–1915), английский поэт. Родился 3 августа в Рагби (графство Уорикшир); его отец был директором Рагби-Скул. В 1901 Брук стал учеником этой школы и вскоре добился успехов в спорте, учебе и поэзии. Поступив в Кембриджский университет в 1906, в 1909 окончил его с ученой степенью и еще три года провел в тех местах, занимаясь науками и творчеством и время от времени посещая Европу. В конце 1911 вышел его сборник Стихи (Poems), а в 1913 он предпринял путешествие на острова Тихого океана и провел на Таити три счастливых месяца. Вернулся в июне 1914; с началом войны был произведен в офицеры военно-морским министром У.Черчиллем, участвовал в Антверпенской экспедиции, затем отплыл к Дарданеллам. На греческом острове Скирос Брук заразился столбняком и умер 23 апреля 1915. Второй томик его стихов вышел посмертно. Брук погиб, еще только обретая свой голос и стиль, хотя уже был автором сильных зрелых стихов, например знаменитого сонета Солдат (The Soldier).

БРУКОВ ДИНАСТИЯ (Brooke), три поколения англичан, более 100 лет правивших княжеством Саравак на севере о.Калимантан (Борнео).
Сэр Джеймс (1803–1868), основатель династии, сын судьи Высокого суда Бенареса (Варанаси) (Индия) и потомок сэра Томаса Вайнера, лорд-мэра Лондона при Оливере Кромвеле. После смерти отца в 1835, получив небольшое наследство, молодой Брук купил и снарядил вооруженную яхту «Роялист» и направился на Восток в смутной надежде завести торговлю на Яве или Сулавеси (Целебесе).

Достигнув Сингапура, он узнал о восстании в малоизвестном государстве Саравак на северо-западе Борнео, где правил раджа Муда Хассим, дядя Омара Али Саифуддина, султана Брунея, также расположенного на севере этого острова. В поисках приключений Брук поплыл в Кучинг, столицу Муда Хассима на р.Саравак, и вскоре стал командующим армией раджи. После нескольких стычек с противником ему удалось подавить восстание. Наградой было обещание полной власти над страной при условии согласия султана Брунея. Султан делал все, чтобы помешать передаче властных полномочий, и Джеймсу удалось получить титул раджи только в августе 1842. Опираясь на малочисленную группу сподвижников, он тем не менее сумел распространить свое влияние на всю страну.

У нового раджи не было ни армии, ни флота, ни судебных учреждений, ни кадров администраторов и почти отсутствовали денежные средства. Несмотря на слабость позиций, Джеймс разбил морских разбойников, напал на султана в его штаб-квартире и положил конец походам за черепами вблизи Кучинга. Ему удалось оживить торговлю, установить правопорядок и организовать, при личном участии, научные экспедиции в глубь страны.

Когда в Англии стало известно, сколь безжалостно Брук расправился с пиратами, ему как британскому подданному пришлось в сентябре 1854 предстать перед судом в Сингапуре. Мятеж китайских поселенцев в глубинных районах Саравака еще больше подорвал его власть. Умер он в своем английском поместье в Девоншире в 1868.

Сэр Чарльз (1829–1917), преемник и племянник сэра Джеймса, за пятьдесят лет правления раздвинул границы Саравака, который почти полностью охватил территорию Брунея. В числе сочинений Ч.Брука – изданная в 1907 блестящая брошюра, которая показывает его беспощадным критиком колониализма и пророком, предсказавшим конец колониализма и подъем России и Китая.

Сэр Вайнер (1874–1963), преемник и старший сын сэра Чарльза. За годы его правления Саравак разбогател на добыче нефти. Население княжества чувствовало себя в безопасности под защитой базировавшегося в Сингапуре британского флота. Однако в декабре 1941 страну оккупировали японцы. Во время войны Вайнер создал в Лондоне временное правительство, а в 1946 добровольно передал Саравак Великобритании, положив конец правлению белых раджей.

БРУНГИЛЬДА (Brunhilda) (ум. 613), франкская королева. Брунгильда, дочь короля вестготов Атанагильда, вышла замуж за Сигберта I, короля Австразии, в 567. Сестра Брунгильды Гальсвинта стала женой короля Нейстрии Хильперика I из той же династии Меровингов. Когда Хильперик в угоду любовнице Фредегунде убил Гальсвинту, между ним и Сигбертом возникла кровная месть и Сигберт был убит. После смерти мужа Брунгильда продолжила борьбу. Она пережила Хильперика, который был убит на охоте в 584. Стремясь стать правительницей Австразии и Бургундии, она навлекла на себя ненависть местной знати и в весьма преклонном возрасте была выдана Хлотарю II Нейстрийскому, сыну Фредегунды. В 613 ее привязали за волосы к конскому хвосту, и лошадь волочила ее за собой, пока Брунгильда не скончалась.

БРУНЕЛЛЕСКИ, ФИЛИППО (Brunelleschi, Filippo) (1377–1446), итальянский архитектор, скульптор, изобретатель и инженер. Родился во Флоренции, начал творческую деятельность как скульптор. Бронзовый рельеф Жертвоприношение Исаака (музей Флорентийского собора) создан им в 1401 в качестве конкурсной работы на право выполнить новые двери флорентийского Баптистерия. Брунеллески проиграл на этом конкурсе Лоренцо Гиберти, после чего сосредоточил свое внимание на архитектуре. За 16 лет, в течение которых осуществлялось строительство купола Флорентийского собора (1420–1436), и до своей смерти в 1446 Брунеллески возвел во Флоренции целый ряд зданий, придавших архитектуре принципиально новый импульс. В приходской церкви Сан Лоренцо, ставшей семейным храмом Медичи, он сначала возвел ризницу (окончена в 1428 и обычно именуется Старой сакристией, в отличие от Новой, построенной Микеланджело столетием позже), а затем перестроил всю церковь (1422–1446). Воспитательный дом (Оспедале дельи Инноченти, 1421–1444), церковь Санто Спирито (начата в 1444), капелла семейства Пацци во дворе францисканского монастыря Санта Кроче (начата в 1429) и ряд других замечательных зданий ренессансной Флоренции связываются с именем Брунеллески.
Если вопросы авторства и датировки этих зданий периодически вызывают дискуссии, то никто и никогда не ставил под сомнение тот факт, что новый язык архитектуры, созданный Брунеллески и подхваченный его последователями, означал решительный разрыв со средневековым прошлым. Новый стиль искал опору и вдохновение в архитектуре древнего Рима, а также в классических деталях зданий романского стиля в Тоскане, вроде флорентийского баптистерия, а кроме того – в византийских и исламских постройках. Выраженный с наибольшей четкостью в интерьерах Старой сакристии и капеллы Пацци, этот стиль отличается ясной логикой композиционного решения и визуальной гармонией. Отдельные части зданий объединены системой пропорций и повторяемостью строгих геометрических форм, они подчеркнуты с помощью излюбленного приема Брунеллески – контраста ярко освещенных стеновых панелей и деталей украшения, выполненных из более темного камня. Обращаясь к своему скульптурному опыту, Брунеллески требовал пристального внимания к резным элементам – таким, как капители, пилястры, обломы, что привело к утверждению во флорентийском строительном деле новых эталонов мастерства и красоты. Пожалуй, никому другому из мастеров раннего Возрождения не удалось столь органично соединить теоретические представления с их практическим осуществлением. Умер Брунеллески во Флоренции 15 апреля 1446.


БРУНЕР, ДЖЕРОМ СЕЙМУР (Bruner, Jerome Seymour) (р. 1915), американский психолог и педагог. Родился в Нью-Йорке 1 октября 1915. Получил образование в университете Дьюка, затем в Гарварде, где защитил степень доктора философии в 1941. В 1941–1945 занимался проблемами политической разведки и психологической войны. В 1950 стал профессором психологии Гарвардского университета. С 1960 по 1972 вместе с Джорджем Миллером руководил Гарвардским центром когнитивных исследований, где данные и методы экспериментальной психологии, лингвистики, возрастной психологии, антропологии, философии и исследований искусственного интеллекта впервые были объединены в единую дисциплину – когнитивную науку. Среди работ Брунера – Процесс обучения (The Process of Education, 1960); Исследования развития познавательной деятельности (Studies in Cognitive Growth, 1966, совместно с Р.Р.Олвером и П.М.Гринфилдом); Процессы развития познавательной деятельности: младенчество (Processes of Cognitive Growth: Infancy, 1968); Реальные умы, возможные миры (Actual Minds, Possible Worlds, 1986).
Ранние работы Брунера опровергали представление о восприятии как пассивной регистрации событий внешнего мира органами чувств; ученый предположил, что перцептивные образы формируются на основании тех гипотез, которые использует воспринимающий индивид при активном поиске сенсорных данных, подтверждающих или опровергающих определенные факты.

Подход Брунера к формированию понятий подчеркивает роль различных стратегий, используемых человеком при попытке определить категории, к которым культура относит определенные объекты. Большинство понятий определяется рядом свойств, которые могут быть как конъюнктивными, т.е. связанными (стул имеет сиденье и спинку), так и дизъюнктивными, т.е. альтернативными (мотор приводится в действие паром или бензином). Брунер показал, что формирование дизъюнктивных понятий дается труднее, чем формирование конъюнктивных понятий.

Ученый считал, что человек активно ищет знания за пределами непосредственно данного, и это относится как к детям, так и ко взрослым. Сборник его эссе так и назывался – За пределами непосредственной информации (Beyond the Information Given, 1973). Брунер изучал детские игры и внес заметный вклад в модификацию взглядов Жана Пиаже, считавшего, что в своем развитии ребенок неизбежно проходит соответствующие когнитивные стадии. Брунер показал, что, если обучать детей с применением методик, позволяющих им раскрыть свои знания, дети обнаруживают способности к сложным видам восприятия и познания в гораздо более раннем возрасте.

БРУНО, ДЖОРДАНО (Bruno, Giordano) (1548–1600), итальянский философ, активный сторонник учения Н.Коперника. Родился в поселке у города Нола недалеко от Неаполя в 1548. Учился в монастырской школе в Неаполе, где в 1565 вступил в доминиканский орден, принял монашество; в 1572 стал священником. Занимался самообразованием, проникся атеистическими взглядами. В 1756 был обвинен в ереси, порвал с монашеством и бежал сначала в Рим, а затем за пределы Италии; переезжал из города в город, занимался чтением лекций и сочинением многочисленных трудов. С 1579 жил во Франции, читал лекции по астрономии в Тулузском и Парижском университетах. В 1583 переехал в Англию, в 1585 переселился в Германию, где странствовал по разным городам, пропагандируя свое мировоззрение. В 1592 по доносу венецианского патриция Джованни Мочениго, пригласившего его в Венецию, был предан суду инквизиции. Бруно был арестован, против него было начато следствие – сначала в Венеции, а в 1593, после выдачи Бруно Венецианским государством, в Риме. Ему были предъявлены многочисленные обвинения в богохульстве, аморальном поведении и еретических взглядах в области догматической теологии; осуждению подверглись также некоторые из его философских и космологических идей. Бруно отказался признать ложными главные из своих теорий и по повелению Климента VIII был приговорен к смертной казни, а затем сожжен на костре на площади Кампо ди Фьоре в Риме 17 февраля 1600.
Среди ранних сочинений Бруно – комедия на итальянском языке Подсвечник (Il Candelaio, 1582) и несколько трактатов, посвященных теориям Раймунда Луллия об искусстве механического мышления и памяти («великом искусстве»). Важнейшими произведениями этого периода являются диалоги на итальянском языке, написанные им в Англии, и поэмы на латинском языке, написанные в Германии. Его метафизическое учение изложено в работе О причине, начале и едином (De la causa, principio e uno, 1584), в которой он утверждает, что Бог (Бесконечное) включает или сочетает в себе все атрибуты, в то время как частные феномены суть не что иное, как конкретные манифестации единого бесконечного принципа. Единая универсальная материя и единая универсальная форма, или душа, являются непосредственными началами всех отдельных вещей. Космология Бруно изложена в его работе О бесконечности, Вселенной и мирах (De l'infinito, universo e mondi, 1584). В этом произведении он опровергает традиционную аристотелевскую космологию и утверждает, что физическая Вселенная бесконечна и включает бесконечное число миров, в каждом из которых есть солнце и несколько планет. Таким образом, Земля всего лишь небольшая звезда среди других звезд в бесконечной Вселенной.

Метафизика Бруно является связующим звеном между взглядами Николая Кузанского и Спинозы; она также оказала непосредственное влияние на немецкий классический идеализм. В своей космологии Бруно следует Лукрецию и Копернику, однако выводит из коперниканской системы гораздо более радикальные следствия, чем ее автор. Больше, чем любой другой итальянский философ того времени, Бруно заслуживает названия предшественника, если не основателя современной науки и философии. Его идеи и произведения свидетельствуют скорее о смелости и богатом воображении, чем о точности и осторожности в выводах, однако совпадение его представлений с позднейшими научными и философскими теориями поразительно.

Среди других важнейших трудов Бруно – Пир на пепле (Cena de le leneri, 1584); Изгнание торжествующего зверя (Spaccio de la bestia trionfante, 1584); Тайна Пегаса (Cabala del cavallo Pegaseo, 1585); О трагическом энтузиазме (Degli eroici furori, 1585); 120 статей о природе и Вселенной против перипатетиков (Centum et viginti articuli de natura et mundo adversus Peripateticos, 1586); 160 статей (Articuli centum et sexaginta, 1588); О тройственном минимуме и измерении (De triplici minimo et mensuro, 1589); О монаде, числе и фигуре (De monade, numero et figura, 1589); О безмерном и бесчисленном (De immenso, innumerabilibus et infigurabilibus, 1589).

БРУСИЛОВ, АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (1853–1926), российский военачальник. Родился 19 (31) августа 1853 в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия). В качестве кавалериста участвовал в русско-турецкой войне в 1877–1878 на Кавказском фронте. В 1911 был назначен командующим армейским корпусом в Подолье. В 1912–1913 – помощник командующего войсками Варшавского военного округа. В начале Первой мировой войны занял Галицию. В апреле 1915 командовал 8-й армией и в ходе Карпатской операции вел боевые действия против генерала А.фон Маккензена (Галицийская битва). Силы оказались неравными, и Брусилов отступил. В апреле 1916 он был назначен главнокомандующим Юго-Западного фронта и в том же году осуществил успешное наступление («брусиловский прорыв»), вернул Галицию и дошел до Буковины. Успех этой операции привел к поражению австро-венгерской армии. После отречения царя Николая II в 1917 Брусилов попытался продолжить войну. В мае 1917 он подал в отставку, но она не была принята, и Брусилов получил пост верховного главнокомандующего. После провала июньского наступления 1917 был заменен Л.Г.Корниловым. До 1920 постов не занимал. Был назначен военным инспектором в центральном аппарате народного комиссариата по военным делам. Воевал против Польши, в 1923–1924 был инспектором кавалерии. Умер Брусилов в Москве 17 марта 1926.

БРУТ, ЛУЦИЙ ЮНИЙ (Lucius Iunius Brutus), согласно римской традиции, основатель республиканского строя в Риме (509 до н.э.). Брут уничтожил царскую власть, изгнав своего дядю Тарквиния Гордого. По преданию, Брут, служивший при дворе Тарквиния конюшим, и Тарквиний Коллатин, супруг Лукреции, в том же 509 до н.э. стали первыми римскими консулами.
Вероятно, Брут – фигура историческая, однако во всех рассказах о нем присутствуют элементы мифологии. В юности ему пришлось прикинуться слабоумным, чтобы избежать смерти, которая грозила ему от Тарквиния, который убил его отца и старшего брата (отсюда прозвище Брут, лат. «тупой»). Затем, согласно легенде, когда Дельфийский оракул объявил Бруту и сыновьям Тарквиния, что править Римом будет тот, кто первым поцелует мать, Брут тут же сделал вид, что споткнулся и, упав на землю (Земля-Мать), поцеловал ее. Считается, что, став консулом, Брут сделал более гуманными некоторые культы, ввел должность rex sacrorum (жреца, на которого возлагалось отправление религиозных обрядов, прежде совершавшихся царем), увеличил число сенаторов и ввел некоторые обычаи, соблюдавшиеся затем в римской республике, в том числе попеременное пребывание фасций, символа власти, у двух консулов. Согласно другим, более сомнительным сообщениям, Брут изгнал своего коллегу Коллатина из Рима, проведя закон, требовавший удаления из Рима всех Тарквиниев, и даже казнил за участие в заговоре с целью восстановления царской власти собственных сыновей. Рассказывается также, что Брут погиб в единоборстве с сыном Тарквиния Гордого, когда тот при поддержке этрусков пошел на Рим войной, чтобы восстановить здесь свою власть.

БРУТ, МАРК ЮНИЙ (Marcus Iunius Brutus) (85?–42 до н.э.), римский сенатор. Брут происходил из семьи, сознательно культивировавшей тираноборческие традиции. По отцовской линии его род возводили к Луцию Юнию Бруту, свергнувшему в 509 до н.э. Тарквиниев; по материнской линии среди его предков был Гай Сервилий Агала, который в 439 до н.э. убил претендовавшего на диктаторскую власть Спурия Мелия. На самом деле эта родословная достаточно сомнительна: род Брутов с уверенностью прослеживается не далее конца 4 в. до н.э. После того как в 77 до н.э. отец Брута был предательски убит Помпеем Великим, мальчика усыновил брат его матери Квинт Сервилий Цепион, и потому современники нередко упоминали его как Квинта Цепиона Брута. Первое упоминание о Бруте как политической фигуре относится к периоду т.н. первого триумвирата, оформившегося в 60 до н.э. союза Цезаря, Помпея и Красса. Тогда Бруту было предъявлено ложное обвинение в подготовке покушения на Помпея (59 до н.э.). Вскоре (в 58 до н.э.) он отправился на Кипр (фактически в изгнание) в свите другого своего дяди, Марка Порция Катона. Возможно, к этому времени относится предоставление Брутом займа этой провинции под проценты. В следующий раз Брут отправился на восток в 53 до н.э., сопровождая своего тестя Аппия Клавдия, проконсула Киликии в Малой Азии. Быть может, эта поездка также была связана с финансовыми операциями.
Когда в 49 до н.э. началась гражданская война между Цезарем и Помпеем, Брут встал на сторону Помпея, убийцы своего отца. Без сомнения, к этому его побудил пример дяди Катона. Брут отличился в сражении при Диррахии, на Адриатическом побережье современной Албании. После решительного поражения Помпея при Фарсале в северной Греции (48 до н.э.) Цезарь не только сохранил Бруту жизнь, но и назначил на ответственные должности. Будущий убийца Цезаря стал проконсулом Цизальпийской Галлии (46 до н.э.), городским претором в Риме (44 до н.э.), на 43 до н.э. ему была обещана в управление Македония, провинция к северу от Греции, а в будущем – консульство. Несмотря на все эти знаки расположения со стороны Цезаря, Брут откликнулся на предложение Гая Кассия Лонгина умертвить великого диктатора и стал душой заговора. Традиционная версия обстоятельств убийства сделала бессмертным маленький штрих – горестное изумление Цезаря («И ты, Брут!»), увидевшего Брута среди нападающих.

После пламенной речи Марка Антония на похоронах Цезаря вожди заговора сочли за лучшее покинуть столицу. В сентябре 44 до н.э. Брут был уже в Афинах. Далее он отправился на север, в Македонию, провинцию, которую назначил ему Цезарь. Прежний проконсул Квинт Гортензий, сын знаменитого оратора Гортензия, признал законность притязаний Брута и передал ему провинцию вместе с армией.

Тем временем Антоний вытребовал у сената для себя, точнее, для своего брата Гая, Македонию. Однако когда Гай переправился через Адриатическое море, войска Брута заперли его в Аполлонии на побережье и принудили сдаться (март 43 до н.э.). После этого сенат утвердил Брута в должности проконсула Македонии, а после поражения Антония при Мутине в северной Италии (апрель 43 до н.э.) Брут с Кассием были назначены главнокомандующими войск восточных провинций. Первым делом Брут совершил поход на фракийцев, в основном ради добычи. Но когда в ноябре 43 до н.э. Антоний, Октавиан (будущий император Август) и Марк Эмилий Лепид образовали второй триумвират, Брут, который понимал, что ему придется воевать с этой новой коалицией, перебрался в Малую Азию, чтобы набрать здесь людей, флот и денежные средства, а потом присоединиться к Кассию. Драгоценное время было потрачено на сбор денег в Ликии на побережье Малой Азии и на острове Родос у ее берегов, и лишь во второй половине 42 до н.э. Брут и Кассий двинулись на запад. Встреча с армией Антония и Октавиана произошла в Македонии, где состоялось двойное сражение при Филиппах. В первом бою Брут одержал верх над Октавианом, но Кассий, которому показалось, что поражение неизбежно, покончил с собой. Во второй битве, примерно три недели спустя, Брут был разбит, после чего совершил самоубийство (23 октября 42 до н.э.).

Хотя Брута часто изображают человеком строгих правил, который боролся за республиканские свободы, отвергая излишнее кровопролитие, он очень далек от того, чтобы быть «благороднейшим из римлян», как назвал его Шекспир. Типичный сенатор-аристократ, он упорно отстаивал узаконенные привилегии и иные интересы нобилитета, класса, традиционно находившегося в Риме у власти. Проявленная Брутом суровость по отношению к провинциалам и его готовность сделаться проконсулом, к чему он был совершенно не подготовлен, говорят о его непоколебимой уверенности, что призвание людей, принадлежащих к его классу, состоит в том, чтобы править и использовать государственный аппарат в собственных интересах. Но с чем он не был в состоянии примириться, так это с присвоением одним человеком всей полноты власти. Однако нет сомнения в том, что у Брута, ученого и книжника (его именем великий оратор, писатель и политик Цицерон назвал один свой значительный трактат, а несколько других, не менее важных, были им посвящены Бруту), могли отыскаться и другие доводы в оправдание своего кровавого деяния. Греческая философия оправдывала убийство тирана, а соблазнение Цезарем Сервилии, матери Брута, могло дать ему в руки личные мотивы для убийства. Однако все эти соображения второстепенны: истинная вина Цезаря заключалась в принятии им должности пожизненного диктатора, dictator perpetuus. У Брута, несомненно пребывавшего под влиянием своего дяди Катона, которым он искренне восхищался (об этом свидетельствует и развод Брута с Клавдией ради женитьбы на Порции, дочери своего дяди, после его смерти, и панегирик, тогда же сочиненный Брутом Катону), сложилось непреклонное убеждение, что господствовать должно все сословие сенаторов, а не отдельный человек. Говоря словами самого Брута: «Я воспротивлюсь любой силе, которая поставит себя выше закона».


БРУХ, МАКС (Bruch, Max) (1838–1920), немецкий композитор, родился 6 января 1838 в Кёльне. Ученик Ф.Хиллера, К.Рейнеке и Ф.Брейнинга, он рано начал сочинять в хоровых жанрах, и в течение всей жизни Бруха именно такого рода сочинения приносили ему успех. Он работал в Германии и в Англии, а в 1892 сменил Г.фон Херцогенберга на посту декана композиторского отделения в берлинской Высшей музыкальной школе. Умер Брух в Фриденау 2 октября 1920. Наиболее долговечными в его наследии оказались первые два из написанных им скрипичных концертов и пьеса Кол Нидрей для виолончели с оркестром.

БРЭГГ, УИЛЬЯМ ГЕНРИ (Bragg, William Henry) (1862–1942), английский физик, удостоенный в 1915 Нобелевской премии по физике (совместно с сыном Уильямом Лоренсом Брэггом) за работы по изучению строения кристаллов с помощью рентгеновских лучей. Родился 2 июля 1862 в Уигтоне (графство Камберленд). Окончил Тринити-колледж Кембриджского университета (1855). С 1886 – профессор университета Аделаиды (Австралия), с 1909 – Лидского, с 1915 – Лондонского университетов, с 1923 – профессор Королевской ассоциации.
Первые работы Брэгга посвящены определению длины пробега a-частиц и создаваемой ими удельной ионизации на разных расстояниях от источника излучения (кривая Брэгга). В 1912 совместно с У.Л.Брэггом впервые использовал дифракцию рентгеновских лучей на кристаллах для исследования кристаллических структур. Анализируя отражение монохроматического рентгеновского излучения от различных сечений кристаллической решетки, ученые определили характеристики этого излучения и тип симметрии решетки. В 1913 Брэгг сконструировал первый рентгеновский спектрометр. Все эти работы положили начало рентгеноструктурному анализу и рентгеновской спектроскопии.

Во время Первой мировой войны Брэгг выполнял заказы военного ведомства, в частности работал над проблемой обнаружения подводных лодок акустическими методами. В 1920 был возведен в рыцарское достоинство. Награжден медалями Б.Румфорда (1916), Копли (1930). Широкой известностью пользовались популярные лекции Брэгга по различным разделам физики. Умер Брэгг в Лондоне 12 марта 1942.

БРЭГГ, УИЛЬЯМ ЛОРЕНС (Bragg, William Lawrence) (1890–1971), английский физик, удостоенный в 1915 Нобелевской премии по физике (совместно со своим отцом, Уильямом Генри Брэггом) за работы по изучению кристаллов с помощью рентгеновских лучей. Родился 31 марта 1890 в Аделаиде (Австралия). Учился в Аделаидском и Кембриджском университетах (последний окончил с отличием в 1912). В 1919–1937 – профессор Манчестерского университета (сменил на этом посту Э.Резерфорда), в 1937–1938 – директор Национальной физической лаборатории, в 1938–1953 – профессор и директор Кавендишской лаборатории, в 1954–1966 – директор Королевской ассоциации.
Работы Брэгга посвящены теории дифракции рентгеновских лучей, рентгеноструктурному анализу, фазовым переходам в металлах и сплавах, структуре белков. В 1913 независимо от Ю.В.Вульфа вывел уравнение, связывающее угол отражения рентгеновских лучей от системы параллельных кристаллографических плоскостей с расстоянием между этими плоскостями (условие Брэгга – Вульфа). Разработал методы расшифровки рентгенограмм с помощью преобразования Фурье, определил структуру многих силикатов. В 1939, используя рентгеновское излучение, получил оптическое изображение атомной структуры кристалла, предвосхитив создание голографии. Совместно с Дж.Берналом и Л.Полингом определил с помощью рентгеноструктурного анализа структуру гемоглобина, положив начало обширным структурным исследованиям биомолекул. Был награжден медалями Д.Юза (1931), Копли (1966), Королевской медалью (1946). Умер Брэгг в Ипсуиче (графство Суффолк) 1 июля 1971.

БРЭДЛИ, ФРЭНСИС ГЕРБЕРТ (Bradley, Francis Herbert) (1846–1924), английский философ, в течение почти полувека признанный лидер британского неогегельянства. Родился 30 января 1846 в Клапеме (Англия), получил образование в Оксфордском университете, где вскоре после окончания в 1870 был избран членом совета Мёртон-колледжа. В Оксфорде Брэдли оставался до конца жизни затворником, холостяком и книжным червем, посвятив себя целиком писательскому труду ; он никогда не читал лекций, не преподавал и не появлялся на философских собраниях. Лишь изредка перебирался во Францию, где вел такую же затворническую жизнь. Брэдли серьезно интересовался литературой и в немалой степени был обязан своим влиянием литературному мастерству. Блестящий и беспощадный критик эмпиризма, он при поддержке Грина и Кэрда серьезно поколебал его позиции в британских университетах. Ученый был отмечен одной из высших наград – орденом «За заслуги». По общему признанию, Брэдли – самый видный представитель своего поколения в британской философии. Умер Брэдли в Оксфорде 18 сентября 1924.
Фундаментальные принципы системы Брэдли соответствуют принципам двух главных течений в идеализме. С одной стороны, он считал, что быть – значит быть воспринятым (в опыте): «все, что ни в каком смысле не является предметом ощущения или восприятия, для меня совершенно незначимо». С другой – он считал, что реальное есть разумное. Критерием истинности или реальности является соответствие требованиям разума. На доказательство первого пункта Брэдли не тратит слишком много времени, поскольку считает его практически очевидным; разработке второго он посвящает большую часть своих сочинений.

Брэдли пишет о трех стадиях, или уровнях, в жизни разума. Для каждого из нас опыт начинается с непосредственно данного: в младенческом возрасте мы ничего не выделяем и не осознаем отдельное как таковое; в это время не существует ни Я, ни не-Я – никаких явно выделяемых вещей или качеств. Постепенно качества группируются и образуют то, что мы называем «вещами»; эти вещи в их соотношениях образуют весь привычный мир здравого смысла и науки – второй уровень разума. Может ли философ считать этот мир полностью реальным? Нет. При его исследовании обнаруживается масса противоречий, а то, что противоречиво, должно быть отвергнуто как нереальное. В первой части своего главного произведения Видимость и реальность: Опыт метафизики (Appearance and Reality: A Metaphysical Essay, 1893) Брэдли отвергает на этом основании весь мир обыденного опыта, включая пространство и время, вещество и причинность, тела и души. И лишь в последней части берется за его восстановление. Брэдли проясняет смысл критерия, использованного им в первой части, а именно соответствие интеллекту, и находит, что соответствие это заключается в логической непротиворечивости. Однако единственное знание, которое способно обладать такой непротиворечивостью, есть некое целостное знание, всеобъемлющее и гармоничное, в котором ничто не пропущено и все необходимо соотнесено со всем остальным. Брэдли полагал, что существование мировой системы такого рода составляет недоказуемую, но неизбежную посылку философии. Эту систему он называл Абсолютом – третьим и высшим уровнем разума. Вероятно, мы никогда в действительности его не достигнем, но к нему можно постепенно приближаться, и этим приближением измеряется степень истинности, которой располагает любая мыслительная система. В своей работе Этические исследования (Ethical Studies, 1876) Брэдли предложил подобный критерий прогресса и в сфере моральной жизни. Среди других главных работ философа – Принципы логики (Principles of Logic, 1883) и Опыты об истине и реальности (Essays on Truth and Reality, 1914).

* ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*

тел. 728 - 3241




 

 




 

* ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*

тел. 728 - 3241

 

ЗАКАЗАТЬ РЕФЕРАТ

ЗАКАЗАТЬ КУРСОВУЮ

ЗАКАЗАТЬ ДИПЛОМ

Новости образования

Все о ЕГЭ

Учебная литература on-line

Статьи о рефератах

Образовательный софт


   E-mail:info@troek.net

Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
 Тел: (495) 728- 32-41

| Главная | Рефераты на заказ | Типы работ | Предметы и темы | Гарантии | Цены | Заказ и оплата | В помощь студенту |
| Партнерство и рекламма | Вузы Москвы | Вакансии | Разное |

Copyright © 2002 " ТРОЕК НЕТ". All rights reserved.
Web - master: info@troek.net